Э. Кришнамачарья

ЙОГА И ДУХОВНОЕ ЦЕЛИТЕЛЬСТВО

(Беседа в Женеве 8 ноября 1976 г.)


Благодарю всех вас за то, что сегодня вечером порадовали меня своим присутствием. Сегодня я собираюсь говорить на тему «йога и духовное целительство». Тема целительства очень важна в современную эпоху, и по двум причинам. Одна из них в том, что процесс медицинского лечения менее научен, чем должен бы быть в наш век. Популярные и широко применяемые системы лечения не вполне безопасны и не вполне научны с точки зрения самой цели — исцеления. Люди уже чувствуют недостаточность научных данных современной медицины. Это не значит, что нынешняя система неэффективна, а значит то, что она недостаточна для получения системы исцеления в истинном смысле этого слова, для чего нужно дать полное выражение духовному целительству. Наш долг — помочь деятелям медицинской науки расширить свои горизонты. Наука должна время от времени расширять их соответственно необходимости и природе человеческого ума.

Вторая причина, делающая тему ещё более актуальной и требующей срочных мер — это необходимость пресечь тенденцию накачивания людей лекарствами. А современный человек гораздо больше помешан на лекарствах, чем это допустимо, и впадает в самые ненаучные и примитивные методы передозировки. Представители медицинской науки тоже поощряют обычных граждан всех стран применять больше и больше медицинских методов. Наконец человеку становится невозможно жить без болезни и без медицины. Постепенно человеческий ум приучается полагаться на лекарства и докторов больше, чем на еду. И благочестивый долг учеников и учителей йоги — обучать учеников и членов своих семей по-настоящему научным истинам здоровья. Вместо системы медицины нужно преподавать систему здоровья. На смену лечению болезней должно прийти исцеление. Разница между целением и лечением значительна. В процессе исцеления гораздо большее значение придаётся нормальной системе здоровья и её восстановлению, чем уничтожению болезни. А для этого требуется научное понимание йогической анатомии человеческого существа.

Принципы целительства должны пониматься более научно, чем они понимаются сейчас. Должны правильно преподаваться вещи, касающиеся ежедневного распорядка, еды, отдыха и здоровья. Первое, что нужно помнить о естественном и духовном целительстве — это что городская жизнь не очень способствует нормальному здоровью. Потому лучше поселиться в деревне неподалёку от города, приходя в город на работу, а по вечерам возвращаясь в спокойное сельское место. Иметь небольшой сад, чтобы выращивать фрукты и овощи, свободные от химикатов и быть в состоянии готовить пищу сообразно своим потребностям можно только когда вы живёте в сельской местности. Это не так уж трудно, если мы действительно этого хотим.

Некоторые основные принципы йогического способа питания могут практиковаться и теми, кто не занимается йогой. Например, одним из фундаментальных принципов является приём пищи в определённые времена, которые не должны сильно меняться; при этом нужно воздерживаться от еды между этими приёмами пищи. Часы еды, отдыха и сна должны быть упорядочены. А затем нужно взяться за практику йоги согласно восьмеричному пути. Учителя и ученики йоги должны практиковать это и в своих семьях. На западе школы отделены от семьи, но нужно практиковать восточный способ, при котором семья рассматривается как первая школа, так что у учителя йоги, который здоров сам, должны быть здоровые жена и дети. Если это не достигается, он учит тому, чего не практикует сам, и это уже всего лишь философия, а не йога.

Когда мы практикуем то, чему учим, это йога; когда же мы учим хорошим вещам, которые не можем практиковать, это философия. Так что здоровье не должно быть философией, здоровье должно быть йогой. В Индии многие из наших ортодоксальных семей являются семейными школами практики йоги. Потому ежедневный распорядок — один и тот же для всех членов семьи. Это тоже возможно только когда вы живёте в сельской местности, а в центре города.

Тип пищи должен тоже подбираться согласно принципам йоги, а затем детям нужно давать понимание центров сил, которые мы называем чакрами, и их правильного функционирования. Своё тело нужно понимать в понятиях энергий, текущих через каждую его часть. Как есть разница в понимании магнита научным и ненаучным исследователем, так есть разница между йогическим пониманием организма и другим. Для того, кто не знает физики, магнит — это просто кусок железа, демонстрирующий магическую силу притяжения железных предметов. Но студент, изучающий науку, обнаружит действующее вокруг него магнитное поле. Он понимает магнит в понятиях магнитных силовых линий. Аналогично и разные функции человеческого организма нужно понимать как действующие по различным линиям силы, проходящим через него. Тогда вы будете в состоянии понять смысл присутствия одного человека для другого.

Наука присутствия в ближайшие десятилетия должна быть правильно понята. Когда она не понимается должным образом, под присутствием понимают только физическое присутствие. Точно так же, как для неучёного магнит — всего лишь кусок железа. При таком ненаучном отношении лечение значит только манипуляции с физическим телом, назначение какого-нибудь лекарства, которое сугубо физическое, или применение инструмента, который металлический и режет в каком-либо месте физическое тело. Это материалистичная сторона медицины, тогда как настоящий научный целитель должен понимать подлинное присутствие человека в теле, выражающееся в понятиях силы, энергии и сознания, а не в понятиях материи.

Что будет, если мы станем судить об уме человека по весу его тела в килограммах? Например, если кто-то весит 100 кг, а я 150, можно ли считать, что я в полтора раза умнее его? Аналогично и присутствующего человека нужно воспринимать в понятиях силовых линий и разума, действующих внутри. Выражение сознания следует понимать в понятиях гармоничного расположения силовых линий. Тогда мы поймём те центры сил, которые называются шестью чакрами.

Например муладхара чакра (центр основания) управляет силами, регулирующими твёрдую материю в тканях нашего физического тела. Если наше тело становится грузным или истощённым, если оно набирает или теряет вес, за это отвечает деятельность муладхара чакры. По этой причине древние учёные называли муладхару «чакрой земли». «Земля» означает твёрдую материю нашего физического тела.

Манипура чакру следует понимать как регулятор жидкости в нашем теле, который требует воду в форме жажды и регулирует распределение воды в нашем организме согласно необходимости. Потому древними она была названа «чакрой воды».

Свадхиштхана, или центр, связанный с селезёнкой, понимается как «чакра огня», потому что контролирует и регулирует температуру нашего тела и поставку нужного количества калорий сообразно температуре окружающей атмосферы. Когда воздух холоднее обычного, селезёночный центр производит больше тепла, так что зимой наше тело несколько теплее, чем обычно. Аналогично, если летом мы попадаем в жаркую страну, он минимизирует количество калорий, подаваемых в наше тело, так что оно становится холоднее, чем в другие времена года. Эта удивительная регулировка температуры и обогрева производится селезёночным центром, или свадхиштханой. Древние назвали её «чакрой огня».

Анахата чакра, или сердечный центр, контролирует пульсационную деятельность наших нервов и мускулов, а также перистальтику во всех частях тела. Древними она была названа «чакрой воздуха».

И наконец, горловой центр (вишуддха чакра) — регулятор звукового принципа в нас. То есть это связь между нашим телом и пространством, в котором мы живём. В будущие годы наука пространства разовьётся, и тогда важность связи между пространством и телами, в нём существующими, будет пониматься лучше. Всё, что существует в пространстве, имеет связь, или соотношение с ним — точно так же, как и у стакана с водой есть связь с озером, откуда она была взята. При должном понимании горлового центра мы сможем понимать высшие принципы звука в пространстве, а также поймём, что то, что мы называем своим сознанием, это не что иное, как заряженное пространство, и сами мы — не что иное, как пространство в этом теле, заряженное до какой-то степени сознательности. Пространство вокруг нас называется нейтральным пространством, и когда мы изменяем своё положение в пространстве, пространство, в котором мы живём изменяется. Автоматически, прежнее пространство становится нейтральным, а новое, которое мы занимаем, становится заряженным. Это даёт нам ключ к по-настоящему научному способу лечения.

Должное понимание этой отрасли науки позволяет нам использовать в целительстве звук и слово. Исцеление музыкой, изречением и звуками, выверенными согласно требуемой модуляции, будет верно понято и развито учёными йогами в будущем. А затем, если мы поймём, что все функции физического тела управляются жизненным телом, и вспомним, что жизненное тело — не материя, а субстанция и поймём, что оно в свою очередь управляется силами мысли, мы сможем правильно понять равновесие своей конституции. Материал мысли управляет линиями силы в нашем теле, а эти силовые линии управляют материальным. Попытка лечить тело на плане физической материи оставит нарушения на плане силы и плане ума без исправления. В результате физическое тело снова и снова будет впадать в нездоровое состояние, поскольку на планах силы и мысли излечение не достигнуто.

При йогическом способе целительства процесс должен выглядеть наоборот. Мысли производят линии сил в теле, а эти линии производят физическую материю в физическом теле. Неверно созданные мысли создают неправильно распределённые силовые линии, а эти неправильные линии нарушают формирование физической материи и тканей. Понимание этого образует основу целительства будущего. Мы можем применять это даже теперь, следуя простым правилам целительства. Присутствие одного человека будет источником настоящего исцеления для другого. Человек, который здоров умом и телом, умственно спокоен и деятелен, у которого нет возбуждения или нарушений в уме — это по-настоящему здоровый человек. Присутствие такого человека начнёт исцелять страдающего пациента без всякого лекарства. Такое лечение возможно даже на расстоянии, и достигается постепенно процессом индукции. Магнит может навести магнетизм в куске железа без физического соприкосновения с ним. Этот кусок железа, когда его помещают на требуемом расстоянии от магнита, сам начинает вести себя, как магнит. Аналогично и человек, которого поместят вблизи по-настоящему здорового человека, начнёт вести себя подобно ему и почувствует лёгкость и спокойствие в нервах и теле. Ощущение занятости в уме постепенно подойдёт к концу, а на смену ему придёт активный настрой ума. Активный принцип здоров, тогда как чувство занятости есть болезнь.

Когда человек чувствует в своём уме, что занят, это указывает на то, что он становится нездоров и постепенно приближается к болезни. Активность отличается от занятого ума. Спокойный ум никогда не занят, но он более активен, чем занятый ум. Он делает всё лучше, чем занятый. Он свободен от замешательства занятого ума и делает все вещи легче и иначе, чем их обычно делают механически. Здоровый тип ума за минимальное время выполняет максимум работы. Исцеление должно быть процессом переноса силы от целителя к пациенту. Нужно следовать принципу передающего и принимающего центров. Точно как в радио и телевидении, мы следуем этим двум принципам. Когда настройка выполнена правильно, музыка принимается во всей своей полноте. В нашей конституции есть и принимающие центры, и передающие.

Тот, кто хочет практиковать «целительство», должен активировать свои передающие центры путём научного процесса медитации. А для этого он должен сначала активировать свой принимающий центр. Пока он не получит уроки целительства от более высоких сил, которые вокруг него, он не сможет передавать эти самые силы через себя. В результате он будет думать, что передаёт целительные силы от себя самого. Эта мысль даст ему неверное самовнушение, и он будет чувствовать растрату своей энергии при каждом сеансе лечения, станет усталым, опустошённым и истощённым — и это из-за неверного впечатления, что для лечения он посылает собственную силу. Через год или два такой целитель сам впадёт во множество болезней нервного характера. И пока он верит, что это он лечит, он будет заболевать. Если человек верит, что сюжет телепередачи происходит внутри корпуса телевизора, он может в гневе разбить телевизор. Телевизионному аппарату будет нанесён вред. Аналогично тот, кто хочет практиковать целительство, должен правильно понимать правила целительства и тот закон природы, который даёт ему целительные силы.

Он никогда не должен думать, что это он лечит. Он должен знать, что лечение осуществляется не им, а через него. Если он верит, что лечит он сам, он будет верить, что его энергия тратится на лечение, что неверно и ненаучно. Он теряет свою энергию благодаря силе самовнушения. В силу самовнушения его сила воли начнёт действовать против его самого. У некоторых целителей встречается и другой опасный и ненаучный вид самовнушения — верить, что болезни пациентов забираются целителем. Есть целители, верящие, что приобретают все болезни, которые вылечивают. Есть такие люди, которые верят, что карма пациента должна забираться целителем. О целительстве распространено много фантастических и ненаучных идей, которые очень опасны. Эта неверная идея о приёме болезней от пациента создаёт в целителе ещё один центр самовнушения, который всё время создаёт в его организме болезни. Результатом будет полная потеря здоровья всего за один или два года.

Так что должное понимание процесса исцеления необходимо. Помните, что ваше тело — это инструмент, способный принимать и передавать разнообразные силы. Что произойдёт, если кислородный насос станет думать, что это он даёт нам кислород? Что будет, если электрический провод станет думать, что он вырабатывает электричество? Но электричество подаётся через провод, а не самим проводом. Аналогично и целительные потоки эфирного тела производятся не целителем, а планетными разумами. Через пространство он получает в своё тело эти планетные целительные силы от планет, главным образом от Солнца — через солнечные лучи на оптическом уровне и через кислород на эфирном. Мы принимаем и передаём ту же самую силу пациенту. Так через нас в его тело переходит целительный магнетизм.

Каждый день для сеанса целительства должно выбираться одно и то же время, потому что есть своеобразное чудо, ещё не понятое нами должным образом, в том, что мы называем привычкой. Если у нас есть зависимости или плохие привычки, наше знание хороших вещей и решение измениться не в состоянии помочь нам избавиться от этих привычек. Но это доказывает, что ту же силу можно использовать для установления хороших привычек. Силой привычки можно воспользоваться как преимуществом. То, что мы называем «привычкой», есть регулярное повторение одной и той же вещи в то же время. То, что мы называем привычкой — это больше, чем то, как мы это понимаем. Благодаря этому свойству Земля обращается вокруг Солнца и вращается вокруг своей оси. Наши лёгкие дышат тоже в силу «привычки». Наше сердце бьётся в силу привычки. И аналогично, пациент может привыкнуть в определённое время получать от вас целительные потоки.

Пусть он выберет определённое место. Он не должен менять место и время получения магнетизма. В первый или второй раз вы можете оставаться с ним физически. Пусть он закроет глаза, освободит все части тела от напряжения, и тогда вы начнёте активизировать в себе требуемый центр. Если лечение связано с твёрдыми физическим тканями, вы активизируете муладхару и своею мыслью создаёте линию силы от неё к более высокому центру в его теле, то есть манипуре. Аналогично, если имеет место заболевание жидкости в его теле (например если у него распухли ноги или сделался отёк), тогда вы начинаете создавать линию силы от своей манипура чакры к более высокому его центру, то есть анахата чакре (сердечному центру), и тогда его организм начнёт принимать.

Поймите, что пространство вокруг вас всегда в контакте с эфирами, которые в вас. Закройте глаза, подумайте о пациенте, а затем призовите жизнь окружающего вас пространства, и в пространстве вокруг пациента будут вызваны требуемые эфиры. Вначале, через разговор, принимающий полюс пациента должен быть очищен. Без чувства веры и уважения, созданных у пациента, какие бы целительные силы вы ни послали, пользы не будет. Приёмный полюс не настроен должным образом. Так что между целителем и исцеляемым должны быть дружественные отношения и взаимопонимание.

Есть люди, пытающиеся лечить с помощью гипнотизма. Они заставляют пациента сесть и закрыть глаза, а затем стараются сосредоточить свой ум на лице пациента. Это приводит к очень большой растрате энергии, так как они не установили ментальную связь приёмника и передатчика. Мысль и понимание формируют главные связи приёма и передачи. Лучшим проводником является разговор. Мы должны быть мастерами разговора, чтобы у пациента появилась надежда и установился оптимизм. А затем для его лечения уже не понадобится больших усилий. В вашем физическом присутствии он может исцелиться за четыре или пять дней. Потом он может входить в расслабленное состояние у себя дома и в тот же час и ту же минуту неизменно получать от вас целительные потоки. Постоянно практикуясь, вы сможете лечить одновременно многих людей, точно так же, как можно сделать от одного провода множество ответвлений и зажечь много лампочек сразу.

Этот целительный процесс вовсе не отрицает применения лекарств и других средств. Среди некоторых целителей существует сентиментальное и эмоциональное предубеждение против использования лекарств, точно так же, как у врачей имеются ненаучные предрассудки против других систем целительства. Некоторые целители говорят, что не лечат, если пациент принимает какие-либо лекарства. Вместо того, чтобы так разграничивать свой ум на отсеки, лучше бы они практиковали более научную систему медицины. Лучше, когда целитель одновременно является и медиком, и целителем на других планах. Лечение на физическом плане никоим образом не хуже лечения на других планах. Но в то же время это научно — помнить, что к физическому телу на физическом плане нужно применять наименьшее количество лекарства. Применение лекарств и медикаментов на физическом плане нужно минимизировать, насколько это только возможно. Значительные изменения на физическом плане должны делаться только через диету и правильное распределение отдыха и сна.

В конечном счёте есть один принцип, который действительно делает вас целителем. Это ваше настоящее сочувствие и симпатия к другому человеку вне зависимости от того, кто он такой. Если я проявляю больше сочувствия при лечении друга и меньше — при лечении человека, который мне не нравится, целительные центры во мне не активизируются должным образом. Мотивы блокируют энергетические центры в нас. Если один человек нравится мне больше, чем другой, это значит, что я всё ещё на астральном плане, и побуждение лечить исходит из меня, а не из целительных центров. Целитель, который не нейтрализовал свои мотивы, не может быть настоящим целителем. Даже на физическом плане у врача, руководствующегося личными мотивами, лекарство может быть не так действенно, как у врача, свободного от них.

Потому самый важный момент, который нужно учесть первым, чтобы стать истинным целителем — это научиться быть безличным по отношению к пациенту. Условием для лечения должно быть только его страдание. Тогда подлинный целительный магнетизм начнёт течь через разные центры нашего существа.

Лучший и высший из всех метод исцелить себя и других — это медитировать на божественном присутствии в человеке, который должен быть вылечен. Божественный центр пациента сразу будет простимулирован и в пациенте начнут работать центры самолечения. Это даст прочное исцеление, а у пациента не разовьётся зависимости от целителя. Это и есть настоящее духовное целительство. Если это должным образом не соблюдено, тот, кого лечат, астрально привязывается к тому, кто его лечит. Он приобретает привычку к целителю и его присутствие со временем становится необходимым, так что он ходит к целителю всегда через равные интервалы, становясь зависим от него, как пациент аллопатической медицины, страдающий сахарным диабетом, зависит от инъекций инсулина, продолжающихся всю жизнь. Так что опять этот процесс ненаучен.

Всякий процесс, который развивает зависимость — по природе бездуховен и ненаучен. Настоящий йогический и духовный подход стимулирует целительные центры в самом пациенте; точно так же, как настоящая практика йоги делает ученика йоги учителем йоги, а вовсе не таким последователем, который всю жизнь будет зависеть от своего учителя. Тот настоящий учитель, кто старается сделать учителей из своих учеников. И плох тот учитель, который хочет, чтобы его ученики уступали ему в мастерстве. Тот учитель, который хочет, чтобы его ученики были дураками и уступали ему, автоматически становится мастером дураков. Потому настоящая духовность фундаментально противостоит таким настроениям.

Чтобы сделать пациента независимым, потребуется минимум времени. Для этого настоящему целителю следует развивать в сердце пациента настрой божественного присутствия. И настоящая преданность существенна для этого процесса. Целительство не должно пониматься как работа целителя. Оно должно пониматься как работа Бога. Это факторы, делающие человека настоящим целителем. Препятствия устраняются только таким отношением. Самое большое препятствие на пути целительных сил — это коммерческий подход. Целитель, пытающийся коммерциализировать своё дело, не будет иметь никаких целительных сил. Он останется со своим собственным астральным планом. Он будет мечтать в своих астральных иллюзиях и наваждениях. Со временем он тронется умом или станет пациентом с бредом и психосоматическими расстройствами.

Нет ничего плохого в том, чтобы сделать целительство своей профессией, но всегда лучше иметь ещё одну профессию для зарабатывания на жизнь, а целительство сделать своим служением. Даже когда целительство сделано профессией, в этом нет ничего неправильного, но оно должно практиковаться по линии, предписанной Гиппократом. То есть он нужно лечить, а пациенту позволять платить столько, сколько он захочет. Помните, что Гиппократ предписал карман на спине целителя. Целитель должен идти и лечить. Человек, которого лечат, кладёт сколько-то денег в задний карман целителя. И тот не должен смотреть туда, пока не вернётся домой. Если дело обстоит так, целительство можно делать профессией. Иначе оно будет таким же плохим, как современная медицинская профессия. Оно будет больше обузой для людей, чем облегчением. Эти вещи следует правильно рассмотреть в соответствующей им перспективе.

Ещё один важный фактор — целитель не должен создавать у пациента впечатление, что лечение — долг целителя, а не пациента. Когда пациент лечится у целителя, а тем временем продолжает нездоровый образ жизни, потакает животным желаниям, пьянствует и питается противно принципам йоги, он снова заболевает, приходит к целителю и опять пытается вылечиться. Долг целителя — не поощрять такое отношение к лечению. Он должен дать ясно понять, что исцеление возможно лишь в сотрудничестве с пациентом. Пятьдесят процентов исцеления совершается самим пациентом изменением своего питания и привычек, а также благодаря настроению ума и отношению к целителю.

Использование мантр в целительстве также позволительно, если только целитель не находится на астральном уровне. Потому что действие силы звука и изречения благословений оказывается во многих отношениях непредсказуемым, когда ум находится на астральном плане. Пока мотивы остаются благородными, пока во впечатлении, производимом на пациентов, не личного элемента, целитель всегда выше и вне астрального плана и может применять мантры. Лучшая из всех мантр — это имя Бога Солнца на своём родном языке. Медитативное созерцание в себе восхода, повторение имени Бога Солнца на своём языке, а затем создание канала солнечного света, ведущего в пациента, даёт чудесное исцеление не только острых, но и хронических и врождённых заболеваний. Мне лично известен случай излечения проказы в Индии таким методом. Если этим процессом можно вылечить такую физическую болезнь как проказа, то понятно, что вероятность излечения других болезней ещё больше.

Пока у целителя есть настрой на исцеление, его собственная конституция автоматически постепенно исцеляется. Лучшей способ полностью избавиться от болезней — самому стать целителем и заниматься этим, не думая о своём здоровье. Это не значит, что нужно наплевательски относиться к своему здоровью и своим привычкам, но страх за своё собственное здоровье больше не должен занимать ум. Чем больше человек беспокоится о своём здоровье, тем больше его здоровье будет подвержено ухудшениям. Чем больше человек настроен на исцеление других, тем больше здоровья установится в организме самого целителя. Забота о здоровье отличается от постоянного думания о своих болезнях. Забота о здоровье происходит автоматически, тогда как памятование о болезнях нездорово. Вы можете встретить многих людей, которые бóльшую часть суток беспокоятся о своём здоровье. И они никогда не бывают совершенно здоровы. Чем больше лекарств они принимают, тем более нездоровы они становятся и начинают представлять угрозу и для врача. Это те пациенты, которых доктор боится.

Лучший способ, предложенный мною для таких случаев в Индии, следующий. Заметив, что в течение года или полутора человек чрезмерно озабочен состоянием своего здоровья, я предлагаю ему регулярно посещать мою лечебницу. В течение месяца такие люди начинают забывать о состоянии своего здоровья и берутся за работу — раздают лекарства, разъясняют условия диеты и т.д. Поскольку работа в моих индийских лечебницах является благотворительной и не оплачивается, человек автоматически приобретает настрой на помощь, и через два месяца он бывает поражён, обнаруживая, что выздоравливает. Всё его нездоровье было лишь в его впечатлениях и нервах. И через год он уже по-настоящему здоров. Потому, чтобы действительно выздороветь в наикратчайшее возможное время, нужно стать настоящим целителем.

Уже около тринадцати лет, как я взялся за это дело подготовки врачей и целителей, выпуская каждый год по группе, и не было случая, чтобы мне приходилось принимать лекарства чаще двух или трёх раз в год. То же самое и со всеми целителями и врачами, которых я подготовил. Это не чудо, а закон природы. Чем больше вы становитесь каналом какой-либо здоровой работы, тем больше автоматически исправляется ваше здоровье. Таковы некоторые из принципов Духовного Целительства.

Ещё раз благодарю за ваше приятное присутствие, которым вы удостоили меня этим вечером.

Спасибо всем.