ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕОСОФИЯ  КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИЛЛЮЗИЙ И РАЗЪЕДИНЕНИЯ

                                          ЛЕОНИД ВОЛОДАРСКИЙ, писатель, поэт, теософ.

                                                Председатель  независимой писательско-   

                                                 эзотерической ассоциации «Лютня-Ориолы»

            Дорогие друзья! Уважаемые единомышленники!

            С первого взгляда может показаться, что тема моего доклада звучит по меньше мере странно. Что такое «художественная теософия»? Существует классическая теософия с определённым набором своей литературы и устоявшимся понятием о том, что это такое.

            И если говорить о теософии,  то для нас, сидящих в этом зале, естественно в первую очередь всплывает имя Елены Петровны Блаватской, родоночальницы современного теософского движения в том виде, в котором мы его знаем.

            И всё-таки, именно Блаватской мы обязаны таким явлением, как «художественная теософия», потому что она явила миру такие удивительные книги, как «Из пещер и дебрей Индостана», «Загадочные племена на голубых горах» и, наконец, «Кармические видения», сборник рассказов, где теософия выступает не в прямом, а в опосредованном виде, выражается через художественных героев.

            И вот с этого момента многие произведения мировой литературы, написанные и задолго до Блаватской, тоже правомочно считать «художественной теософией». Это может быть и проза, и поэзия.

            Достаточно вспомнить и Свифта, и Гофмана, и, конечно, Гёте. А наш Гоголь, а Достоевский со своей «Лекгендой о Великом Инквизиторе»? А Пушкин с «Пиковой дамой». Неспроста знаменитая Е.П. Блаватская  так любила цитировать  Пушкина!

            И что уж говорить о недавно ушедшем веке двадцатом с его Толкиеном, Кастанедой, Пауло Коэльо, Джоан Роуллинг, русскими Даниилом Андреевым, Корой Антаровой и многими  другими авторами, имена которых могли бы составить впечатляюще длинный список.

            Не надо забывать и о поэзии Серебряного века в России, которая развивалась сплошь под влиянием идей теософии после появления в 1908 году в России Теософского Общества. Часто бывало, что автор даже отрекался от этих идей, а сам был «Художественным теософом».

            Например Блок, побывавший на собрании такого общества заметил: «Здесь говорят о несказуемом», а сам всю жизнь о несказуемом и писал. Не зря современные французские последователи некогда сожжённых катаров называют Блока своим поэтом и считают, что он когда-то воплощался именно там, в Древней Окситании, разгромленной в 12-13 веках крестоносцами римского папы!

            Если говорить о нашем времени, то литература жанра т.н. фэнтези целиком и полностью построена на теософских идеях, даже если авторы произведений отрицают это, как некогда Блок.

            Но всё-таки, почему же эта самая «художественная теософия» может стать одним из методов преодоления иллюзий и разъединения?

            По самой главной причине. Теософы часто и вполне естественно принадлежит к разным направлениям теософской мысли, всё это, конечно, теософия, но с разными оттенками. Кому-то ближе продолжение теософии в лице Елены Рерих, кому в лице Алисы Бейли, кому-то в лице самого современного эзотерика Эркхарта Толли.

            И представители этих разных ответвлений теософской мысли часто спорят друг с другом, отрицают идеи и книги своих оппонентов. Но часто сходятся в одном, в любви к тем художественным или полу-художественным произведениям, в которых доминантными яваляются идеи теософии, теософское мироощущение.

            И вот на этом и могут объединяться теософы разных направлений, на художественной почве своих взглядов. Уверен, что, например, Гёте близок всем, кто читал «Тайную Доктрину», как и Пауло Коэльо. Как и Толкиен. Как и поэты, вроде Мережковского или Гумилёва.

            Читая такие произведения, люди нашего мышления преодолевают опасные иллюзии нашего разъединения, они оказыываются вместе в прекрасных садах, созданных воображением их любимых художественных авторов.

            Вот почему так важно для теософа быть литературно образованным человеком. Не говоря уж о том, что вибрации таких произведений, особенно поэтических, достаточно высоки, а потому и повышают наши собственные вибрации, дают больше шансов приобщиться к высшим, светлым мирам.

            Иногда я слышу интересные возражения по поводу чтения художественной литературы. Вот, мол, у авторов всегда есть наряду с положительными героями и герои отрицательные. А мы, декскать, настолько продвинуты, что наши ясные очи не могут про этих отрицательных героев читать!

            Но, дорогие друзья, позвольте! Давайте вспомним старую и одновременно вечно юную мудрость Гермеса Трисмегиста: «Что наверху, то и внизу». И если предположить, что  низ -  это произведения тех самых писателей и поэтов, о котоорых мы говорили, то верх  - это Священные Книги человечества. А, значит, это Библия, Новый Завет, Коран, классические книги буддизма и других мировых религий, в том числе и т.н. языческих, типа книги древних индейцев «Популь Вух».

      Но ведь во всех этих книгах наравне с Силами Света, с Богом присутствуют его антиподы- Сатан, Шайтан, Сатана.

            Так чего же мы хотим от авторов, которые были обычными, хотя и божественно одарёнными людьми? Да, у Михаила Булгакова есть Воланд, у Гёте Мефистофель, у Толкиена Саурон и т.д. и т. п.

            И у поэтов часто встречаются подобные образы. И будут встречаться до тех пор, пока на планете не произойдёт фундаментальное изменение всего, и она не станет священной планетой, как это уже сделали планеты Высших Миров.

            Да, конечно, Блаватская говорила о том, что когда-нибудь на Земле будет раса сплошных бодхисаттв. И у них будут свои певцы, свои блаженные риши, как были они в древние ведические времена.

            И тогда у человечества будут новые Священные Книги. И наапишут их под диктовку Высших Сил уже новые создатели, очищенные и просветлённые, не знающие и не помнящие наших пороков!

            А пока новый, дивный мир только рождается в недрах мира старого, проходящего под знаком Кали Юги, под чёрным знаком с кровавым оттенком.

            И поэт или писатель, который бы не заметил этого, оказался лжецом, человеком, не говорящим всю правду о Земле, лакировщиком действительности.

            Чёрный век когда-нибудь закончится!

            Эту волю Неба принесёт

            Нам на Землю Женщина-Пророчица,

            Проходя среди священных вод,

            Что дадут планете омовение

            За её великое терпение,

            Столько страшных бед перенести!

            Женщина-Пророчица, прости

            Нас за то, что жили в малодушии,

            Чёрное не видя тут и там,

            Чёрный век, он как бессмертный хам.

            Но его бессмертие разрушили

            Голос твой, донельзя мелодичный,

            Да ещё подмога стаи птичьей,

            Певчей стаи Самого Творца!

            И польётся с твоего лица

            Свет во все достойные сердца,

            Чёрный век, мы твоего конца

            Столько ждали! И пока что ждём.

            Но зато мы знаем об одном:

            Женщина-Пророчица, ты здесь!

            А когда ты запоёшь, то весь

            Встрепенётся мир, и станет петь.

            И тогда придётся умереть

            Вместе с чёрным веком всем, кто был

            Люб и верен власти чёрных сил.

                        Да, и тогда действительно появятся произведения, где будет только один свет без теней. А скорее всего, это будут даже не написанные произведения, а созданные светом наших душ, наших сердец. Это будут прекрасные переливы света, которые объединят всё новое человечество.

            Не будет отрицательных героев Там, не будет их и здесь. А значит, не будет места разъединению и иллюзиям.

            А пока я призываю вас, дорогие единомышлпнники, читать художественные произведения и на их почве находить точки соприкосновения.

            Вот и наша независимая писательская ассоциация «Лютня Ориолы» уже больше двадцати лет проводит в Центральном Доме Литераторов мероприятия, которые как раз можно назвать «художественной теософией». Через поэзию и музыку, через прозаические строки, обращенные к свету, мы стараемся на нашей площадке объединять людей с теософским мироощущением. Там можно не только послушать нас, но и приобрести наши книги, увидеть танцы, послушать музыку.

            Это плодотворный союз писателей и теософов, членов Международного Теософского Общества. И я хотел бы назвать имена тех людей, о которых я говорю. Кроме меня, это поэты Ирина Ковалёва, Иван Белокрылов, и члены Международного Теософского Общества: Любовь Кривич, Лилия Родникова, Константин Зайцев, Татьяна Бобылёва. Бывают и другие теософы, другие писатели. Отрадно, что приходит и творческая молодёжь, это поэтесса Екатерина Наска и совсем молодой прозаик Александр Крорхмаль.

            А потому не убоимся термина «художественная теософия» и будем пользоваться им в своём преодолении иллюзий и разъединения.

            И в заключение моего выступления мне бы хотелось привести строки из моего стихотворения о Блаватской, вышедшего в последнем номере «Теософского Обозрения», журнале, возглавляемым неутомимым труженником духа Алексеем Беспутиным:

                        О БЛАВАТСКОЙ

Не напишешь о ней просто так,

Надо выстрадать это право.

А без сердца слово-отрава!

Без любви-фарисейства знак!

Надо взгляд её уловить,

Из далёких глубин смотрящий,

Чтобы прошлое с настоящим

Световая связала нить!

А без света порывы пусты.

Чтобы с ней быть и впрямь на «ты»,

Нужно жить, как она жила,

А иначе мертвы дела.

        Этого я и хотел бы пожелать всем нам.

                        Спасибо за внимание.