ОТ ЗНАНИЯ БОГА В ПРИРОДЕ К ВОЛЕ-К-СИНТЕЗУ

 

 

 

 

                                          Зайдель Евгений Геннадьевич,

                                          Доцент РГУ имени А.Н. Косыгина,

                                          Московская эзотерическая группа Доброй Воли

 

 «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской провозглашает Единый Абсолютный Принцип, Единую Абсолютную Реальность, которую не только невозможно выразить в каких-либо словах, но даже и помыслить [7, 48]. Одновременно «Тайная Доктрина» впервые с такой силой издаёт ноту синтеза, который в основном понимается как «синтез науки, религии и философии», но на деле имеет поистине всеобъемлющую природу. Заложенное в «Тайной Доктрине» учение о семи планах Солнечной системы и их подобии семи космическим планам и семи подпланам каждого плана, через которые в синтезе проявляется Единый Парабрахман [7, 256-257; 8, 475-477], получило интенсивное развитие в теософических трудах трёх десятилетий после ухода Блаватской, отражённое в журнале «Теософ» (см. [5, 72, 106; 6, 592] и трудах А. Безант и Ч.У. Ледбитера, а также в «Космоконцепции розенкрейцеров» Макса Генделя [10, 178] (последняя наряду с антропософией Рудольфа Штайнера выражает стремление адаптировать эзотеризм для учеников Запада) и особенно в трудах Тибетского Учителя Джуала Кхула и Алисы Бейли, продолживших выдачу вневременной мудрости в форме, доступной человечеству XX века. Шри Ауробиндо в своём «Синтезе йоги» [9] старался выстроить – на основе принципа «Вся жизнь есть йога» - синтез основных направлений индийской йоги как основу метода сознательной эволюции человека и развития им супраментального сознания. Владимир Шмаков строит свою несколько умозрительную систему эзотерической философии на основе 22 старших арканов Таро и принципа синархии. Элементы будущей йоги синтеза с точки зрения аспекта воли становятся основой вдохновляющих книг «Агни Йоги». Другое значение термина «агни-йога» - это видение всего в Свете Присутствия и проведение идей с буддхического плана в воплощение в непринципиальной субстанции трёх миров через огонь ментального плана [3, 138, 143-148]. Сама Е.П Блаватская была таким «проникающим, ощущающим, усваивающим интуитивным человеком» [3, 147]. К сожалению, некоторые полагают, что «Тайная Доктрина» «была окончательным откровением, что не следует принимать ничего, кроме этой книги, и что лишь их интерпретации этой книги единственно верные. Если это так, то эволюционное откровение подошло к концу, и положение человечества воистину катастрофично» (там же).

Однако тогда же Учитель Джуал Кхул говорил: «Целую вечность на Земле правила мощь того, что стоит за пятым посвящением – в планетарном смысле, а не в смысле связи с индивидуальным посвящением и его откровением, показывающим перволучевую цель. Знание, открытие тайн, научные достижения, приводящие к активности пятого плана ума, управляли человеческим мышлением и продвижением; открывался Бог в природе (то есть планетарный Логос в конкретном материальном выражении), и кульминация была достигнута в таком ужасном проявлении могущества, как атомная бомба.

Теперь мощь того, что стоит за шестым посвящением, будет направлять эволюционный процесс и определять божественную цель. Какой может быть эта мощь на самом деле, мы ещё не можем знать; однако нам известно, что она тесно связана с волей-к-синтезу; последняя позволит Христу сломать барьеры и разделяющие стены, возведённые эгоистическим, центрированным на себе, материалистическим человеком (в основном с помощью мировых церквей с их материалистическим уклоном), впуская свет понимания и расчищая дорогу для более полного выражения воли Бога» [2, 589]. 

Напомним, что Пятое посвящение Откровения – последнее, которое принимается ещё на пути обычной эволюции. Шестое посвящение Решения связано с выбором одного из Семи Космических путей, которые все относятся уже к пути Высшей Эволюции, ведущей на Космический Астральный, Космический Ментальный, а в случае Шестого Космического Пути – Пути Солнечных Логосов – на Космический Буддхический план, и по отношению к которой всё предшествующее развитие – дочеловеческое, человеческое и сверхчеловеческое - осознаётся лишь прелюдией, лишь подготовкой. Как известно, Первое посвящение Рождения в Вифлееме приводит человека к контакту с собственной Душой, своим истинным Я. При этом энергия из сакрального центра переносится в горловой центр, человек становится не просто биологически самовоспроизводящимся, но истинно творческим и берёт под контроль своё двойственное физическое тело. При втором посвящении Крещения в Иордане связь с Душой упрочивается, энергия солнечного сплетения переносится в сердечный центр, человек трансмутирует желание в бескорыстную любовь и становится служителем мира, перед которым рассеиваются наваждения астрального плана, и астральное тело поступает под контроль Души, становясь прозрачным проводником энергий Души, а затем и потоков с системного буддхического плана. Человек может начинать контактировать с миром идей, улавливать их, облекать в ментальную форму и представлять их в виде идеалов человечеству, способствуя его прогрессу. При третьем посвящении Преображения достигается полное выравнивание личности с Душой, человек наполняется светом Души и буквально преображается. Это первое главное посвящение с иерархической точки зрения. Энергия из основания позвоночника переносится в центр аджна между бровями и происходит мистический брак между энергиями личности, сфокусированными в центре аджна, и энергиями Души, сфокусировнными в верхнем головном центре. Человек подчиняет себе ментальное тело, рассеивает иллюзию, встречается со Стражем порога, олицетворяющим все негативные аспекты личностной жизни, и достигает впервые внутреннего Единства. Теперь он может быть активным работником в иерархическом смысле и выполнять важную мировую работу в соответствии с Планом, который раскрывается через его Душу и возрастающие ашрамные и иерархические связи. При четвёртом посвящении Отречения, или Распятия, заканчивается сансара, ибо истребляется само каузальное тело, ставшее к этому времени изумительным раскрытым 12-лепестковым лотосом. Ученик полностью преодолевает отделённость своего Я, даже выраженного через нетленное тело Души, и входит в сознание Духовной Триады, благодаря выстроенному к этому времени мосту антахкараны, осознаёт свою Божественность, и лишь небольшая «дымка» ещё отчасти скрывает от него реальность. Откровение Реальности происходит при Пятом Посвящении Откровения, при котором ученик становится Учителем Мудрости – основой планетарной Иерархии, ближайшим учеником Христа и исполнителем огромной планетарной работы в составе Великого Ашрама Господа мира Саната Кумары. Он осваивает все уровни Духовной Триады, двух низших Космических Эфиров и является служителем на пяти планах человеческой и сверхчеловеческой эволюции. Но Ему предстоит пройти ещё большой тренинг, прежде чем удаётся достичь отождествления с Монадой, Отцом на Небесах, войти в головной Центр Планеты – Шамбалу – великий резервуар энергии Цели Планетарного Логоса, «Центр, где Воля Бога известна». Лишь тогда Учитель становится «Светильником, проводящим Волю Божью», таким, как Чоханы Мория, Кут Хуми, Иисус. Принятие Шестого Посвящения, именуемого также Вознесением, означает отнюдь не индивидуальное вознесение на небеса (как это декларируется в учении «Я есмь»,) но предприятие поистине планетарного масштаба, приводящее к глобальным изменениям в иерархической и человеческой жизни. События первой половины ХХ века были в многом следствиями принятия группой Учителей Шестого Посвящения в 1903 году после Шамбалического импульса 1900 года. Седьмое посвящение Воскресения позволяет Чохану стать освобождённым Буддой, или Христом, овладеть всеми семью планами Солнечной Системы, и приступить к освоению Космического Астрального Плана, Плана Желаний Солнечного Логоса, Который пока ещё поляризован в Своём Астральном Теле. Восьмое Посвящение – Великий Переход – и Девятое Посвящение – Отказ - приводят Посвящённого на Космический Ментальный План, освобождают от всякой внешней чувствительности и даже самого Сознания в нашем понимании, ибо теперь полностью доминирует Первый аспект Божественности, именуемый нами в согласии с «Тайной Доктриной» Единой Жизнью. Девятое Посвящение освобождает от любых контактов с Космическим злом и выводит Достигшего за пределы Планетарного Кольца-не-Преступи в бескрайние поля Космического Служения [2].

Откровение Учителя, впервые предстоящего перед Реальностью при Пятом Посвящении, принимаемом на Первом Луче Воли и Могущества, в проекции на эволюцию человеческого сознания выражается в тяжком пути познания истины, в попытках различения правды и лжи, реального и нереального, а также Добра и зла. Это влечёт в результате к осознанию человеком собственной Божественности, к откровению Единства мира и обнаружению в себе самом Пути «от тьмы к свету, от нереального к реальному, от смерти к бессмертию». Тем не менее, это далеко не отождествление с Реальностью, но та или иная форма развития сознания, связи Духа и материи, а, значит, двойственности. Человек распознаёт Я и не-Я, целое и части. Он пытается вступить в отношения с могущественными духами природы, с богами и демонами, и, наконец, с Богом, которого во многом выстроил по своему образу и подобию, наделив гипертрофированно усиленными человеческими качествами, в особенности, свойствам земных «повелителей», хотя за этим прослеживается отношение Души к своей личности, а далее принципа Христа и ученика, идущего по Пути (как в «Бхагавадгите»). Единство с природой устремляло к постижению Мировой Души, Anima Mundi, к пантеизму и гилозоизму, которые, в принципе, являются правильными концепциями, но нуждающимися в глубоком постижении и раскрытии.

Бог предстаёт перед нашим сознанием в силу нашего собственного развития и особенностей, то как Единый – совокупность всего, то как Ничто из того что мы можем поименовать, то как Ум (Гермес Трисмегист), то как Несоставное Тхеравады, то как путь Дао, (которое не Дао, если оно Дао!) Лао Цзы, то как Пустота Бессамостности в мире взаимозависимостей и всеобщей относительности мадхьямаки-прасангики, то как самосущая сияющая Природа Будды (Татхагата-гарбха, или Сугатагарбха) жентонга, то как изначальный Йог Самантабхадра в Своём Пространстве Дхармадхату Дзог-па Чен-по.  Будда, по-видимому, акцентировал Бога трасцендентного, в то время, как концепция Атмана, который тождествен трансцендентому Брахману, позволяет распознать природу Высшего Я и Бога имманентного, о котором Апостол Павел сказал: «Христос в вас, упование славы». Христос утвердил понимание, что Бог есть Любовь, также подчёркивая, что Царство Божье – внутри нас. Утверждение, что Бог есть Дух, не противоречит глубинному смыслу утверждения, что всё есть Материя, ибо, как провозгласила Блаватская, Дух есть материя в своём высшем проявлении, и наоборот, ибо Непроявленный Логос проявляется как Духо-Материя и Сознание. Последнее есть извечная связь Духовного и Материального Полюсов, и потому утверждения, что Бог есть Сознание, как, например, в кашмирском шиваизме,  не лишено основания, что подтверждается в книге А. Безант «Исследование сознания» [1]. Так называемые недвойственные учения, такие как Веданта-Адвайта или буддизм Махаяны, вынуждены множественное и изменчивое рассматривать как майю, иллюзию, пустоту, игру ума или Единого Сознания, результат заблуждения, привычной ошибки загрязнённого ума, утверждения несуществующего и т. п. С одной стороны, это так, но истинное Служение в мире, служение своим ближним, служение Плану, Иерархии, Божественной Воле, планетарной эволюции и Цели Шамбалы требует определённой корректировки такого мировоззрения. Шива всегда проявляется через Шакти, Свою неотъемлемую Энергию-Потенциальность. Да, «Бог есть Огнь Поядающий», но он «поядает» лишь нереальное, т.е. формальное, препятствующее Воле-к-Синтезу. До человеческого сознания постепенно доходит устрашающий смысл древней идеи Атома, или Ану. Атом учёного, состоящий из позитивного ядра и негативной электронной периферии, человек – «Бог плюс дэва-субстанция», Планетарный Логос и планетарная схема из 7-ми цепей по 7-и глобусов, развивающаяся в семи кругах, расах и подрасах, Солнечный Логос, проявляющийся через Солнечную систему и т. д., - всё это Атомы разных порядков, эволюционирующие, достигающие стадии радиоактивности из центра и, в конце концов, трансцендирующие свои оболочки, свои кольца-не-преступи с гигантским высвобождением энергии, ибо Бог есть Энергия [5; 6].

Закон Синтеза – это воистину Закон Духа, в то время как Закон Любви – это закон Мировой Души, которой тождественны все Души, а Закон материи – Это Закон Экономии, закон эффективности достижения Цели, которая реализуется Духовной Волей, тогда как работа направляется Любовью и Мудростью всезнающей Души. Именно не приспособляемость форм, а Воля-к-Синтезу стоит за Высшей Эволюцией и косвенно за всем проявленным Космосом, известной нам эволюцией и проявляющимся постепенно Посвятительным Процессом! Тенденция к синтезу – универсальна, и ничто в Космосе не может противиться ей. Но ныне эта тенденция Вселенной может и должна сознательно направляться самосознательными существами, представляющим Единого на том или ином плане в той или иной схеме, системе, созвездии или галактике. Низший синтез в виде организма открывает безграничную перспективу вхождения в Единый Организм Целого, где всё на своём месте, всё служит Целому, в котором «живёт и движется и существует» и в Чьём Животворящем Синтетическом Поле пребывает всегда. Нарастающий Живой Синтез Всего – это не коллапс, не Большой Антивзрыв, но обратная сторона Расширяющегося Сознания, Божественная Цель в Действии. Это тот Динамический, Прогрессирующий Синтез, перед которым рано или поздно падут любые барьеры.

Нам говорят [4], что на Землю пришёл Аватар Синтеза, который по-новому раскроет энергию Синтеза самому Планетарному Логосу, стимулируя Его Посвятительный Процесс, продвигая сближение трёх планетарных Центров – Шамбалы, Иерархии и Человечества, стимулируя три группы посредников – Новую Группу Мировых Служителей (между Иерархией и Человечеством), Нирманакайя (между Шамбалой и Иерархией) и Отражающих Светочей (между Шамбалой и внепланетарными Источниками). Сам Христос приходит как Центральная точка в Треугольнике, вершинами которого выступают Аватар Синтеза, Дух Мира и Будда. Мы открываем новую Духовную Жизнь, которая не довольствуется лишь познанием Истины, всё меньше интересуемся словесными выражениями и ментальными конструкциями, учениями и системами знаний, но деятельно, через группы – микрокосмические образы Созвездий - откликаемся на чистые Идеи, те, что качественно выражают Волю Единого, представляя каждый раз Целое, Актуальное Всё. При этом Правильные Решения, принимаемые на основе принципов Единства, Отождествления и Всеобщего Блага осаждают Реальность в мир иллюзии, ведут к Универсальному Синтезу и способствуют достижению истинной Цели. Вот над чем хорошо помедитировать в свете текущих мировых событий.

 

                                                   Литература

 

1.                 Безант А. Исследование сознания / Пер. с англ. М. Рефл-бук. – Киев, Ваклер, 1997. – 250 с.

2.                 Бейли А. Лучи и Посвящения / Второе издание. – М. : «ЧИТАРА», 2000. – 768 с.

3.                 Бейли А. Наваждение: мировая проблема / Пер. с англ. А. Рубакин. – М. : «Навна-3», 2000. – 288 с.

4.                 Бейли А. Новое явление Христа / Пер. с англ. – М. : «ЛОРИЭН», 1995. – 229с.

5.                 Бейли А. Трактат о Космическом Огне. Т.1 / Пер с англ. – М. : «Навна-3», 2001. – 592 с.

6.                 Бейли А. Трактат о Космическом Огне. Т.2 / Пер с англ. – М. : «Навна-3», 2002. – 736 с.

7.                 Блаватская Е.П Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. Т.1. Космогенезис / Отв. за выпуск С.Н Лобанов. – М. : «Т-КОО», 1991. – 845 с.

8.                 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии Т.3. – Новосибирск, ИЧП «Лазарев В.В. и О», 1993. – 511 с.

9.                 Шри Ауробиндо Гхош. Синтез Йоги / Пер. с англ. Дорофеева Н.И., Наливиной Т.И. – М. : Никос, 1993. – 831 с.

10.              Heindel M. The Rosicrucian Cosmo-Conception or Mystic Christianity: An Elementary Treatise upon Man’s Past Evolution, Present Constitution and Future Development / According to last edition (6th) edited dy Max Heindel, - The Rosicrucian Felowship, 1996. – 717 p.