Э. Кришнамачарья

ЦЕЛИТЕЛЬСТВО, ГОМЕОПАТИЯ И АЮРВЕДА

(Лекция, прочитанная в Мюнхене 3 ноября 1981 г.)


Братья и сёстры, собравшиеся, чтобы меня увидеть!

Я ещё раз благодарю вас за то, что вы почтили меня своим присутствием. От меня ожидается, что сегодня вечером я буду говорить о духовном целительстве, но в тот день, когда я говорил о гомеопатии, я обещал рассказать кое-что и об аюрведе. Так что я познакомлю вас с научным аспектом аюрведы, а затем поговорю о духовном целительстве.

Необходимость для физического тела медицины материального плана — это концепция материалистической медицины. Необходимость квалитативной медицины (медицины качеств, то есть медицины динамических свойств лекарств без физической субстанции) доказана гомеопатией. Гомеопата спрашивают: «Вы можете показать мне свидетельства присутствия лекарственного вещества в дозе, которую вы используете? Можем ли мы провести химический анализ вашей таблетки?» И ответ будет: «вовсе нет». В вашем теле есть физическая материя, придающая вам килограммы веса. Если вы возьмёте вес трупа, можете ли вы ожидать веса насколько-то меньшего, просто потому что человек, живший в этом теле, отсутствует? Вовсе нет. Фактически, вес трупа будет даже больше веса живого тела. Факты показывают, что нужно открыть ещё одно измерение науки. Если мне по голове попадёт камень, я почувствую сильную боль. Но если вы возьмёте этот камень и выясните его вес, объём, цвет и химический состав, и даже его молекулярную и атомную структуру, разве вы сможете во всех этих результатах найти то, что мы называем болью? Вы можете открыть на физическом плане десять тысяч разных наук, но ни в одно из их наблюдений не будет входить такой пункт как «боль». Более того, нельзя изобрести машину, которая могла бы записывать боль. То, что мы называем ощущениями, чувствами и психологическими явлениями, дают ум и сила вместе взятые. Если вы сделаете рентгеновскую фотографию мозга, сможете ли вы определить наличие ума в его клетках? Означает ли это, что у вас нет ума? Вы никогда не обнаружите разум с помощью микроскопа. Значит ли это, что разума нет? Планы силы и умы никогда не могут быть интерпретированы в понятиях законов материи.

Когда вы принимаете медицинский препарат, у него есть много типов качеств материи. Если взять большой кусок сахара и бросить им в голову, это не будет сладко. Он разобьёт голову. Сладости в этой конкретной манипуляции с сахаром не присутствует. Если очень голодного и ослабленного человека заставить два километра нести на голове прекрасный обед, а потом спросить: «ну теперь вы довольны?», его голод не будет удовлетворён. Такая манипуляция не сделает вещество для него едой. Есть определённое отношение, которое делает материю его едой. Это правильное отношение, и вы должны его понимать. Но до того это только материал, а не еда. Аналогично, если вы возьмёте лекарственное средство, например, серу, и прижмёте кусок серы к лицу, будет больно. Это действие физической серы на физическое тело. Если вы приготовите из серы тонкий порошок и приложите к своей руке, продержав так 12 часов, она окажет своё действие на вашу кожу. Но это будет не уже не действие физической серы. Это действие эфирной серы на ваше эфирное тело, производящее возмущение эфирной материи в этом конкретном месте. Затем сообщение будет передано в ментальное тело. А ментальное тело направит послания в эфирную материю. Затем эфирная структура будет изменена так, чтобы не позволять телу испытывать возмущение от эфирной серы. В результате на коже появится рана. То же самое с любым веществом.

Когда ваша рука попадает в пламя свечи, она сразу обжигается. Это не значит, что кожа получает ощущение жжения. Ощущение принадлежит уму, а вовсе не материи. Представьте, что вы поместили сюда горящую свечу, а я, допустим, её не увидел. Допустим, что читая лекцию, я попадаю рукой в её пламя. Я сразу же почувствую в пальцах жар и отдёрну руку. Это означает, что происходит большой процесс. У эфирного тела в этом месте есть свои дэвы, или разумы, которые немедленно извещают ментальное тело. Затем ментальное тело шлёт послание эфирному. В уме временно создаётся центр, который откликается на область, подвергнутую действию огня. Затем в уме производится мысль неприятного ощущения или жжения. Она посылается в эту самую область. И только тогда там ощущается боль.

Поймите, что боль никогда не переживается физической материей. Её чувствует ментальное соответствие, соотносящееся с поражённой областью физического тела. Например, на многих больших предприятиях и в конторах имеются пульты с красными лампочками. Когда в каком-либо отделении что-то идёт не так, поступает сигнал тревоги и на пульте зажигается красный огонёк. Тогда персонал понимает, что где-то внутри что-то не так. Это не означает, что машины понимают это, но когда что-то не в порядке с машиной, люди это понимают. Точно так же и у нас в уме есть пульт с красными лампочками, соответствующими каждой части тела. Боль генерируется только на пульте, но мы ощущаем боль в конкретном физическом месте. Если вы возьмёте стереоусилитель и поместите колонки сзади, то мой голос будет слышаться из-за вашей спины, хотя я говорю здесь. Это показывает, что всё внутреннее устройство конторы принадлежит персоналу, а не дому. А в доме наблюдаются следствия. Тогда и исправление должно проводиться в персонале, а не в доме. Этого нельзя сделать на физическом теле с помощью материальных лекарств. Исправлять должна эфирная составная часть лекарства.

У серы есть свои химические свойства. Они вовсе не принадлежат физической части материи серы. Аналогично и запах серы, ощущаемый человеческим носом, — вовсе не часть её химических свойств. Это совершенно другой процесс, который называется жизненным процессом. У всякого лекарства тоже три части: физическая материя, атомная субстанция и тонкая субстанция — эфирная и ментальная. Эфирная субстанция действует на наше жизненное тело и производит жизненные следствия, совокупность которых мы называем здоровьем или болезнью.

Так ментальная составная часть лекарственного вещества оказывает эффект на наше ментальное тело и производит свои результаты. Когда вы разводите лекарство, это его эфирная и ментальная составляющие и стимулируются к действию. Физического присутствия вещества больше не требуется. Эфирную и ментальную природы лекарственного вещества можно хранить. Когда Ганеманн в своё время заявил, что ртуть растворима, профессора химии и врачи смеялись над ним. Он провёл демонстрацию. Он поместил чистую ртуть в ступку, добавил порошок лактозы, перетолок всю смесь и поместил в дистиллированную воду. Через фильтровальную бумагу, на которой осталась ртуть, раствор был слит в бутылку. Затем он спросил: «содержит ли этот раствор сахара хоть сколько-нибудь ртути?». Доктора и профессора химии сказали: «это чушь». Тогда он спросил их: «готовы ли вы принять дозу этого?». Многие были не готовы. Ради спора они говорили, что никакой ртути там нет, но когда настало испытание, они вспомнили, что у них тоже есть жёны и дети. Так что оказалось очень немного людей, решившихся на опыт. Каждому из них он дал по дозе и попросил выждать неделю.

В течение недели у них сначала возникла сильная боль в дёснах. На второй день дёсны у них распухли, а язык жгло. На следующий день покраснел весь рот и началось сильное слюноотделение. На следующий день гланды распухли и болели. Затем он сказал им: «У одного человека это могло быть совпадением, но у тринадцати это не может быть совпадением». Так что им пришлось это принять. Вы можете дать этот ответ своим дорогим докторам, которые сомневаются в вас и принимают высоко научную позу. Но фактически это очень старый вопрос, на которые давно был дан ответ; его можно считать вопросом каменного века. Ганеманн доказал это очень давно. Так что вам не нужно смущаться перед людьми, которые в своём понимании отстали от времени. Природа лекарства существует на ментальном и жизненном планах. Она контактирует с вами на ментальном плане. Если у вас на языке мёд и лимон, вы ощутите вкус. Что такое вкус? Это взаимодействие ментальной субстанции с умом. Вкус вызывают вовсе не химические свойства лимона. Так что теперь мы перейдём к аюрведическому мышлению. Аюрведу легко понять, поняв сначала гомеопатическую философию, поскольку её основа тоже в жизненном теле. Всякая разумная система медицины относится к действию жизненного и ментального тел, а вовсе не к физическому.

Первая забота аюрведы — не о медицине, а о здоровье. Помните, что аюрведа главным образом не наука о болезнях и их лечении. Она больше занимается здоровьем, нежели болезнью. Сама структура философии аюрведы принадлежит к концепции здоровья, пониманию здоровья и сохранению здоровья, и тому порядку, который мы должны принять в своей повседневной жизни для его поддержания. Во второй половине философии аюрведы вы найдёте науку о болезнях и медицину. Если вы не следуете законам природы, если вы игнорируете процедуру здоровья, тогда результатом будет болезнь.

Когда взаимодействуют материя и сила, результатом бывает проявление ума. Затем ум начинает работать до тех пор, пока материя и сила снова не будут разделены. Продолжительность этого процесса называется сроком жизни. Так аюрведа определяет продолжительность жизни. В нашем физическом теле есть материя, есть сила, позволяющая ему двигаться, и когда материя и сила начинают сосуществовать, происходит автоматическое проявление ума, который мы называем индивидуальным умом. Как только ум проявляется, он может управлять материей и силой. Посмотрите, как отец и мать производят ребёнка, а он, став взрослым, защищает отца и мать! Так и ум проявляется благодаря материи и силе, которые организованы космическим разумом, и так происходит рождение индивидуального ума. С этого момента индивидуальный ум начинает организовывать материю и силу. Начинается эволюция данного конкретного периода жизни. Ум начинает развиваться в опыт, что мы называем зрелостью. Он пользуется способностью понимания. Аюрведа — это наука, которая призывает нас применить своё понимание для защиты сосуществования в нас материи и силы. Когда это делается, жизнь протекает в здоровье. Когда сосуществование неудобно и отношения между материей и силой ухудшаются, мы называем это болезнью. Она вызывает смерть. Нужно знать, как поддерживать условия, сохраняющие равновесие.

В лесу в отшельничестве жил один великий мудрец. Как-то его пришли повидать семеро мудрецов; их дыхание было частым, они задыхались от ходьбы. Один из них вспотел, лицо другого было бледным. Им было плохо. Мудрец пригласил их сесть и спросил: «Вы пришли из городов?» «Да», — ответили они. «Вот почему вы не можете поддерживать своё здоровье» — ответил он им. Затем он стал лечить их, объясняя при этом болезни и средства их лечения. Он объяснил им, что в городах свежая пища невозможна. Приходится есть пищу, которая долго хранилась. Это вызывает болезни, поскольку нарушает баланс между силой и материей в теле. Регулярное использование маринованных и сушёных продуктов вызывает болезнь. Возможность купаться в проточной воде сохраняет здоровье. Вода, которая течёт, касаясь почвы, называется живой водой, и она нужна для поддержания здоровья. Например, речная или озёрная вода. Сохраняйте реки чистыми, чтобы вы могли пить прямо оттуда и купаться там. Реки не загрязняются от того, что там купается много народу. Но городские загрязнения делают воду непригодной для живительного применения. Если вы купаетесь, река не загрязняется, потому что физические нечистоты идут на дно в ил, а эфирные нечистоты уносятся эфирным существом реки.

Затем он посоветовал им пожить некоторое время на естественной пище, взятой свежей от растений и животных, каждый день ходить на реку, купаться в ней и пить прямо из неё. Мудрецы оставались с ним сорок дней и восстановили своё природное здоровье без всяких лекарств. Во время их пребывания он обучал их науке здоровья. Так гласит открывающая глава основного текста аюрведы. Болезнь указывает на неисполнение, тогда как использование лекарства указывает на искупление. Затем он перешёл к объяснению того, как сохраняют здоровье. Из этих учений аюрведы я дам вам лишь несколько моментов, потому что он дал очень, очень много, чего не рассказать в одной лекции.

Поддерживайте в своей жизни равновесие. Понимайте соотношение между отдыхом и работой. Есть люди, которые спят, но не отдыхают. Есть люди, которым во сне гораздо меньше покоя, чем при бодрствовании. Хороший сон, сказал тот мудрец, только такой, когда после сны вы себя чувствуете полностью отдохнувшими, свежими. Если после сна вы чувствуете дискомфорт, раздражение, удушье, усталость или слабость, это значит, что во время сна ваша конституция претерпевает ужасные изменения. Затем он объяснил, как сделать сон здоровым, а потом рассказал о наших отношениях с едой и питьём. Он указывает три типа пищи, используемой людьми трёх темпераментов.

Одному темпераменту нравятся питательные продукты вроде мёда, молока, молочные продукты, свежие овощи, салаты, соки и фрукты. Некоторые люди любят их больше всего другого. Они принадлежат к первому темпераменту.

Есть второй темперамент. Они любят крепкие, острые блюда. В Индии, особенно в южной, они прямо едят жгучий перец. Если западный человек увидит такие перцы на тарелке, для него они будут подобны скорпионам. Но южный индиец с большой гордостью откусывает и жуёт их. Со слезами в глазах и мокрым носом он говорит: «Хорошо, очень вкусно!». Так что есть люди, любящие очень острые вещи. Если вы предложите им мёд или фруктовый сок, они посмотрят и скажут: «нам этого не хочется». Так что их раздражает хорошая еда. Они хотят чего-то очень горького, например очень крепкого кофе. Если что-то не воздействует резко на их язык, они этого не ценят. Это темперамент номер два.

Есть и третий темперамент. Эти люди любят вещи, которые закисли после хранения. Если пища «с душком», она им понравится. Если вы приготовите что-то, поставите в холодильник, на следующий день вынете и снова разогреете, это понравится им больше. Но если вы подадите на стол сразу после того, как приготовите, им это не понравится. Они любят все алкогольные напитки и наркотики вроде опиума, морфия, гашиша и табака. Они не ценят первые два типа еды. Это темперамент номер три.

Люди первого темперамента уравновешены в своём поведении. Второй темперамент принадлежит к великим гениям нашей Земли. Они знают много вещей и пробуют много вещей в одно время. Они всегда в движении. Они всегда чем-то заняты, причём сами не зная, чем. Таков второй темперамент. Люди третьего темперамента — это те, кто не любит перемен. Если предложить купить им новую машину, они предпочтут пользоваться старой. Они не любят менять дом. Если вы предложите им лучшую квартиру, они скажут, что довольны прежней. Они пытаются отложить путешествие на завтра. Если им нужно быть в конторе в 10.00, они захотят прийти туда к 10.30. Вот так ведут себя люди третьего темперамента.

Первый называется темпераментом равновесия, второй называется динамичным, а третий инертным. Это темпераменты трёх гун. Первый темперамент называется саттвическим, второй — раджасическим, а третий — тамасическим. Люди первого темперамента ведут здоровый образ жизни, двум другим присущи два их собственных типа заболеваний. Так что питайтесь сбалансированно и поддерживайте регулярность в деятельности.

Вы можете согласно своему ежедневному распорядку установить своё собственное расписание и постараться его выдерживать. Сделайте своей привычкой соблюдать расписание, не чувствуя напряжения. Когда вы сильно беспокоитесь о соблюдении времени, вы начинаете жить на нервах и результатом будет перенапряжение, нервозность и раздражительность. Потому старайтесь поддерживать регулярность в своей жизни и сделайте это поддержание удовольствием. Пусть тело и ум делают всё в своё время. Когда ум выполняет свои функции, не отождествляйтесь с умом. Пусть этот парень делает своё дело, а вы не бегите вместе с ним и не смущайте его. Вот как нужно поддерживать регулярность ежедневного распорядка. Когда вы начнёте делать дела регулярно, ваша ментальная структура начнёт приобретать регулярность. Постепенно ум сделает регулярными и жизненные функции вашего тела. Тогда установится равновесие в дыхании.

В детстве у вас было уравновешенное дыхание. Но оно много тысяч раз сбивалось, когда вы злились, были подозрительными, завистливыми, испуганными и грустными. С возрастом, когда у вас происходили сбои дыхания и сердцебиения уже тысячи раз, вы внедрили некое расстройство в ту музыку своего дыхания, которая была у вас в детстве. Вы потеряли её в середине своего жизненного пути. Теперь вы сможете восстановить её путём создания регулярной ментальной структуры своего ежедневного распорядка. Только тогда вы станете пригодны для того, чтобы практиковать пранаяму. Если же вы попытаетесь контролировать своё дыхание непосредственно, результаты будут ужасными.

Вставайте утром в 5.30 и ложитесь спать вечером раньше 11.30. После пробуждения, а также перед тем, как ложиться спать, почистьте зубы, язык и рот. Делайте это только растительными материалами без всякой химии. Должны использоваться лишь растительные порошки. Умастите своё тело маслом, но делайте это сами. Не допускайте, чтобы это делали слуги или массажисты. Затем примите ванну. Если с детства применять к коже кунжутное масло, тогда не будет никакого артрита. Для очистки тела опять используйте растительные материалы. Никаких неорганических химикатов использовать нельзя. Мудрец предписал использование порошка из соевых семян, смешанного с порошком листьев мелии и порошком сандалового дерева. Эту смесь нужно использовать для натирания кожи во время принятия ванны. Аюрведа не советует отращивать длинные волосы и бороду. Всегда будьте гладко выбритыми. Мы представляем, что святые и древние монахи носили бороды. Это может быть так на картинках, в театре и кино. Но святые никогда не делали свои бороды предметом гордости.

Будьте открыты и смелы прямо говорить правду. Но вы должны уметь говорить её приятно. Он сказал: «Говорите приятно и делайте так, чтобы другим было приятно слушать вашу речь. Говорите правду, не говорите неправду для того, чтобы сделать приятное, и также вы не имеете права, говоря правду, оскорблять других».

Обязательно ежедневно занимайтесь физическим трудом. Умственная работа без физического усилия не принесёт нам добра. Разум без доброты делает нас разумными, но он делает нас и преступниками. Так что физический труд необходимо для поддержания ума в здоровом состоянии. Что касается умственного здоровья, то вы должны ежедневно изучать какое-нибудь писание. И постарайтесь делать свой собственный комментарий. Практикуйте восьмеричный путь йоги. Здоровье — не в тканях тела или клетках мозга, а существует в вас как отношение, как настрой, — сказал он. Он просил поддерживать это отношение следующим образом: «Практикуйте терпимость. Проверьте, терпимы ли вы к недостаткам других. Если вы терпите их недостатки молчаливо, посмотрите, ваше молчание словесное или ментальное. Если оно только словесное, тогда у вас в результате вашей терпимости будет большое напряжение. Это вызывает страшные болезни. Когда вы понимаете, что молчание — ментальное, тогда ваша терпимость даст вам здоровье. Она позволит вам расслабиться, а благодаря этому другому человеку будет с вами легко.» Таким образом он просит нас понимать разницу между словесным и умственным молчанием. Вы можете говорить вслух, но ваша речь постепенно будет становиться осмысленной и значимой.

Практикуйте умеренность. Вы знаете, сколько нужно съесть. Не переедайте, и не недоедайте. Перестаньте спать слишком много или слишком мало. Позвольте телу выбирать то, что ему нужно. Не вмешивайтесь в потребности тела, будьте хозяином чувств, и тогда потребности тела будут удовлетворены. Путь желания будут отделены от потребностей. Понимайте, что желания — ментальны и ведут к разочарованию. Потребности же — физические, и если их правильно удовлетворять, тело этим поддерживается. Это умеренность. Практикуйте милосердие — не только благотворительность, помогая деньгами и собственностью, но и милосердие в отношении, в речи и товариществе. Пусть милосердие будет во всех мотивах. Со всеми своими духовными братьями у вас должно быть единств в том, что существенно важно. Но у всех должны быть свобода в непринципиально важном. Я не должен просить своих друзей одеваться так же, как я. Это было бы глупо. Так что живите с единством в принципиально важном, свободой в несущественном и милосердием во всех мотивах. Вот что советует Учитель Джуал Кхул.

Затем поймите разницу между любящим, преданным служением и эмоциональностью. Эмоциональность ведёт к болезни, а любовь — с здоровью. Если, когда нам выпадает счастье, мы впадаем в эмоции, то мы очень неуёмны в своём счастье. Иногда мы не можем сдержать себя. Мы то плачем, то думаем: «это счастье непостоянно, и завтра мы будем несчастны». Вот так бессмысленно разными способами мы реагируем даже на то, что является настоящей причиной для счастья. Это эмоции. Когда же эмоции очищены, они становятся любовью, бхакти. Вот что является правильным источником вдохновения, а не эмоции. То, что побуждает к хорошей жизни, и неисчерпаемый интерес к лучшей жизни — это вдохновение. Эмоция же вызывает сильные пристрастия и отвращения.

Так что нас призывают к тому, чтобы мы различали эмоцию и бхакти. Если вас привлекает сознание души во всём, если вы, будучи в компании любых окружающих вас людей, тем не менее не ожидаете ничего от них, если другие вам доверяют — это касание сознания души. Это то, что называется бхакти — преданность тому, который существует во всех и каждом. Если мы реагируем на другую личность, это эмоция. Если же мы взаимодействуем с божественным присутствием в другом человеке, одинаково с каждым, то это бхакти. Он просит нас практиковать любовь-бхакти. Вот вкратце пример того, какой он даёт нам путь. Этот путь позволяет нам поддерживать комфорт между материей и силой в нас. Пока такое равновесие поддерживается, налицо здоровье, и это происходит согласно Науке Здоровья.

Затем он даёт нам понимание различных слоёв нашей конституции — состава человека. Первый слой — это физический (то есть физическое материальное тело). Затем идёт функциональное тело, которое можно назвать жизненным телом. В духовной науке оно называется эфирным телом. Третий слой называется ментальным телом, которое в духовной науке называется низшим ментальным. А затем идёт тело разума в нас, которое может быть названо высшим ментальным. Следующий план называется план блаженства. Он включает в себя план буддхи и сознания души в современной духовной науке.

Таково устройство разных слоёв в человеке. Материальное, или физическое тело называется анна. Эфирное тело называется прана. Низшее ментальное именуется манас. Разум, или высшее ментальное называется виджняна. План блаженства соответствует буддхическому плану и сознанию души. Он называется ананда. Эти пять называются на санскрите оболочками, коша. Первое называется аннамайа коша, второе — пранамайа коша, третье — маномайа коша, четвёртое — виджнянамайа коша, и пятое — анандамайа коша.

Болезнь начинается в манасе и в пране. И лишь потом она начинает вызывать расстройства в аннамайа коше — физическом теле. Когда бы тело ни потребовало исправления и лечения от болезни, это должно делаться тремя различными субстанциями. Первая называется мани, или минеральное царство. Это использование минеральных веществ в качестве лекарств. Вторая называется мантра, или использование звука для лечения. Это может быть какой-то звук, какое-либо слово или предложение. Третья называется оушадха, или растение. Рекомендуется использовать растительную медицину чаще минеральной. Мудрец, о котором я говорил, советует избегать неорганических веществ, насколько возможно, и пользоваться органическими растительными средствами. Целительство через звук, молитву, призыв и музыку входит в науку мантры. Это лучший метод.

Он давал такой совет — чем меньше физических веществ используется в лечении, тем лучше. Метод мантры согласно аюрведе является высшим. Правители обычно готовили два типа целителей. Первая группа называлась чарака, или путешествующий врач. Они шли по деревням и городам, от двери к двери, и расспрашивали людей об их здоровье. Каждому назначалась своя зона, и он обходил там дома. Он отвечал за благоденствие людей в этой зоне. «Чарака» означает путешественник. Вторая группа целителей учила людей, как лечиться самим. У них тоже были свои зоны обучения. Они учили семьи самоисцелению. Эти учёные назывались на санскрите сушрута, что значит «хорошо обученные». Так что были две группы: одна — чараки, и другая — сушруты. Один из чарак написал одну большую книгу по аюрведе. Один из сушрут написал другую большую книгу.*

__________
* В аюрведической литературе они известны под названиями Чарака-самхита и Сушрута-самхита.

Теперь о причине заболевания. Вы знаете три гуны: саттва (равновесие), тамас (инерция) и раджас (динамизм). Они ответственны за всё мироздание. Из тамаса рождается материя, из раджаса — ум и функции чувств, а из саттвы — разум и понимание. Когда вы создаёте условия для поддержания саттвы, ваш разум будет конструктивным, и ваша логика будет вести вас к истине.

Функции нашего тела и наша жизненная сила производятся согласно сочетанию гун. В жизненном теле у нас есть три вихря сил. Один производит осаждение материи (построение клеток тканей). Другой вихрь осуществляет сгорание — он разрушает и разлагает материальные ткани, чтобы извлечь калории и использовать их для работы функций тела. Так что один вихрь создаёт ткани, другой разрушает их. Равновесие между этими двумя функциями обеспечивается третьим вихрем, пульсационным. Это производит в нашем теле перистальтику материи.

Первый вихрь проводит построение клеток. Второй производит разрушение материала, который мы называем пищей. Материал нашего тела используется каждую минуту, а отходы выводятся. Третий производит пульсацию. Пульсация вызывает расширение и сжатие материи (центробежная и центростремительная пульсации). Это они заставляют материю лёгких расширяться и сжиматься, и происходит дыхание. Также это заставляет сердце биться. Они заставляют желудок переваривать, а нервы и мускулы расширяться и сжиматься. Таким образом, у жизненного тела есть три функции. Пульсация называется на санскрите ваата, материализация — шлешма, а сжигание — питта.

Когда эти три вида деятельности производятся ровно, результатом является здоровье. Когда в их функциях неравенство, результатом бывает болезнь. Всякое нарушение производит свои собственные продукты болезни. В случае болезни шлешмы производится слишком много выделений во всех частях тела. Будет сильная слезоточивость, выделения из глаз, носа, ушей и горла. Из мембран выделяется много слизи. Производится гной и другие материалы как мёртвые продукты.

Когда имеет место нарушение питты, получается перегрев, потому что налицо чрезмерное сгорание. Потребляется слишком много кислорода, и вещества тела быстро сжираются. Результатом бывает истощение от чрезмерной расточительности организма. Будет потеря веса, частая температура, кашель и туберкулёзные явления. У пациента будет вырабатываться слишком много желудочного сока, он будет страдать от высокой кислотности, головных болей и мигреней. Такие болезни случаются, когда деятельность сжигания чересчур активна.

Когда нарушена пульсационная деятельность, происходит потеря пульсации — способность расширяться и сжиматься будет снижена, в пищеводе будет скапливаться газ. Будут образовываться газы в кишечнике, произойдёт его вздутие и станет чувствоваться удушье. Потеря пульсации в сердечных мышцах приводит к износу сердца и разным сердечным болезням. Лёгкие постепенно теряют свою способность к нормальному дыханию. Результатом являются многие лёгочные болезни. Также нервы и мускулы некоторых частей тела могут потерять свою перистальтику, что приводит к постепенному параличу этих частей или к внезапному параличу какой-то части тела. Это результат потери перистальтики. Иногда бывает чрезмерная пульсация, а иногда налицо антиперистальтика. Могут быть частые спазмы и икота. Человек не может дышать, или иногда вода блокирует горло, или воздушный пузырь образуется в сосуде и убивает. Иногда бывают судороги, скручивания, дёргания во сне. Это вызывает также эпилепсию. Это всё неправильная перистальтика. Так что три группы нарушений вызывают три группы болезней.

Большая часть лечения в аюрведе проводится пищей, а затем лекарствами. Даже когда применяется лекарство, оно должно использоваться вместе с какой-нибудь едой. В первую очередь нужно поддерживать жизненный принцип. Еда образует среду, в которой можно применять лекарство. Из пищевых веществ которые должны даваться вместе с лекарствами, лучшими считаются мёд и молоко. Мёд описывается как выравниватель. Он исправляет неравенства. Молоко и молочные продукты описываются как оживители. Они стимулируют усвоение еды. Потому, соответственно положению пациента, вы должны назначать лекарство либо с мёдом, либо с молоком. Самуэль Ганеманн советовал в качестве основы для лекарства молочный сахар. Вот почему в гомеопатии у нас сладкие таблетки. При не очень серьёзных болезнях, таких как лихорадка, боль в животе, несварение, понос или запор, аюрведа не предписывает лекарств. Она советует не бросаться за лекарством каждый день. Исправьте свою диету и тело вылечится само. Ни аюрведа, ни гомеопатия, ни какая-либо другая система, кроме аллопатии, не верит в готовые разноцветные таблетки, всегда имеющиеся в продаже, так, чтобы всякий покупал их пользовался ими ежедневно, как ему понравится.

Лечение звуком, внушением, святой воды или растительной золой в наше время считается частью духовного целительства. Оно относится к магнетическому целительству. Не нужно называть его духовным. Аюрведа описывает его как часть науки целительства. Использование магнетизма и гипнотизма в лечение входит в профессию врача — так говорит аюрведа. Это советовал и Ганеманн. Если вы прочитаете три последних афоризма его «Органона», вы найдёте там то, что теперь называют духовным целительством.

В первую очередь готовьтесь стать настоящим целителем только практикуя восьмеричный путь йоги. Иначе, если мы назовём себя целителями, в этом не будет смысла. На западе в наше время стало модно называть себя целителями. Во Франции и Бельгии целителем себя считает каждый второй или третий. А когда они встречаются со мной, я обнаруживаю, что многие из них страдают нервными заболеваниями и истерией. Уже в течение первых минут разговора со мной они впадают в эмоции и разражаются плачем и слезами. Бедные парни, они называют себя целителями. Прежде всего они должны исцелиться сами или вылечиться у других. Прежде чем вы сможете стать настоящим целителем, пусть у вас будет радостный и счастливый ум и настрой на помощь.

Другая опасность так называемого духовного целительства в том, что целителям самим не удаётся сохранить здоровье. Постепенно они впадают в нервозность, испытывают много головной боли и других страданий, мнократно они переживают перемены настроения. Они говорят, что это потому что они забирают болезни у пациентов. Нет более дурацкого представления, чем это. Поверьте мне, что никто не может забрать страдания ни у кого в мире. Закон Природы не так глуп, чтобы позволять нам брать себе неприятности других. Неприятности, связанные с болезнью — это вроде наказания за что-то неправильное, что мы сделали. Целитель может предпочесть тоже стать больным, но он никогда не может забрать болезнь у пациента. Сила воли и делает человека, и портит его. Когда целитель искренне верит, что забирает болезнь у других, его сила воли делает внушение и это убивает его здоровье. Это сила самовнушения. Также иногда мы тратим свою жизненную энергию, если мы не знаем, как действовать. Есть люди, которые верят, что отдают свою жизненную энергию другим. В результате у них всё меньше и меньше энергии, и они заболевают. Им никогда не следовало бы воображать такие глупости.

Целительство осуществляется через нас, а не нами. Это Господь в нас лечит, а не мы. Электрический ток подаётся по проводу, но не проводом. Так что если мы верим, что это мы лечим пациентов, мы заболеваем. Если же мы верим, что исцеление осуществляется чрез нас, то будет никогда не прекращающаяся подача целительной энергии, протекающей через нас, просто потому что мы сделали себя эффективным каналом. Целительство бывает эффективно не из-за какого-то технического процесса, а благодаря состраданию и истинной любви. Настоящее сострадание делает вас целителем, а не техническая литература по целительству, которая публикуется в ярких цветах. Есть много целителей, которые вообще не знают, что они целители. Их присутствие в поезде или самолёте позволяет им исцелять через разговор. Они не знают, что исцеляют, но делают это благодаря хорошему расположению духа, доброжелательности и доброй воле. Исцеление осуществляется через них Богом. Это и есть истинный дух целительства.

Ежедневно медитируйте на том, как целительный магнетизм посылается от Солнца к вам. Каждый день некоторое время посвящайте такой медитации: Солнечная целительная энергия входит в вас через глаза и межбровный центр. Затем она спускается к вам в сердце в форме вашей симпатии и любви. Тогда она будет исцелять всех вокруг вас. Ваш разговор, ваше хорошее настроение, ваша улыбка или ваш юмор будут каналом для лечения всех окружающих. Вам не нужно называть себя целителем или угрожать пациентам формой официального врача. Делайте другим приятно, и тогда целительная энергия потечёт в них через вас, и вы обнаружите, что результаты поразительны. Это истинный метод целительства.

Но если вы хотите применить систематическую процедуру, пусть пациент сядет перед вами, закрыв глаза и расслабив каждый мускул и нерв своего тела. Передайте ему идею о том, что он принимает целительную солнечную энергию из вашего сердца в свой межбровный центр и глаза. Она течёт через него и это его исцеляет. Это необходимо, если вы вообще хотите быть признаны целителем. Но часто когда пациент сознаёт, что вы целитель, это блокирует прохождение целительного магнетизма. Если же он знает вас как друга или товарища, или просто общественного деятеля, это обеспечивает ему умственную свободу; он будет свободен с вами, и все его центры энергии будут открыты для вас, так что блокировки не будет. Тогда исцеление будет происходить автоматически. Неизвестное лечение совершается с большей эффективностью, чем известное. Вот несколько важных намёков касательно так называемого духовного целительства.

Благодарю всех вас. Сегодня я покидаю вас, чтобы встретиться с вами снова через год. Я был очень рад встретиться с вами, и мне было очень приятно. Стоящая за вами цель стимулировала меня говорить так долго. Если бы аудитория была бесцельна, вы бы не смогли терпеть меня столько времени, а я бы не мог так долго с удовольствием говорить.

Спасибо всем.