А. Бэйли

ДУХОВНОЕ ЛИДЕРСТВО

Один из самых трудных вопросов, которые приходится решать мыслящим людям на данном этапе мирового развития — это за кем им следовать и почему. Нынешний кризис в мировых делах возник в силу нескольких вещей; и в первую очередь проблема в необходимом упоре на независимость мысли, потребности в следовании велениям Внутреннего Правителя и том факте, что контроль и водительство этого правителя пока ещё очень мало ощущается массами людей. Бóльшая часть думающих людей руководствуется умом и гордится этим, забывая, что ум не есть Внутренний Правитель, а должен быть лишь посредником, с помощью которого высшее Я, божественный мыслитель, даёт знать о своих повелениях. Потому когда рассматривается этот вопрос о лидерстве и принципах, касающихся следования водительству любой личности, входит в действие активный различающий ум с его способностью точного критицизма. В результате истинное положение часто оказывается затуманенным.

Если мы посмотрим на историю всех движений, направленных на то, чтобы сделать человечество лучше, практически во всех их становятся очевидны определённые вещи:

1. Они начинаются в небольших масштабах и постепенно растут до больших.

2. Основатели таких движений в большинстве случаев люди необычные. Они часто демонстрируют способности, которыми не обладает средний человек.

3. Школы мысли, ими порождаемые, проходят через разные этапы, но на ранних стадиях и пока движение стремится занять полагающееся ему место в мире, им приходится бороться за признание, и происходит это по трём направлениям:

а) Они должны бороться за выживание прежде всего на ментальном плане; им нужно показать свою стойкость и способность сопротивляться ужасающе превосходящим силам. Каждый идеал, ищущий воплощения, должен показать свою способность выстоять перед лицом противодействия. Каждый идеал, сводимый с абстрактных уровней на конкретные, должен принять форму, образ в ментальной материи, и новая вибрация, которой предстоит аккумулировать субстанцию и создать форму, должна противодействовать старым. Потому Учителя, которые стараются издать ту ноту, которая нужна для новой эпохи, должны искать у тех, кто может стать их инструментами, два качества: во-первых, способность услышать эту ноту и увидеть новый идеал; а во-вторых, стойкий боевой дух и определённое стремление быть особенными и считаться уникальными, которое как правило встречается лишь у тех, у кого особый склад ума и темперамент, некоторая эксцентричность во внешности и оригинальные взгляды. Если бы такая комбинация встречалась у обычных консервативных людей, их бы охотно использовали, но сам их консерватизм составляет препятствие, а такая их чувствительность делает невозможным полное осуществление плана.

б) Когда идея обрела форму на ментальном плане с помощью лучшего доступного посредника, наступает второй и самый опасный этап. Многие великие движения почти погибли во время своего зачинания на астральном плане. Но этом плане эмоций мыслеформа-ребёнок, которая есть воплощённый идеал и которая строилась и воспитывалась на ментальных уровнях теми, кто дал ей начальный импульс, начинает свою борьбу за жизнь. Величайшая опасность для любого движения заключена в эмоциональных телах его последователей. Всякое поистине оккультное движение встречается с бедствием в своём втором поколении через неконтролируемые природы и эмоциональную несдержанность людей, которые (с лишь небольшой разумностью, но с огромной преданностью и любовью) готовы умереть за своих лидеров и идеал. Они оценили красоту идеала, и это чувство несёт их; они не имеют представления о законах, управляющих проявлением; они придают чрезмерную важность личностям своих лидеров и наставников, основателей и зачинателей движения; они действуют из преданности именам и личностям, а не из осознания истины, заключённой в учении, и принципов, воплощённых в движении. Они входят в струю огромной фохатической, или электрической, силы, которая обязательно стоит за всеми движениями, происходящими с высокого уровня. В этом последнем утверждении — ключ к загадке извращения в определённых направлениях со стороны некоторых лидеров и работников. Из-за величины этой электрической силы, а также из-за того, что в большинстве случаев управляющим фактором является эмоциональное, а не ментальное тело, а в микрокосмической системе соответствующий огонь не направлен в головной либо горловой центр, а направлен на оживление физических функций или сердечного центра, они становятся либо сексуальными извращенцами, либо слепыми фанатиками, которыми управляет эмоциональный импульс.

в) Если идея выдержит противодействующие вибрации на ментальном плане и избежит крушения в водах астрального, она скорее всего займёт принадлежащее ей по праву место на физическом плане и исполнит свою миссию. Физические опасности, которые ей угрожают, — по финансовой линии, неясность с источниками получения средств и борьба за средства существования. Они имеют сравнительно малую важность и могут быть преодолены теми, кто понимает закон и работает для тройственного единства в трёх мирах человеческого устремления.

Духовные движения (насколько это касается нас) начинаются на абстрактных уровнях и посылаются Теми, кто достигли и являются служителями человечества. Затем их отцами становятся особые люди, обычно ментального типа, действующие в телах особенно отзывчивого типа. Их поляризация сильно ментальная — даже, как было ранее сказано, до несбалансированности. Они обычно не бывают эмоциональны, но являются передатчиками такой силы, что их физические тела часто страдают, и мозг или нервная система часто не в порядке. После того, как они поддержали новый идеал на ментальном плане, установленная ими сильная вибрация проносится через астральный и неизбежно возбуждает более слабое большинство, откуда сразу же приходят глупые, недумающие, неуравновешенные последователи. Тогда мыслеформе угрожает серьёзная опасность уничтожения. Если она выдержит любовь своих худших врагов — эмоциональных друзей, она, вероятно, исполнит своё изначальное назначение.

Нам нужно научить людей мыслить и развивать свои ментальные тела и использовать в конструктивных целях силу, достигающую их через движение, а не тратить её в оргиях астральных эмоций и демонстрации преданности личностям и формам. Мыслители, образующие ментальное ядро всякого движения, несравнимо немногочисленны в сравнении с огромным количеством эмоциональных последователей, и не будь сила, стоящая за движением, очень высокого порядка, она бы не выжила по пути с ментального плана на физический.

Через принадлежность к группе и прежние связи люди привлекаются в движения и становятся доступны для использования. Великие, работая по Закону, используют эти потенциальные энергии и находят применение способностям разных человеческих индивидуальностей в группе, которую они оберегают, чтобы добиться определённых результатов. Таким образом эти люди, действующие как точки фокусирования энергии, используются для конструктивных целей, и не будь так, могло бы произойти ужасное разрушение и опустошение. Это момент, о котором иногда забывают, и нужно его подчеркнуть.

По Закону и в ходе групповой эволюции люди приводятся в воплощение с тремя типами кармы, которая должна быть осуществлена:

1. Индивидуальная карма, которая должна привести к трансмутации низшего в высшее, или личностных тенденций в качества “я”, и это должно быть сделано на физическом плане.

2. Групповая карма, которая вызывает трансмутацию некоторых личных отношений в групповые качества.

3. Карма Мыслителя на ментальном плане и в связи с его лучевой группой. Этот последний тип кармы чаще всего является причиной того, что человек (в процессе работы с другими двумя) приводится в ситуации, в которых Иерархия должна волей-неволей его использовать несмотря на его ограничения.

Многие души на этой стадии работают со всеми этими видами кармы одновременно, а потому занимают видное положение благодаря своим групповым связям, и работа, которую они по этой причине выполняют, находится под руководством Иерархии.

Этот главенствующий фактор кармы в жизни людей и групп приводит многих к работе, для которой они иначе бы не подходили, а когда они выполнили свою малую роль, они уходят. Великий Закон не может упустить из виду никого, и когда пришло время уплатить долг или исполнить обещание, личность автоматически включается в дело и исполняет свою работу. Многие были таким образом избраны для работы, к которой в противном случае считались бы непригодны. При точной подгонке исполнения плана если в какой-то жизни время представляется подходящим для уплаты долга или исполнения обязательства, долг будет уплачен, и обязательство исполнено. Когда случай таков, не следует забывать эту часть истины. Происходит много вреда и многие умы впадают в беспокойство, когда этому факту приобретения положения благодаря карме, а не в силу врождённой пригодности и духовных достижений, отказывают в признании. Истина всегда остаётся точной. Когда партийность заставляет людей не замечать истину и придумывать ложь в защиту недуховного лидера, тёмные тучи и миазмы астрального плана с его эмоциональными бурями наваливаются на группу, прогресс временно прекращается и следует застой. Выявление ошибок считают нарушением закона братства, тогда как указание на ошибку с одной стороны и признание её с другой привело бы к демонстрации настоящего примера Братства, конечно если все стороны в интересах дела искренне ищут истину.

Ещё один фактор, который может поставить человека на лидерскую позицию — это его качества. Такой человек может прийти к власти благодаря какому-либо дару, который может помочь продвинуть работу группы. Иногда какой-нибудь брат, в других отношениях неподходящий, обладает каким-нибудь великим качеством, которым он мог бы помочь миру. Этот дар нужно использовать; иногда это дар любви, даже если она неверно направлена или неуравновешена; способность понимать, а также ясно судить о методах, действиях и мотивах других, пусть даже сопровождаемая резким критицизмом; дар говорить прямо, рассеивающий облака сомнения, даже если такое слово может ранить; способность синтетического понимания задач, позволяющая человеку кристаллизировать для многих видение немногих, пусть даже вкупе с гордостью или характером, отдаляющим от него учащихся. Методы могут давать сбой, но когда у человека есть что-то, что он может дать для продвижения целей многих, возможность будет ему обеспечена.

В других случаях человеку может недоставать особенных качеств, но глубоко живущий в нём мотив, который его вдохновляет, может послужить основой для его выбора в качестве лидера. Если мотив искренний и основан на воле к служению, методы не имеют такой уж первостепенной важности; средства и рецепты всегда можно найти, когда нами управляет истина. Что же такое, в конце концов, мотив? Пожалуй, мы могли бы определить его как желание или стремление “я” заставить медлящую личность выполнить его повеления и исполнить свою миссию. Изменить мотив человека почти невозможно, ибо его мотивы — это его суть, само его “я”, а вот убеждать в нежелательности некоторых методов всегда можно, если конечно он признаёт, что может ошибаться, и готов ради блага организации и пользы дела принять совет людей, достижения и способности которых признаны, к какой бы партии они ни принадлежали. Как часто в работе Учителя мы встречаем работников, чьи действия толкуются превратно, но чьи мотивы самые чистые! В связи с ними работа в конечном счёте состоит не столько во встраивании качества в каузальное тело, сколько в приручении личности, чтобы она могла соответствовать стандарту высшего Я. Чтобы встроить качество, нужно много жизней, но лишь одна краткая жизнь или даже часть жизни может выстроить личность, когда управление у Внутреннего Правителя. Ошибки часто налицо, но всё же они сравнительно не важны.

Опять же другие, хотя таких, пожалуй, немного, служат благодаря своему намеренному выбору и широкому видению. Они возвращаются в круг жизни с открытыми глазами, будучи сосредоточены главным образом на служении, а мотив саморазвития играет второстепенную роль. Тогда жизнь становится одним долгим выбором: всегда выбором высшего блага для наибольшего числа людей, выбором служения группе, чего бы это ни стоило личности; при этом человек намеренно отворачивается от всего, что не санкционировано Учителем. Это подразумевает, что ученик любит волю Учителя и подчиняет свою личность дисциплине жизни, которой можно достичь большего очищения проводников и таким образом — большей отзывчивости на ведущий внутренний голос.

Здесь нам поможет, если мы задержимся на том, чтобы заметить, что успех всякого движения зависит в первую очередь от трёх вещей:

1. Точность передачи воли или намерения высшего Я к мозгу личности человеческих существ, которые приобретают известность и положение в движении. А точность эта неизбежно зависит от:

а) Чистоты проводника. Ошибка в жизни физического плана может привести к засорению канала, в результате чего не удаётся точно передавать от высшего к низшему. Со всей серьёзностью нужно подчеркнуть, что в силу этого мощного фактора, влияющего на передачу, психическое сообщение, если не подкреплено чистотой жизни, духовностью взгляда и примером преданного служения, несёт в себе семена страшной беды и может увести многих не туда.

б) Устойчивости вибраций, или способности контролировать природу желаний. Следует учесть, что последний термин охватывает широкий спектр эмоций — от относящихся к физическому плану аппетитов чувственной природы до желания личной славы и разных форм гордости.

в) Контроля над умом. Это предполагает способность использовать ум в качестве интерпретатора интуиции. Иными словами, всем оккультным лидерам нужно иметь хорошее чувство здравого смысла и тонкое чувство соразмерности; на таком фундаменте они могут строить.

2. Готовность лидеров провозглашать принципы, а свои личности держать на втором плане. Все иерархические и оккультные усилия относятся к жизни субъектной и всегда требуют оставления того, что объектно (предметно). Это момент, о котором многие видные лидеры часто забывают. Они не принцип передают, а издают ноту личности, и принцип теряется из виду; или всего лишь провозглашают принцип ровно настолько, насколько это обеспечивает их собственный престиж и улучшает их положение. Эта неспособность издать верную ноту и работать изнутри вовне никогда не бывает так уж заметна в ранние дни движения, но после, когда эмоциональное идолопоклонство среднего члена сделало своё страшное дело, личность постепенно выходит на первый план, а принцип удаляется на второй.

3. Должная оценка фактора времени и благоприятной возможности. Многие движения сбились с пути из-за опрометчивых действий лидера, который спешит навязать членам виды деятельности, должной подготовки к которым не сделано и свидетельства ценности которой отсутствуют. Во всех движениях, которые на физическом плане ведомы людьми, являющимися посредниками между невидимым и видимым, такой оценки очень часто недостаёт. Они обладают некоторым предвидением, они сознают величину некоторых приближающихся событий, но их определение времени даёт сбой. Они изливают на членов движения информацию, не придавая должного значения гарантии, методу, возможности и применяемым средствам. Это приводит к беде и многих ведёт не туда.

Настоящий оккультный лидер узнаётся по следующим характеристикам:

а) Он не выдвигает притязаний, касающихся его самого или его сотрудников. Он избегает заявлений о своём месте в Иерархии или вне её, помня, что его внутренняя связь демонстрируется осуществляемой работой, а не словесными заявлениями. Где бы такие заявления ни делались, слушающие толпы поступят хорошо, если повременят, пока так называемый посвящённый не продемонстрирует красоту своей жизни, мудрость суждений и энергичность служения провозглашаемой истине, и вот тогда составят своё мнение. В наше время на нас льётся целый потоп таких притязаний со стороны многих людей посредственных достижений, то и дело звучат фанфары, привлекая наше внимание к какой-нибудь личности. Правильно ли всё это? Так ли работают поистине Великие? “Я среди вас как тот, кто служит”, сказал Учитель всех учителей, и большего заявления не может быть сделано. Воздержание от притязаний — отличительная черта истинного оккультного лидера.

б) Он всегда указывает путь к Богу внутри и учит законам саморазвития; он избегает привлекать внимание к себе — как к тому, кто исполнил эти законы, либо как к тому, кто знает о них больше, чем его слушатели. Его авторитет — в ясности его мыслей, понятности его объяснений и братском духе в его жизни и речи. Таковы характеристики подлинного оккультного лидера.

в) Он излагает принципы и не касается личностей. Он жизненно заинтересован в решении человеческого уравнения и усердно занят обеспечением полного поля деятельности для разнообразных талантов и способностей, которыми обладают члены его группы, посвящая время тому, чтобы выдвинуть вперёд всех, у кого есть, что дать. Он не заинтересован в выдвижении себя на передний план. Самый ценный работник и руководитель — это тот, который умеет мудро использовать максимальное количество людей, используя их энергию конструктивно и добиваясь от тех, с кем он связан, максимума служения для облегчения болезней человечества. Это предполагает способность использовать людей соответственно их способностям, на каком бы плане они ни находили лучшее применение, и таким образом избегать дублирования работы, которое является плодовитым источником столкновения личностей. Это вещь, которой некоторые из наших лидеров не делают. Они не работают, как Учителя, из-за сцены, оценивая потенциал людей, выдвигая их на передний план организационной работы и давая им возможность в полной мере показать свои способности. Настоящего оккультного лидера не заботит, известен ли он сам; он добивается результата, приводя людей к тому, чтобы они сами выяснили, что они могут сделать, а затем действовали, осознав свои возможности и реализовав свои способности, а не потому что кто-то, объявивший себя лидером, дал определённые указания.

Что такое принцип? Это базовый закон, который управляет операциями природы и всем, что в неё входит. Это нечто такое, что применимо к разным отделам эволюции. Одна вещь, которую на этой стадии должны осознать люди — это что сами принципы имеют эволюционную природу — эволюции откровения, в большей степени чем эволюции роста. Мы развили и выработали определённые базовые принципы, управляющие отношениями одного человека с другим и его связи с другими членами человеческой семьи. Закон о земле и десять заповедей воплощают для Запада бóльшую часть этих основных принципов. Они охватывают взаимодействие между человеком и его братом, между личностью и личностью, и мы правомерно говорим здесь о том, что Закон Братства фундаментален. Братство подразумевает правильное взаимодействие между членами человеческой семьи, но включает в себя больше, чем это. Эти принципы, управляющие отношениями личностей, должны в конце концов привести к более высокому набору принципов, управляющих отношениями этих личностей с группой, в которой каждая находится. Это те “групповые принципы”, которые мы только начинаем ощущать, и те групповые отношения, которые медленно проясняются в сознании человечества. Когда официальные действия личности подвергают сомнению с точки зрения их нежелательного эффекта, оказываемого на группу, которую она представляет, в результате её приверженцы поднимают крик, принимающий форму яростной защиты этой личности. И всё же группа важнее. Группа — это лишь собрание братьев, а потому подпадает под фундаментальный Закон Братства. Почему сотня братьев должна страдать, чтобы избавить от неприятностей и временного бесчестья одного брата? Бесчестья не существует, когда у этого брата хватает мудрости, чтобы распознать своё место в групповой формации.

Размышляя об этих проблемах, мы должны обратить внимание на то, что даже сами Великие не знают, как будет реагировать человек под давлением обстоятельств. Много есть лидеров, которые начинают правильно, производя впечатление, что у них хватит силы характера выстоять до конца, и всё же падают под натиском силы, изливающейся через их проводники; которые из-за лести и глупого обожания простаков теряют чувство соразмерности; которые упускают из вида работу, сосредоточивая своё внимание на себе, и забывая, что нужно вовлечь в действие многих и тем умножить усилия, приводят на помощь Учителям лишь одного человека; которые, в силу своей способности контактировать с более высокими планами, перестимулируются (ведь им не удалось преобразовать эту стимуляцию в групповую энергию и направить её силу в групповую работу и любовь) и терпят неудачу в какой-либо области своей жизни.

Опять же Учителя не могут сказать, как взаимодействие между членами группы и эффект групповой кармы подействует на человека. Многие хорошие работники “впали в грех” из-за воздействия на них личностей тех людей, с которыми они были связаны в прошлых жизнях. В силу привычки их влияние слишком сильно, и человек уступает своей старой слабости. Он следует линии наименьшего сопротивления, и многие из его последователей спотыкаются, а организация подвергается опасности. А всё из-за того, что он сделал упор на свою личность, а не на принцип.

Время сейчас критическое, и многое нужно проработать в следующем малом цикле, прежде чем произойдут определённые великие события. У Учителей есть планы, которые должны созреть через определённые движения, но даже их планы зависят от личных уравнений, связанных с выбором лидеров и работников. Они вынуждены составлять свои планы в общих чертах, оставляя много свободы для индивидуальной инициативы, и даже они могут не более чем облегчить выполнение плана; а необходимые инструменты на физическом плане должны проработать подробности. Именно в связи с этими деталями часто кажется, что план не исполняется и всё идёт наперекосяк. Но в конечном счёте это в значительной степени вопрос времени. Когда всё идёт, как намечалось, когда работники реагируют так, как ожидалось, тогда план осуществляется гладко, и нужные результаты достигаются. Когда планы продвигаются не так хорошо, как хотелось, когда нужным инструментам не удаётся распознать своё место в служении, тогда следует задержка, происходит смятение и кажется, что наступает хаос. Но дело продолжается. Должны быть подготовлены новые лидеры, привлечены новые работники и предложены новые методы. Это предполагает потерю времени, но в конце концов план доводится до исполнения. Индивидуальная карма может действовать как помеха в деталях, но сила закона со временем ведёт основных агентов к исполнению своего долга.

Как же тогда лидерам и работникам в миру сделать себя пригодными для адекватного исполнения своего непосредственного долга? В первую очередь культивируя способность внутреннего отклика на водительство Тех, кто ответственен за план. Это предполагает постоянную работу по очищению своих проводников, чтобы они стали подобны тонким мембранам громкоговорителей радиоприёмников, благодаря которым передачу может слышать множество людей. Это предполагает развитие высшего сознания, которое может удостовериться в плане на других уровнях, и которое может черпать из ресурсов и оснащения высшего Я, а затем передавать всё в сознание физического мозга. Это предполагает и большее: со стороны кандидата в лидеры или работники требуется готовность пожертвовать всем ради продвижения дела; согласие быть только инструментом, который будут использовать или отложат согласно надобности, и решимость удерживать внутренний контакт и дисциплину жизни личности, пока она не станет откликаться на каждое пожелание Тех, кто держит групповую работу. Человеку, работающему в мирской области, нужно осознать, что всю личную жизнь нужно погрузить в работу по материализации плана, и что на алтарь дела должно быть пожертвовано всё. Когда люди откликаются таким образом, когда они работают с предельным самоотречением, тогда планы Учителя не искажаются, а поток усилий движется в намеченном направлении.

Духовное лидерство не приходит ни к тем, кто стремится к месту и власти, ни к тем, кто обращает свои глаза только на обстоятельства и не замечает стоящих за ними причин. Оно не приходит к тем, кто ставит личное “я” выше блага группы, часть которой они составляют. Оно не приходит к тем, кто работает ради целей, которые полагают мудрыми они сами. Духовное лидерство приходит к тем, кто делает необходимое (важно это внешне или нет — не имеет значения), а результаты действия оставляет Тем, кто видят дальше, чем они сами могут разглядеть в дыму битвы.

Духовное лидерство — для тех, у кого есть дар синтеза, и кто мудро использует всех, надлежащим образом распределяя работу. Духовное лидерство — для тех, кто видит разницу между существенным и несущественным, кто способен мудро не обращать внимания на ошибки, если они не тормозят общее продвижение группы, и умеет аккуратно перенаправлять усилия в другие области, когда ошибки наносят вред многим. Духовное лидерство предполагает способность управлять мощно и молчаливо, и так направлять группы и индивидуальности, чтобы максимальные результаты достигались при наименьшей затрате сил. Духовное лидерство предполагает изучение психологии людей и осознания существенных качеств каждого вкупе с той мудростью, которая не обращает внимания на те недостатки, которые имеют поверхностный характер. Успех человека зависит от того, каков он по сути, а не от того, каким он часто выглядит. Мерилом его качеств может быть его способность поднимать многих из обычной колеи и повышать вибрацию.

Мы не можем подытожить идеал духовного лидерства лучше, чем следующими словами Учителя:

“Праведная жизнь, открытое сознание, чистое сердце, пытливый ум, незамутнённое духовное восприятие, братское чувство к соученикам, готовность дать и принять совет и наставление, верность долгу перед Учителем, добровольное следование заветам Истины, если мы вверились ей и считаем, что Учитель ею обладает; мужественная выдержка при встрече с личной несправедливостью, смелое провозглашение принципов, доблестная защита ближнего от несправедливых нападок, взор, постоянно устремлённый на идеал человеческого прогресса и совершенствования, который даёт тайная наука — таковы золотые ступени лестницы, по которой ученик сможет подняться в Храм Божественной Мудрости.”

(“The Beacon”, ноябрь 1925)