Интернационализм как проявление братства

 

Низамиев Руслан Вильданович, член МТО

 

 

«Старшие Махатмы желают, чтобы было положено начало "Братству Человечества", истинному Мировому Братству, которое должно быть проявлено по всему миру и привлечь внимание высочайших умов.»  (Из Письма №10 Кут-Хуми – Синнетту, 10 декабря 1880 г.)

 

Во многих словарях интернационализм определяется как «идеология и политика межнациональной, международной солидарности, основанные на равенстве и сотрудничестве всех народов». Это современное определение интернационализма. Также существует понятие «пролетарского интернационализма», связанное с Октябрьской социалистической революцией.

Идея пролетарского интернационализма впервые была теоретически обоснована К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1847 году в их работе «Манифест Коммунистической партии». Она получила свое выражение в знаменитом призыве «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», ставшем основным лозунгом международного рабочего и коммунистического движения. Характеризуя пролетарский интернационализм, В. И. Ленин называл его идеологией и политикой рабочего класса, его миросозерцанием в национальном вопросе, являющимся прямой противоположностью идеологии буржуазного национализма.

Вот что писал Ленин в 1905 году:

 «Долой вражду между рабочими разных национальностей или разных религий! Такая вражда выгодна только грабителям и тиранам, живущим темнотой и разрозненностью пролетариата. Еврей и христианин, армянин и татарин, поляк и русский, финляндец и швед, латыш и немец — все, все идут вместе под одним общим знаменем социализма. Все рабочие — братья, и в их крепком союзе единственная порука за благо и счастье всего трудящегося и угнетенного человечества.» (В.И. Ленин «Полное Собрание Сочинений», том 10, стр. 80)

Если трезво оценить достижения Советского строя в нашей стране за последние 100 лет в достижении интернационального сознания, то они просто огромны. Рабочее движение дало свои плоды. Действительно родилось интернациональное сознание, выражающееся в гармоничном сочетании братства между народами и одновременно здоровое развитие национальных качеств. И это сознание жителей нашей страны действительно передовое. Интернационализм на поверку обстоятельствами жизни оказался ближе к идеалу Братства, чем европейский мультикультурализм или американский «плавильный котел». В чем же разница в этих подходах к решению межнационального взаимодействия? Возьмем к примеру политику мультикультурализма, эта политика уравнивания в правах граждан разных национальностей, уравнивание в соответствии с либеральными ценностями государства. Причем права меньшинств в соответствии с либеральной моделью ставятся выше, чем права коренного населения. Нации не объединяются, национальная жизнь не синтезируется, представители разных конфессий и национальностей поселяются компактно в разных районах, возникают «гетто» со своим правопорядком (или отсутствием этого правопорядка), этнической преступностью. Образуются криминальные «государства» в государстве. С эзотерической точки зрения мы видим, что синтез на уровне души не происходит, не происходит взаимное культурное и духовное обогащение, а позиция сторон напоминает «вооруженный нейтралитет», когда межнациональное общение происходит на уровне неразвитой национальной личности, противоречия пытаются сгладить принципами терпимости, толерантности, на самом деле не решая их. В результате конфликты, лежащие под спудом, вызревают до той степени, когда их приходится решать исходя из принципа национальной самости и с опорой на силу государства, при этом политика социальной поддержки не работающих граждан-эмигрантов не решает проблемы смысла их жизни, проблем самореализации. Эти проблемы только копятся, поскольку изначально не выбрана духовная точка отсчета, а проблемы конкуренции и безработицы не решаются социальным обеспечением неработающих, которым оставлена роль влачить пусть и в меру комфортное, но всё же растительное существование, подпирая своим присутствием рынок труда и удешевляя цену оплаты за труд. Таким образом, можно констатировать, что в такой модели не возникает межнационального синтеза, поскольку нет попытки решить задачу с позиции души, как тонкоматериальной природы. Не трогаются и не разрешаются основные противоречия между трудом и капиталом, проблема расовой дискриминации не решается с помощью развитой системы социальных пособий, но лишь загоняется вглубь, грозя взрывом. Именно эти проблемы используют религиозные радикалы всех мастей, особенно исламисты-ваххабиты для продвижения своей террористической деятельности. Но не ваххабиты создают эти проблемы. Они являются системными проблемами капиталистического способа экономической жизни, а также политики вмешательства во внутренние дела государств Ближнего востока и Африки.

Рассмотрим теперь систему межнациональных отношений в США, условно называемую «американский плавильный котел». Учитель Джуал Кхул называет эту модель «синтезом настоящего» («Экстернализация Иерархии», стр. англ. 130). Во многом американский подход к решению национального вопроса переплетается с подходом мультикультурализма, но не во всём. Американский плавильный котел занят формированием американской политической нации, состоящей из различных национальностей и культур. При этом приоритетом является институт гражданства США и связанный с ним национальный патриотизм. На современном уровне развития этого подхода стоит отметить, что в нем большой акцент ставится на вине белого населения перед темнокожими за предыдущую расовую сегрегацию и эксплуатацию, а также на либеральных идолах и демократических ценностях, праве каждого «поймать свою удачу». В целом можно сказать, что американский подход выглядит более целостным и устойчивым, чем подход «мультикульти», однако на мой взгляд соответствует позиции начала личностной интеграции, но не интеграции личности с душой, и также несет большие проблемы нерешенных расовых взаимодействий.

Теперь рассмотрим подход интернационализма к решению межрасовых и межрелигиозных противоречий. Действительно изначально интернационализм, как явление, возник в виде пролетарского интернационализма, как объединение пролетариата разных стран в классовой борьбе за свои права. На тот момент приветствовалась идея мировой революции, и международная солидарность трудящихся виделась как основа, базис для такой международной классовой борьбы. Однако, после отказа от идеи проведения мировой революции в СССР сосредоточились на решениях проблем межнационального взаимодействия внутри государства. И поскольку противоречивых межклассовых взаимоотношений уже не было, поскольку все более или менее стали из пролетариев советскими гражданами, работниками или физического, или умственного труда, то интернационализм внутри страны потерял ярко выраженную пролетарскую окраску, а стал интернационализмом народов, движущихся к единой цели – построению коммунизма. При этом ставилась задача культурного развития личности каждой нации (рассматриваемой как целое), каждая нация считалась вносящей свой вклад в единое целое, представляемое «семьёй народов» - мини-модель единого человечества! Такой подход к синтезу различных национальных культур, в котором есть место как синтезу, так и раскрытию национальной индивидуальности, видится прообразом возможной альтернативной глобализации, глобализации не стирающей индивидуальность наций в едином уравнивающем процессе. И именно такой подход соответствует духовной стадии группового сознания, стадии развития и выражения души, когда индивидуальность не уничтожается, но вливается в групповое целое, обогащая его. Однако во внешней политике произошел раскол на социалистический и капиталистический лагери, и принцип интернационализма применялся только к дружественным и развивающимся странам, а также к рабочим движениям всех стран. Принцип единства всего человечества не был провозглашен, раскол между трудом и капиталом продолжал нарастать в международном масштабе. Вот что писал Учитель Джуал Кхул о Советской России:

«Россия сегодня остаётся великой загадкой для остального мира. Потенциал её служения человечеству и способность навязывать свою волю всему миру превосходят таковые любой другой нации. Это само по себе рождает недоверие… Она прошла через великую жестокую революцию и последующий период переустройства. Она готовится к мировому сотрудничеству и демонстрирует стремление осуществлять его на её собственных условиях – на условиях полного контроля над другими территориями, начиная с малых народов на её западных границах. Она поднимает свои народы из состояния невежества и бедности к знанию и достатку. России совсем не доверяет остальной мир, особенно его консервативные элементы, по двум причинам: во-первых, из-за жестокости, проявляемой на начальных этапах революции – в период, называемый «большевизмом», а также из-за последующего периода намеренной изоляции за замкнутыми границами. Однако её затворничество было творческим. Затем война вынудила Россию прервать его ради мирового сотрудничества. Она была втянута в мировую войну. Россия – дом зарождающегося откровения, имеющего великое духовное и групповое значение, откровения для всего человечества. Именно это смутно ощущаемое и отчасти ошибочное восприятие этого факта породило её коварную пропаганду.

Россия вызвала брожение в других странах, сама ещё толком не узнав, что это за откровение, хранителем которого она является. Следовательно, её активность преждевременна. Россия должна открыть миру истинный секрет братства (пока ещё неизвестный и неосознанный), но пока она сама ещё не знает, что это такое. То, что Россия является духовным хранителем откровения, чувствуется остальными нациями мира, и их первой реакцией был страх из-за некоторых её начальных ошибок и преждевременной активности на физическом плане. Тем не менее, все народы смотрят на Россию с ожиданием; они смутно понимают, что из неё придет нечто новое, ибо Россия быстро взрослеет, интегрируется и продемонстрирует, что она способна дать многое.» (1947 год - «Проблемы человечества», стр. англ. 21–22)

Как мы знаем, не всё было хорошо в международной политике, тактически оправданное, но не правильное с оккультной точки зрения, было присоединение балтийских стран, осуществленное по пакту Молотова-Риббентропа. Был нарушен закон свободы выбора, в результате националистические движения Литвы, Латвии и Эстонии сыграли свою роль при распаде Союза ССР. Россия, как мы сейчас видим, усваивает уроки, и ценный опыт интернациональных внутренних взаимоотношений может быть репродуцирован в международных отношениях, но при некоторых урегулированиях.

Однако сейчас, в связи с развалом Союза, собирание национальных «братьев» в единую семью идёт медленно, в некоторых аспектах конфликтно (отношения с Украиной, Белоруссией). Почему это происходит? Россия кармически усваивает уроки насильственного присоединения регионов, малых государств в её орбиту. Проблемы, которые приходится решать Российскому руководству и обществу связанные с ситуацией на Украине и Донбассе и проблемы русских «неграждан» в балтийских республиках – это возвратный урок кармы, который России придётся «отработать». И в большой степени это происходит из-за запущенного процесса развала Союза, в котором фактор возрождающихся националистических тенденций имеет первостепенную роль вместе с перераспределением сообственности. Такое же националистическое движение начало нарастать внутри самой России в 90-е годы. Отказавшись от идеологии Российское руководство «распустило Союз» и в определенной степени вернулось к политике «национального» государства с эгоистическими принципами индивидуального обогащения как во внутренней, так и, в меньшей степени, во внешней политике. Начиная с двухтысячных происходит исправление в отношении государства к национальному вопросу, однако нового отношения, сравнимого по эффективности с советским интернационализмом, на данный момент ещё не выработано.

«Сегодня большинство людей мыслят категориями собственной нации или группы, — вот их самая широкая концепция; они переросли стадию стремления к собственному физическому и ментальному благополучию и видят, что могут внести свой вклад в процветание и стабильность национального целого; они стремятся принести пользу, понимать и работать на благо общества. Это не редкость и присуще многим тысячам представителей каждой нации. Такие дух и настрой будут когда-нибудь характеризовать отношения между нациями. Сейчас они их не характеризуют, властвует совершенно иная психология. Нации ищут и требуют лучшего для самих себя, чего бы это ни стоило другим; они считают такую позицию правильной и обязательной для хорошего гражданина.

…Стадия национального эгоизма и непоколебимой решимости сохранять национальную целостность, часто интерпретируемую в категориях государственных границ и единого торгового пространства, должна постепенно уходить в прошлое. В конечном итоге нации должны прийти к более широким представлениям и к той стадии, когда они будут рассматривать свою национальную культуру, свои ресурсы и способность служить роду человеческому как вклад, который они должны вносить, заботясь о благе целого. Акцент на материальных благах и обширной территории не служит признаком зрелости; борьба за их сохранение или расширение – признак юношеской незрелости. Человечество растёт; оно только начинает демонстрировать более глубокое чувство ответственности, способность решать свои проблемы и мыслить более широкими категориями.» (1947 год - «Проблемы человечества», с. 10–13)

Для того, чтобы понять, куда должно двигаться российское общество в отношении формирования и выражения ядра мирового братства и интернационального взаимоотношения между народами необходимо рассмотреть (достаточно коротко, насколько это позволяет регламент выступления) три основные идеологии и три основных государства, формирующих по свидетельству Учителя Д.К. мировую повестку дня.

 

Три великие Идеи Монархического, Демократического и Коммунистического правления, выражающиеся в форме трёх идеологий, и триада государств Великобритания-США-Россия, имеют фундаментальное влияние в мире. Все они откликаются на синтезирующий импульс Воли Шамбалы.  (Рис. 1) Вот что пишет Джуал Кхул:

«Согласно плану и в соответствии с энергиями, планомерно протекающими через пять планетарных центров, на нашей планете существуют три великие сплавляющие энергии или жизненных центра:

а. Россия, сплавляющая, связующая восточную Европу и северо-западную Азию.

б. Соединенные Штаты (и позднее – Южная Америка), сплавляющие, связующие центральную и западную Европу и все западное полушарие.

в. Британская империя, сплавляющая, связующая расы и людей во всем мире.

В руках этих наций находится судьба планеты. Они составляют три главных мировых блока с точки зрения сознания и под углом мирового синтеза.» («Судьба Наций», стр. англ. 104) (Рис. 2)

 

«Великобритания, представляет пример слияния, фундамент которого был заложен в далеком историческом прошлом, подготовившем правление. Другая группа, США, представляет пример слияния, которое развертывается и развивается в настоящем и представляет собой новый эксперимент, несмотря на то, что они используют факторы, заимствованные у каждой европейской нации. В свою очередь, СССР представляет грядущее слияние, или будущий синтез. Во всех трех случаях мы видим интересное и прямое выражение трех божественных аспектов, каждый из которых вдохновляет и окрашивает зародышевую цивилизацию. Великобритания выражает волю-к-власти, но на основе почтенного возраста и опыта, купленного дорогой ценой, который сегодня смягчается правосудием и растущим пониманием человеческой потребности. В свою очередь, это является следствием многовекового правления аристократии с ее патернализмом, консерватизмом и методом постепенной адаптации. США выражают волю-к-любви, проявляющуюся в способности впитывать чрезвычайно различные элементы и предоставлять всем равные возможности. Это в значительной мере достигается благодаря тому, что в этом федеральном государстве власть находится в руках буржуазии, которая преследует финансовые цели, способна определять условия жизни и обладает быстрым и сочувственным контактом с жизнью. Ее метод – не медленное приспособление, а быстрая ассимиляция. Именно в этой стране народ наиболее восприимчив к влиянию Иерархии. СССР выражает волю-творить и создает новые условия и новый порядок, плановый, определенный и предусмотренный. Это часто достигается жестокостью, готовностью пойти на компромисс и изменить или занизить первоначальный идеал. В свою очередь, это вызвано активностью пролетариата с его неспособностью управлять, склонностью к мстительности, невежеством и незнанием традиций и унаследованных процедур.» (Сентябрь 1939 г. - «Экстернализация Иерархии» стр. англ. 131-132)

Это невежество в области управления в России уже в прошлом. Необходимо понять, почему Учитель называет метод сплавления в СССР синтезом будущего и почему последние 30 лет мы переживаем кризис такого сплавления. Примерно в том же месте Джуал Кхул пишет:

 

«Не удивляйтесь включению России в эту тройку. Её идеология фундаментально столь же здоровая, как и в случае двух других стран, разница же состоит в личностных факторах и в методе применения идеологии. Правление могущественных и опасных личностей и применение силы и жестокости удалось избежать в первых двух группах наций, и причина здесь кроется в ином источнике инспирации, производящем воздействие. Другая причина состоит в том, что власть была отдана в руки тех, кто исторически не готов править, и тех, чье прошлое раскрытие пока довело их лишь до самой начальной стадии эволюции.» (1942 год - «Эзотерическая психология», т. 2, с. 632–638)

Для того, чтобы понять этот отрывок, нужно вспомнить высказывание Учителя о четырёхчленном делении человечества. (Рис. 3)

 

 

Сознание пролетариата с эзотерической точки зрения находится на первой ступени – эфирно физическом плане, сознание среднего класса (буржуазии) – астрально поляризовано, сознание аристократии (мыслящей интеллигенции) поляризовано ментально, а Новая группа мировых служителей является связующим звеном между Духовной Иерархией планеты и человечеством. Соответственно каждая Идея из трёх, выразившаяся в Идеологии привела к своему типу синтеза и расового слияния (Рис. 4). Энергетическим источником Инспирации или вдохновения при восприятии каждой идеологии послужили разные духовные организмы или отделы Иерархии. Монархическое правление с её целью ментального возвышения и формированием Аристократии было восприимчиво к Манасическим организмам и имело этот посредник в инспирации 1 Луча Шамбалы. Демократический идеал инспирировался из Иерархических источников, находящихся на Буддхиальном плане, а Коммунистический идеал с его самой плотной паствой – пролетариатом имел самый высокий Источник инспирации – перволучевые Ашрамы Иерархии, находящиеся на Атмическом плане.

«В настоящее время Учитель Мория вдохновляет великих национальных лидеров во всем мире. Даже те, чьи идеалы не совпадают с вашими, включаются в мировой план, и значительная часть их ближайшей работы будет состоять в организации отдельных наций и в слиянии их в единое однородное целое перед вхождением в великую международную мыслеформу. Все, работающие с видением отдаленной перспективы, и все, представляюшие недовольным и обескураженным народам идеал целого, вдохновляются именно Им. Цель Его усилий – интернационализм.» (Декабрь 1919 года - «Экстернализация Иерархии», стр. англ. 505)

 

Получается, что по оккультному закону симметрии наиболее плотные уровни сознания одухотворяют наиболее высокие духовные инстанции, но именно при одухотворении всех уровней достигается тот синтез личностной жизни человечества, который может быть посвящён Душе, и перспективе войти под прямое сознательное управление Духовной Иерархией.  Таким образом, при включении в позитивное духовное управление эфирно-физических планов, может реализоваться истинный Интернационализм между народами и государства смогут оставить древнюю привычку хватать и присваивать, и перейти к столь необходимому принципу сотрудничества и отдачи. (Однако следует избегать на ошибочном акценте на самом пролетариате, а говорить о духовной кольцевой энергии, называя первичный одухотворяющий источник.)

Таков вклад Советского эгрегора в единую семью наций – построение внутри себя модели интернационализма – как единой семьи народов, чьё развитие и общение – управляется принципом Души, и чья экономическая модель – кооперация и централизованное, разумное, планируемое распределение. На мой взгляд, книги Джуал Кхула, если взять его отрывки, что касается ведущего треугольника наций и судьбы России, дал ответы на многие, если не все будущие вопросы, касающиеся развития Росси, её роли в мировом сообществе, её вклада в это мировое сообщество. Возникает, например, закономерный вопрос – должна ли коммунистическая модель общества быть распространена по всему миру (пусть это звучит гипотетически в условиях современных реалий). Учитель даёт ответ – вовсе нет! Россия не может и не должна навязывать какой-либо стране, государству, избранный ею метод правления и отношений.

«В России разработана мировая идеология, которая (если докажет свою эффективность) может быть представлена миру в качестве модели, однако не в результате установления диктатуры или каким-либо агрессивным путем. В действительности Россия — понимает она это в настоящее время или нет — предпринимает великий эксперимент в области образования (прим. возможен иной перевод – воспитания), и, несмотря на злые методы и прегрешения против души человеческой свободы, этот воспитательный процесс в конечном итоге убедит мир и будет для него моделью. Такое произойдёт лишь после того, как нынешние надменные диктаторы скончаются или будут оттеснены от власти пробуждающимся народом.» (1949 г. - «Лучи и посвящения», с. 632)

Сейчас мы пожинаем плоды отхода от этой идеологии, выразившейся в развале СССР и всех последовавших межнациональных конфликтах, надменные диктаторы ушли в прошлое, однако Россия проходит свои урегулирования и от нас, как от представителей Новой Группы Мировых Служителей, зависит, какую модель дальнейшего развития примут мыслители, гуманитарии и политики. Ответственность высока, однако Духовная Иерархия с нами, и мы можем многое почерпнуть из книг Учителя Джуал Кхула, многое применить и осмыслить.  В одной из своих книг он говорит, что «Россия внутренне (хотя пока бессознательно) мотивируется желанием осуществить идею братства. Примете ли вы это описание великой неизвестной величины, которой является Россия? Только время сможет доказать верность данного утверждения, плюс мудрая активность и правильная пропаганда России. Психологическая проблема СССР состоит, в конечном счете, в том, чтобы заниматься собственными делами, стабилизировать и интегрировать многонациональное население и вести свои народы дальше к свету. Россия также должна научиться сотрудничать с другими державами на равных началах. Она не должна ради своих амбиций и планов пытаться вовлечь меньшие державы в сферу своей деятельности против их желания, используя силу или давление. Ей ещё многое необходимо сделать для обустройства необъятных территорий с их народами, которые уже попали в сферу её влияния; остальные нации тоже должны иметь возможность идти своим путём, а не управляться Россией. Кроме всего прочего, перед Россией стоит задача дать остальным нациям мира такой пример мудрого управления, свободного выражения индивидуальной цели и вмещающего качественного образования, чтобы эти нации могли перенимать то, что продемонстрировано Россией, сохраняя при этом собственную культуру, избранную форму государственности и собственный способ выражения братства. По своей природе, Россия стоит за новое мировое сознание, и через неё новое планетарное выражение постепенно будет проявляться в огне эксперимента и по мере обретения опыта. Эта великая нация (синтез Востока и Запада) должна научиться управлять без жестокости, без подавления свободной воли индивидуума и в соответствии с теми высокими идеалами, которые она пытается, но пока ещё не смогла воплотить.» (1947 год - «Проблемы человечества», стр. англ. 22–23)

Противоречит ли эта цель коммунистическому или социалистическому методу правления? Я думаю, что нет. Но для того чтобы Россия, как государство, оставила свои амбиции, навязывание своей воли индивидуумам, она должна сочетать предначертанную духовную идею – коммунизм со столь же духовным её выражением, а для этого требуется работа Новой группы мировых служителей по духовному просвещению человечества о факте Экстернализации Иерархии, о духовной цели его развития, о составе тонких тел, и методе и практике применения полученных от Учителей знаний в повседневной жизни. Все мы знаем, что происходит подготовка к Великому сближению между Иерархией и Человечеством. Оно происходит по заранее предначертанному Плану. Но реализация этого Плана находится в руках учеников, и от нашей жизни и духовной работы по изменению себя, возможна реализация его некоторых аспектов. Признание правящей Духовной Ирархии приведёт к использованию Науки призыва и отклика, и уже сама Иерархия сможет курировать воплощение Идеи в Идеал и дальше в идеологию. Тогда многих ошибок и искажений можно будет избежать. Тогда, возможно, свет новой живой духовной Религии сможет воссиять над Россией!

 

 

Литература:

1.               Бейли, Алиса Анн - «Экстернализация Иерархии», «Эзотерическая Психология» тт.1-2, «Судьба Наций», «Проблемы Человечества», «Лучи и Посвящения»

2.               «Письма Махатм к А.П. Синнетту»

3.               Резник, Людмила Яковлевна - «Кто Мы?», «Групповое Посвящение», «Врата в Иерархию»