Подвиг первый

ПЛЕНЕНИЕ КОБЫЛИЦ-ЛЮДОЕДОК

(Овен, 21 марта — 20 апреля)


Миф

Первые великие Врата стояли широко открытые. Из портала донесся голос: "Геракл, сын мой, иди вперед. Пройди через Врата и ступи на Путь. Соверши свой подвиг и вернись ко мне доложить о деянии".

С криками торжества Геракл ринулся вперед, пробежав между столпами Врат с великой самонадеянностью и уверенностью в своих силах. И Подвиг начался — Геракл приступил к первому великому акту служения. Рассказ об этом содержит наставления для сынов человеческих, которые суть Сыны Бога.

Землей за этими вратами правил сын Ареса, Диомед, известный своим вспыльчивым нравом, и там, на болотах своих земель он разводил коней и кобылиц войны. Дики были те кони и свирепы кобылицы, и все люди трепетали при их приближении, потому что носились они по всей стране, причиняя огромный ущерб, убивая всех сынов человеческих, которые попадались им на пути, и взращивая потомство всё более дикое и жестокое.

— Излови этих кобылиц и прекрати злые дела, — такой приказ достиг ушей Геракла. — Иди, спаси эту далекую землю и тех, кто живет на ней.

— Абдерис, — закричал Геракл, зовя друга, которого очень любил и который всегда следовал за ним в странствиях. — Приди и помоги мне справиться с этой задачей.

И Абдерис пришел, стал рядом с другом и вместе с ним приступил к исполнению задания. Планируя всё с осторожностью, два друга следовали за лошадьми по лугам и болотам той местности. Наконец, они загнали диких кобылиц на поле, откуда им было не выбраться, и здесь Геракл поймал и стреножил их. Крик радости издал он, потому что добился успеха.

Так велико было его упоение своей удалью, что он посчитал ниже своего достоинства самому охранять лошадей или править ими на Пути к Диомеду. Он позвал друга, говоря ему:

— Абдерис, подойди и перегони этих лошадей за Врата. Сам же он повернулся спиной и гордо двинулся вперед. Но Абдерис был слаб и напуган таким заданием. Он не мог ни удержать кобылиц, ни запрячь их, ни проехать на них во Врата вслед за своим другом. Лошади набросились на Абдериса; они затоптали его своими копытами до смерти и убежали в еще более дикие земли Диомеда.

Убитый горем, униженный и разочарованный в себе, но умудренный Геракл вернулся к своей задаче. Он опять выслеживал кобылиц от одного места к другому, оставив своего друга умирать на чужой земле. Опять он поймал лошадей и сам провел их через Врата. Но Абдерис был мертв.

Учитель посмотрел на него внимательно и послал лошадей в мирное место, чтобы приручить их и приучить к труду. Люди страны Диомеда, освободившись от страха, восхваляли избавителя, называя Геракла спасителем их страны. Но Абдерис лежал мертвым. Учитель обратился к Гераклу и сказал:

— Первый подвиг завершен; задача выполнена, но выполнена плохо. Усвой этот урок и переходи к дальнейшему служению своим собратьям. Иди в страну, охраняемую вторыми Вратами, найди священного Быка и помести его в Святое Место.

Тибетец


Смысл мифа

Соотнося этот астрологический и символический рассказ с повседневной жизнью и испытаниями современного ученика, мы расскажем историю задания, за которое взялся Геракл, и испытания, которому его подверг царь Эврисфей; затем мы изучим значение знака, в котором все происходило, поскольку все это тесно связано, и подвиг стал возможен только благодаря качествам, дарованным Гераклу в данном знаке. Каждый знак подвергает человека, в нем работающего, влиянию определенных особых сил и дает ему определенные склонности. Мы должны понимать их, если хотим выявить смысл испытания.

С каждым знаком Зодиака связаны три других созвездия, которые символически (и зачастую самым поразительным образом) воплощают проблему ученика и указывают на её решение. Их нам нужно будет рассмотреть, поскольку подвиг, знак и связанные с ним созвездия вместе с силами, освобождаемыми в результате их сочетания, представляют собой законченное повествование, полное поучительных деталей. Для ясности мне хотелось бы указать на то, что созвездия символизируют троичный аспект духа, знак даёт нам поле деятельности души, а подвиг представляет работу ученика, живущего на физическом плане и стремящегося продемонстрировать на поле битвы мира свою прирождённую божественность и скрытые в нем силы. В этих трех суммированы дух, душа и тело. Жизнь, сознание и форма сходятся вместе в Геракле, личности, которая, действуя под влиянием Души, внутреннего Христа, достигает целей Духа, Отца Небесного. Дальше мы разберем соотношения знака и созвездий и завершим каждую главу конкретным приложением истории испытания к жизни ученика и к жизни человечества в целом.

Изучая двенадцать подвигов, мы проследим путь Геракла, как он проходит по Зодиаку от знака Овна, который есть знак начала, через Тельца, Близнецов и т.д. (против часовой стрелки) к Рыбам, знаку смерти и завершения. Это будет обратным порядком по отношению к кажущемуся движению Солнца (по часовой стрелке), начинающемуся из Овна и возвращающемуся через знаки, проходя в Рыбы, потом в Водолей, и т.д. через все следующие знаки, назад к Овну.* Человек, погруженный в форму и живущий под влиянием аспекта материи, неизбежно следует путем иллюзий и внешнего; но Геракл, душа, следует истинным Путем, заменяет обычную процедуру на противоположную и, говоря фигурально, идет против течения. Геракл, пробужденная душа, реализует день благоприятной возможности. Он получил указание совершить двенадцать подвигов и показать свои умения; он получил обещание, что если выполнит требования, то попадет в Царство Богов. Он вооружен всеми божественными силами, хотя пока не знает, как ими пользоваться, и поэтому соорудил для себя дубинку своими собственными силами, и с этим оснащением он в символическом смысле восходит на Фиксированный Крест небес, на котором он остается в духе до завершения последнего подвига.

__________
* Имеются в виду циклы в 2160 лет. (Прим. редакции. Здесь и далее так обозначены примечания, сделанные различными людьми.)

Так он приступает к своему первому подвигу, мало сознавая величие своей задачи и совершенно неготовый к неудаче. Замечательная сторона мифа о Геракле состоит в показе его импульсивного характера и в том, что он не всегда добивался успеха. Иногда он терпел неудачу и бывал вынужден переделывать дело до тех пор, пока его усилия не завершались успехом.

Ему сказали, что Диомед, сын Ареса, бога войны, владеет большим количеством племенных кобыл. Они носились дикими, разоряя села, нанося большой ущерб и поедая плоть человеческих существ. Никто не мог чувствовать себя в безопасности от них, и ужас царил по всей округе. Кроме того, эти племенные кобылицы производили большое количество боевых коней, и Диомед был очень озабочен таким положением. Царь Эврисфей приказал Гераклу справиться с ними. Многие пытались это сделать, но всегда кобылицы избегали плена, убивая людей и лошадей, посланных против них. Но Геракл, поймав кобылиц, поручил держать их Абдерису, а сам отправился вперед, не оценив ни силу лошадей, ни их дикость. Прежде чем он смог что-то сделать, лошади напали на Абдериса и затоптали его до смерти, а потом опять убежали и снова начали разорять окрестности. Гераклу пришлось начать все заново и лишь немалыми усилиями ему удалось опять поймать кобылиц. Таким образом, первый подвиг начинается частичной неудачей, как очень часто случается с неопытными стремящимися, действующими по порыву. Такова эта история, короткая, драматичная и ободряющая. Что же можно сказать о знаке, в котором она произошла?


Знак

Знак Овна, который был полем первого действия, всегда считается первым знаком Зодиака. В этом знаке начинает вращаться Великое Колесо. Таким образом, это знак начинаний. Говоря космически, это знак творения, и эта мысль лежит в основе библейских слов "Агнец приносился в жертву с основания мира" (Откровение XIII, 8), ведь знак называется знаком Барана, или Агнца. В жизни человека он отмечает начало первого субъективного, дремлющего осознания существования и вступление человека в круг жизненного опыта. В жизни стремящегося к ученичеству он означает период переориентации и возобновления самосознательных усилий, а также его вступление на тот последний этап эволюционного пути, который выведет его из человеческого царства и позволит ему перейти в Царство Богов. Таково обещание, данное Гераклу, и такова награда, ожидающая всех учеников. Этот первый подвиг отмечает первый шаг на "пути перехода".

Овен — знак исходящей силы, божественной энергии, изливающейся из центрального божества, Бога, или из человеческого существа, Сына Божия. Эта энергия льется в двух направлениях (так точка становится линией, Единый становится первым): она течет в мир форм, а также в мир бытия или духа. Один поток энергии выражает путь возврата, другой — вхождения внутрь, и оба вместе образуют две дуги великого круга существования. В этом знаке начинается путь, на котором форма обретается и доминирует; на нем также начинается жизнь внутреннего раскрытия и главенства Души, или субъектного Существа. Для этой стадии характерными являются реорганизация, переориентация, переполяризация и возрождение, и все они выражают одну и ту же жизненную силу. Два способа применения этой силы зависят от ментального внимания использующего их существа, божественного и человеческого. Это та же сила, но используемая двумя разными путями, в зависимости от того, сосредоточил ли божественный пользователь свое внимание на обретении формы или на продвижении по пути освобождения от неё.

На протяжении эонов эта жизненная сила направлялась на эгоистические цели, на цели достижения выгоды и удовлетворения желаний. Постепенно жизнь формы теряет свою притягательность, и вот, проходя вновь и вновь весь круг Зодиака, человек опять оказывается в Овне, только на этот раз с новой направленностью, новым интересом и изменившимся видением. Он увидел перед собой возможность по достижении определенных целей прекратить свое перерождение и обрести Царство Богов; он обнаружил на своем опыте нечто из своей сущностной двойственности и стремится перестать удовлетворять её низший аспект и отвечать потребностям высшего; он начинает также отзываться на импульсы, исходящие из мира душ, и видеть групповые цели и интересы. Теперь он должен научиться использовать жизненную силу с неэгоистическими намерениями, а не для удовлетворения личных желаний.


Три изначальных импульса в Овне

Этот знак характеризуют три выдающихся побуждения. Здесь, как мы уже видели, есть побуждение начинать. Оно может выражать себя просто как потребность принять форму, вовлечься в материю; или же оно может обратить процесс и сосредоточиться на потребности освободиться от формы и на освобождении души из плена формальной природы. Затем это побуждение вызывает потребность в творчестве, в той деятельности Божества, которая приводит к созданию миров выражения и удовлетворяет его желание воплотиться в солнечной системе и начать великий жизненный цикл этой вселенной. Это может быть и потребность в индивидуальном творчестве, потребность души принять тело или потребность человека создать нечто своё, особенное. Во времена древней Аккадии этот знак Овна называли знаком, "где праведность приносится в жертву", или знаком "падших ангелов". Сыны Бога, влекомые этой фундаментальной тягой, падали со своей высоты, обретали форму и начинали свой индивидуальный путь круг за кругом по Зодиаку.

В-третьих, мы находим здесь тягу к воскресению. В Овне, который видел начало жизни формы и дал толчок созидательной работе, начинает чувствоваться желание достичь свободы от формы, откатить в сторону камень, закрывающий гробницу души, и обрести свободу сынов божьих. В Овне происходит импульс, приводящий к постройке формы, которая на протяжении веков будет создавать тюрьму для души. Она достигнет своей массовой формы в Раке, а человеческой формы — во Льве; самая плотная точка иллюзий в форме достигается в Скорпионе, а в Рыбах форма умирает, чтобы лишь возродиться в изнурительном круговороте опыта формы. Но в знаке Овна впервые и ощущается Путь к Освобождению, и начинается постройка духовного тела. Это знак зарождающейся духовной деятельности, которая в дальнейшем приводит к рождению младенца Христа в Деве, к рождению Спасителя Мира в Козероге и Рыбах. Физическое начинание и духовное начинание, физическое творчество и духовное творчество, физическое проявление и духовное освобождение — вот изначальные импульсы, ощущаемые в Овне.

Следовательно, это знак могущественных и несущих многие возможности импульсов, знак яростных колебаний и чрезмерных усилий; часто это знак неудачи, но в конечном счете — всегда знак успеха. В его противоположном знаке, Весах, он достигает своей высшей точки равновесия, так как опыт уроков, усвоенных в пяти подвигах между ними, дает то самообладание и уравновешенное отношение, которое будет характеризовать Геракла, когда в Весах он победит вепря...

В Зодиаке брахманов в Овне царит Вишну, который является вторым лицом индуистской Тримурти, или космическим Христом в воплощении, поскольку он инициирует процесс обретения формы и в конечном счете осуществляет последний этап воскресения. Таким образом, Вишну, или Христос, воплощает две потребности — потребность созидать и строить форму и потребность в освобождении, или воскресении из формы. Побуждаемый именно этой тягой к освобождению, Геракл отправляется на подвиги.


Знак ума

Овен правит головой. Потому это знак мыслителей и, следовательно, сильный ментальный знак. Все начинания исходят с ментального плана из ума создателя, будь этим создателем Бог или душа человека. Эта вселенная имеет свое начало в мысли Бога, космического Мыслителя. Душа начала свой путь в материи через тот же процесс мысли. Человечество, четвертое царство природы, начало свое существование, когда появился разум и выделил человека из животных. Стремящийся начинает свои труды, когда он действительно становится мыслителем и с полной осведомлённостью начинает действовать как арбитр своей собственной судьбы...

Потому очевидно, что это в Овне берет свое начало правильная ориентация и правильное направление, и Геракл, начавший мыслить ученик, начинает свою работу. Ключ к этому подвигу и к значению знака можно найти в словах древнего индийского писания: "Человек не знает правильного пути к небесному миру, но конь верно знает путь". В древнейшей Индии жертвоприношение коня было связано с Богом Солнца, и как говорят, каждый год Бог Солнца, как зодиакальная лошадь, должен был по мнению ведических арьев умереть, чтобы спасти всех смертных. Солнечная колесница Аполлона изображается запряженной лошадьми, а "царственный знак Барана" тесно связан с символом лошади, свидетельством чему является и первый подвиг.

Ссылка на книги по символогии покажет нам, что конь обозначает интеллектуальную деятельность. Белый конь символизирует просвещенный ум духовного человека, и поэтому мы читаем в Книге Откровений, что Христос появляется верхом на белом коне. Черные кони олицетворяют собой низший ум с его ложными идеями и человеческими заблуждениями. Племенные кобылицы, которых мы встречаем в первом подвиге, знаменуют собой женский аспект ума, рождающий новые идеи, теории и понятия. Здесь символизируется склонность ума создавать мыслеформы, воплощая задуманные идеи, и когда они высвобождаются в мир, они опустошающи и разрушительны, если исходят от низшего ума, и созидательны и спасительны, если исходит от души.

Экзотерический управитель знака — Арес или Марс, бог войны, поэтому Геракл, действуя под правильным руководством мысли и начав работу на ментальном плане, проявляет себя как воин. Его главная характеристика в этом знаке — воинственный дух первопроходца. Кобылицы принадлежали Диомеду, сыну Марса. (Но эзотерический управитель здесь Гермес или Меркурий, который "просвещает ум и служит посредником между Душой и личностью").


Созвездия в Овне

Обычно с Овном связывают три созвездия. Во-первых, это Кассиопея, королева на троне, всегда являющаяся символом материи. Весьма интересно отметить, что в круге Зодиака проходим трех женщин. В связи с Овном, знаком начала, мы находим Кассиопею, Господствующую Женщину. Женщина и Дитя и, как мы увидим дальше, мать-материя является кормилицей младенца Христа, и Дева Мария дает рождение Иисусу. В Рыбах, при завершении Великого Круга, мы находим Андромеду, Скованную Женщину. Сначала перед нами женщина царствующая и доминирующая, затем женщина, лелеющая младенца Христа, а потом женщина, олицетворяющая материю, которую укротили и подчинили. Кассиопею можно увидеть восседающей на Северном полярном круге, рядом с царем Цефеем, или Законодателем, которого мы встретим позже в качестве одного из созвездий в Рыбах. Закон в начале и Закон в конце; потому что Цефей имеет близкое отношение и к первому, и к последнему знаку Зодиака. Интересно заметить, что Мухаммед, основатель самой воинственной религии, был рожден под этим знаком, и, как гласит легенда, Моисей тоже; Моисей-законодатель и Мухаммед-воин.

Задача Геракла, приступающего к своим подвигам, — показать свою власть над материей и формой, и поэтому он должен с самого начала распознать Кассиопею, пока ещё правящую королеву.

Второе созвездие — это Кит, Морское Чудовище, Враг Маленьких Рыбок... Одним из великих символов души является рыба, плывущая в океане материи, а Кит, морское чудовище, есть символ того, что мы зовем злом; он стремится поглотить воплощенную душу. Морское чудовище в океане существования и королева на троне говорят Гераклу о том, как велика его проблема, но третье созвездие говорит ему о победе. Это Персей, называемый в египетском зодиаке Дендера "тем, кто укрощает"; иногда его называют "разрушителем", "укротителем", тем, кто может заковать в цепи женщину на троне, и тем, кто может победить чудовище. Говорят, что Персей владел шлемом-невидимкой, сандалиями-скороходами, щитом мудрости и мечом духа. Так Геракл увидел себя отраженным в небесах, и отправляясь ловить кобылиц-людоедок, он обнаружил в самом себе залог конечного успеха, если даже временами трудности, с которыми он сталкивался, казались ему непреодолимыми.


Крест испытания

Подчинение материи и преодоление иллюзии с её преувеличенными и угрожающими размерами с самого начала подвигов Геракла определили природу его последнего достижения. Было сказано, что ключевое слово знака Овна — надежда, и когда он приступал к своим подвигам, надежда была единственной гарантией того, что он добьется успеха. Надежда, неиспытанное пока божественное снаряжение, его личная дубина и большой энтузиазм — с этого начинают все ученики.

Смысл этого испытания теперь, конечно же, ясен. В мире мысли Геракл должен начать приобретать ментальный контроль. Веками племенные кобылицы мысли рождали боевых лошадей и ложной мыслью, ложной речью и ошибочными идеями разоряли страну. Один из первых уроков, который должен усвоить каждый начинающий, это открытие той огромной силы, которой он умственно обладает, и того количества вреда, которое он может причинить окружающим кобылицами своего ума. Потому ему надо учиться правильно использовать свой ум, и первое, что он должен сделать, это победить женский его аспект и следить, чтобы больше никаких боевых лошадей не рождалось. Любой желающий стать Гераклом может легко убедиться, что у него есть эти разрушительные кобылицы, стоит ему лишь один день внимательно проследить за своими мыслями и словами, которые всегда являются результатом мысли. Он быстро обнаружит, что большую часть его мыслей составляют эгоизм, озлобленность, любовь к сплетням и критицизм, а кобылицы его ума постоянно подпитываются себялюбием и иллюзиями. Вместо того, чтобы давать рождение идеям и замыслам, берущим начало в царстве души, вместо того, чтобы питаться из духовного царства, кобылицы ума становятся породительницами заблуждений, лжи и жестокости, источник которых — в низших аспектах природы человека.

Геракл сознавал весь вред, наносимый этими кобылицами. Он с готовностью бросился на помощь той стране. Он решился поймать кобылиц, но переоценил себя. Он действительно поймал их и связал, но не смог осознать их силу и мощь, и поэтому отдал их подержать Абдерису, символу низшего личностного "я". Но Гераклу, душе, и Абдерису, личности, необходимо было в согласии охранять этих губительных лошадей. Один Абдерис не был достаточно силен, и то, что случалось с людьми, живущими в тех местах, случилось и с ним: кобылицы убили его. Это пример действия великого закона, по которому мы платим своей собственной природой за неверно сказанные слова или непродуманные действия. И душа в лице Геракла снова должна была столкнуться с ложными мыслями; но лишь став целенаправленным стремящимся в знаке Стрельца и убив в этом знаке птиц-людоедок, он по-настоящему обрел полный контроль над мыслительными процессами в своей природе.

Практическое значение силы мысли было хорошо выражено в словах Тэккерея: "Посеешь мысль, пожнешь поступок. Посеешь поступок, пожнешь привычку. Посеешь привычку, пожнешь характер. Посеешь характер, пожнешь судьбу".

Два ключевых слова знака Овна таковы:

1. "И Слово сказало: Пусть снова ищется форма". (Человек.)

2. "Я выхожу вперед, и с плана ума управляю". (Посвященный.)

(Из "Эзотерической Астрологии", Том III "Трактата о Семи Лучах", с. 108. Получен через три года после того, как А.А.Б. читала лекции о Геракле в Нью-Йорке.)


Дальше
Оглавление