Подвиг третий

ПОХОД ЗА ЗОЛОТЫМИ ЯБЛОКАМИ ГЕСПЕРИД

(Близнецы, 21 мая — 20 июня)


Миф

Великий Председательствующий в Совещательной Палате Господа наблюдал за трудами сына человеческого, который есть Сын Божий. Они с Учителем увидели, как распахнулись перед сыном человеческим третьи великие Врата, давая новую возможность следовать по Пути. Они заметили, как появился работник и приготовился приступить к задаче.

— Пошли слово, повели охранять священное древо. Пусть Геракл разовьет способность к поиску без разочарования, без обмана и без лишней торопливости. Пусть теперь призовёт он стойкость. До сих пор он действовал хорошо.

И слово прозвучало.

* * *

В далекой стране росло священное древо, древо мудрости, а на нем — золотые яблоки Гесперид. Слава об этих сладких плодах дошла до дальних стран, и все сыны человеческие, знавшие, что они тоже сыны божьи, желали их. Геракл тоже слышал об этих плодах, и когда прозвучало веление искать их, он нашел Учителя и спросил его, каким путем идти, чтобы найти священное дерево и сорвать яблоки.

— Укажи мне путь, о Учитель моей души. Я ищу яблоки, и мне они срочно нужны. Покажи мне кратчайший путь, и я пойду!

— Не так, сын мой, — отвечал Учитель — путь долог. Только две вещи скажу я тебе, а затем уже ты сам убедишься в правоте моих слов. Помни, что священное дерево хорошо охраняется. Три прекрасные девушки ухаживают за ним и его плодами. Девушек и дерево охраняет стоглавый дракон. Хорошенько оберегай себя от силы, слишком большой для тебя, и от хитростей, слишком тонких для твоего понимания. Будь осторожен. Вторая же вещь, которую я скажу — это что поиски приведут туда, где на Пути тебе встретятся пять великих испытаний. Каждое предоставит тебе простор для проявления мудрости, понимания, искусства и умения использовать возможности. Будь внимателен. Боюсь, сын мой, что ты не сможешь распознать эти моменты на Пути. Но это покажет только время; да ускорит Бог твои поиски.

С уверенностью, Геракл двинулся вперед по Пути, не сомневаясь ни в себе, ни в своей мудрости и силе, ведь он был настроен не на поражение, а на успех. Он прошел третьи Врата, направляясь на север. По всей земле прошел он, ища священное древо, но не нашел его. Он спрашивал всех встречных, но никто не мог помочь ему в его поисках, никто не знал, где оно находится. Проходило время, а он всё искал, бродя от места к месту и часто возвращаясь туда же, к третьим Вратам. Печальный и разочарованный, он все еще продолжал искать.

Учитель, наблюдающий за ним издали, послал Нерея посмотреть, нельзя ли чем помочь. Снова и снова представал Нерей перед Гераклом в разнообразных обличьях и с различными словами истины, но Геракл не отзывался, не признав в нем вестника, которым тот был. Как ни ловок был Нерей в речах, как ни мудр был глубокой мудростью Сына Бога, но он потерпел неудачу, ибо Геракл был слеп. Он не распознал помощь, так тонко предложенную. Вернувшись, наконец, с печалью к Учителю, Нерей поведал о своей неудаче.

— Первое из пяти меньших испытаний проведено, — ответил Учитель, — и этап этот отмечен неудачей. Пусть Геракл продолжает.

Не найдя священного древа на северном пути, Геракл повернул к югу и продолжал поиски в месте тьмы. Сначала он мечтал о быстром успехе, но змей Антей встретился ему на пути, и сражался с ним, и все время побеждал Геракла.

— Он охраняет дерево, — сказал Геракл. — Так мне говорили, значит, оно должно быть поблизости. Я должен победить его и, уничтожив стражу, прорваться туда и сорвать плоды.

Но и борясь изо всех сил, он не мог победить.

— В чем моя ошибка? — вопрошал Геракл. — Почему Антей всегда побеждает? Даже будучи младенцем я убил змею в своей колыбели. Собственными руками я задушил ее. Почему же это не удаётся теперь?

Собрав все свои силы, он схватил змея обеими руками и оторвал его от земли высоко в воздух. И — о чудо! Дело было сделано. Антей, побежденный, сказал:

— Я вернусь в другом обличье у Восьмых Врат. Готовься снова к борьбе.

Учитель, следящий издалека, видел все это, и обратился к Великому Председательствующему в Совещательной Палате Господа, докладывая о свершенном;

— Второе испытание пройдено. Опасность преодолена. Этот этап пути отмечен успехом.

И Великий Председательствующий ответил:

— Пусть продолжает.

Счастливый и окрыленный, Геракл пошел дальше, уверенный в себе и чувствуя новые силы для поиска. Теперь он повернул на запад и там попал в беду. Он подошел к третьему великому испытанию не подумав, и совершенная им ошибка надолго задержала его продвижение.

Ибо здесь он встретил сына вод Бусириса, отъявленного обманщика, близкого родственника Посейдона. Его делом было вводить в заблуждение сынов человеческих с помощью слов кажущейся мудрости. Он заявлял, что знает истину, и люди тут же верили. Он произносил красивые слова, говоря:

"Я учитель. Мне дано знание истины, так что пожертвуйте ради меня. Следуйте угодному мне образу жизни. Только я знаю, и никто иной. Моя истина правильна. Все остальные истины неверны и ошибочны. Прислушайтесь к моим словам; держитесь меня, и вы будете спасены".


И Геракл подчинился, и каждый день слабело его рвение на предыдущем пути (в третьем испытании); он не искал уже священного древа. Его сила истощилась. Он любил Бусириса, восхищался им и принимал всё, что тот говорил. День ото дня слабел Геракл, пока не настал момент, когда любимый учитель привязал его к алтарю и продержал связанным в течение года.

Но однажды, желая освободиться и начиная постепенно видеть Бусириса в истинном свете, он вспомнил слова Нерея, сказанные еще давно:

"Истина лежит в тебе самом. В тебе высшее могущество, и сила, и мудрость. Обратись внутрь себя и призови оттуда сущую там силу, могущество, являющееся наследием всех сынов человеческих, кои суть Сыны Бога".

Молча лежал пленник на алтаре, привязанный к его четырем углам в течение целого года. Затем, с силой, которая присуща всем Сынам Бога, он разорвал свои путы, схватил ложного учителя (который казался раньше таким мудрым) и привязал его к алтарю вместо себя. Он не произнес ни слова, но оставил его там для науки.

Наблюдавший издали Учитель отметил момент освобождения и, повернувшись к Нерею, сказал: "Третье великое испытание пройдено. Ты научил его, как с ним справиться, и в нужное время он справился. Пусть идет вперед по Пути и узнает секрет успеха."

Получивший сполна, и всё же полный несказанного облегчения, Геракл продолжил свои поиски и дальнейшие странствия. Год, проведенный на алтаре, научил его многому. Он шел по пути уже значительно более умудренный.

Внезапно он остановил свои шаги. Крик сильной боли поразил его слух. Его внимание привлекли несколько стервятников, кружащихся над далекой скалой; затем опять раздался крик. Стоит ли ему продолжать свой путь или лучше найти того, кто, по всей видимости, попал в беду, но тем самым отложить выполнение задачи? Геракл раздумывал, возможно ли промедление; год уже потерян, он чувствовал необходимость торопиться. Но вот опять прозвучал вопль, и Геракл быстрыми шагами устремился на помощь своему брату. Он нашел прикованного к скале Прометея, испытывающего страшные мучения. Стервятники клевали его печень, тем самым медленно убивая его. Геракл разбил цепи и освободил Прометея, прогнал стервятников в их далекое логово, а потом ухаживал за раненым, пока он не оправился. После этого, потратив немало времени, он опять двинулся в путь.

Учитель, следящий за ним издали, сказал своему ищущему ученику такие ясные слова — первые слова, обращенные к нему с тех пор, как он вступил на свой путь:

— Четвертый этап пути к священному дереву пройден. Задержки не было. Правило на избранном Пути, которое приближает любой успех, таково: "Учись служить".

Председательствующий в Совещательной Палате Господа заметил:

— Он хорошо справился. Продолжим испытания.

По всем направлениям шел поиск, на севере и юге, на западе и востоке, но священное древо так и не было найдено. Наконец настал день, когда измученный опасностями и странствиями Геракл услышал проходившего путника, что священное дерево находится у далекой горы. Это было первое на его пути точное указание. Так что он направил свои стопы к высоким горам на востоке, и ярким солнечным днём увидел предмет своих поисков и ускорил шаги.

— Наконец-то я прикоснусь к священному дереву! — закричал он радостно. — Я одолею стерегущего дракона, увижу прекрасных девушек, слава о которых разнеслась повсюду, и сорву яблоки.

Но опять его остановило чувство глубокого терзания. Перед ним стоял Атлас, шатающийся под грузом миров на его спине. Его лицо было искажено страданием, конечности сведены от напряжения, глаза закрыты от боли. Он не просил помощи, он не видел Геракла, но просто стоял, согнутый болью, с этой ношей миров. Геракл в трепете смотрел на него, оценив полную меру этой тяжести и боли. Он забыл о своем поиске. Священное древо и яблоки улетучились из его памяти, он хотел только одного — помочь гиганту, причем безотлагательно; он бросился вперед и с энтузиазмом забрал груз, переложив его с плеч своего собрата на свою спину. Он закрыл глаза, напрягая все силы, и — о чудо! — груз исчез. Геракл был свободен, и Атлас тоже.

Гигант стоял перед ним, и в руке его были золотые яблоки, которые он с любовью протягивал Гераклу. Поиск был закончен.

Три сестры держали ещё больше золотых яблок; они вручили их Гераклу, а Эгла, прекрасная девушка, слава заходящего солнца, сказала ему, кладя яблоко ему в руку:

— Путь к нам всегда отмечен служением. Дела любви являются вехами на Пути.

Затем Эрифия, которая следит за вратами, через которые каждый должен пройти, прежде чем предстанет в одиночку перед Великим Председательствующим, дала ему яблоко, и на его боку было золотое слово "Служение", начертанное Светом.

— Помни об этом, — сказала она ему. — Не забывай.

Последней подошла Геспера, чудо вечерней звезды, и сказала ему с прямотой и любовью:

— Иди вперед и служи, и следуй отныне и навсегда путем всех служителей мира.

— Тогда я верну вам эти яблоки для тех, кто последует за мной, — сказал Геракл и вернулся туда, откуда пришел.

Потом он стоял перед Учителем и давал полный отчет обо всем случившемся. Учитель ободрил его, а затем указал на четвертые Врата и сказал:

— Пройди через эти Врата. Поймай лань и ещё раз войди в Святилище.

Тибетец


Природа испытания

Теперь мы подходим к третьему подвигу — в знаке Близнецов, относящемуся в основном к активной работе стремящегося на физическом плане, когда он приходит к пониманию себя. Прежде чем эта активная работа станет возможной, должен пройти цикл внутреннего размышления и мистического томления; должна идти борьба за видение и проводиться субъективный процесс — возможно, очень долгое время — прежде чем человек на физическом плане по-настоящему начнём работу по объединению души и тело. Вот суть этого подвига. Именно в этом достижении на физическом плане, как и в работе по поиску золотых яблок мудрости, состоит настоящее испытание искренности стремящегося. Стремление быть хорошим, глубокое желание убедиться в фактах духовной жизни, импульсивные попытки овладеть самодисциплиной, молитвы и медитации почти неизбежно предваряют эти настоящие и неуклонные усилия.

Мечтатель должен стать человеком действия: желание нужно пронести в мир исполнения, в этом и заключается испытание в Близнецах. Физический план — это место, где приобретается опыт и где причины, зарождённые в мире умственных усилий, должны проявиться и достичь предметности. Это также место, где развивается механизм контакта, где пять чувств понемногу раскрывают для человека новые области осведомленности и представляют ему новые сферы покорения и достижения. То есть, это то место, где обретается знание и где это знание должно быть превращено в мудрость. Знание, как известно, есть поиск смысла, в то время как мудрость есть всеведение синтезирующего знания души. Однако без понимания в применении знания мы погибаем, ведь понимание — это применение знания в свете мудрости к проблемам жизни и к достижению цели. В этом подвиге Геракл сталкивается с громадной задачей сведения вместе двух полюсов своего существа и координирования, или единения, души и тела, так чтобы эта двойственность уступила место единству, а пары противоположностей — слились.


Символы

Видя, что Геракл достиг ментального контроля и проехал на быке желания в Храм Души, Эврисфей задает ему задачу добыть золотые яблоки из сада Гесперид. Яблоки издавна фигурируют в мифологии и символизме. В саду Эдема, как мы знаем, змей дал яблоко Еве, и после вкушения этого яблока пришло знание добра и зла. Это символический способ рассказать нам историю появления ума и того, как он начал действовать в древнем существе, которое не было, в строгом смысле, ни животным, ни человеком. С появлением ума появилось также и знание двойственности и притяжения пар противоположностей — природы Души, которая есть добро, и природы формы, которая может быть злом, если она удерживает душу и препятствует её полному выражению. Сама же по себе она не является злом.

Надо заметить, что в саду Эдема человеку было дано одно единственное яблоко, символ обособленности, изоляции. Геракл должен был добыть золотые яблоки в другом саду, в саду Гесперид, где яблоки были символом множественности, синтеза, многих, вскормленных одним древом Жизни.

Гераклу были поведаны только три факта: что существует сад с деревом, на котором растут золотые яблоки, что дерево это охраняется стоглавым змеем и что там он встретит трех прекрасных девушек. Но где находится сад и как его найти, ему не было сказано. На этот раз область его поисков не была ограничен ни дикими землями, по которым носились кобылицы-людоедки, ни маленьким островом Крит. Надо было обыскать чуть ли не всю планету, и Геракл странствовал с севера на юг и с запада на восток, пока не встретил Нерея, который был искусен во всякой мудрости и во всех формах речи. В некоторых классических источниках его называют "древним моря". Он был не только мудрым, но и неуловимым, принимающим множество форм, и никогда не соглашался давать Гераклу прямой ответ. Наконец он намекнул на то направление, в котором нужно было искать, отправив его в дорогу одного и несколько обескураженного, с весьма слабым представлением о том, что делать и куда идти. Всё, что знал Геракл, — это что надо повернуть на юг; это символ возврата в мир, к полюсу, противоположному духу.

Едва лишь он сделал это, как встретил змея, с которым ему пришлось бороться.* В своих исканиях на физическом плане Геракл должен был победить, как и все ученики, наваждение и иллюзию, ведь в духовном устремления ученик очень склонен впадать в астрализм и низший психизм в той или иной форме. Борясь со змеем, Геракл увидел, что не может победить его, пока не обнаружил, что тот неуязвим лишь пока касается земли. Как только Геракл поднял змея (Антея) в воздух, тот совершенно ослаб и не мог победить Геракла.

Близнецы — знак воздуха, мутабельный,** или общий, знак. Наваждение всегда меняется, всегда принимает ту или иную форму. Оно относится к видимости, а к реальностью, а земля видимость поддерживает.

__________
* Антей известен в мифологии также и как гигант, сын Посейдона, бога вод, и Геи, земли. Поэтому когда он касался земли, своей матери, то был неуязвим. (Прим. автора)
** То есть переменчивый, непостоянный (Прим. редакции)

Победив змея, стоявшего на пути, Геракл продолжает свои поиски. Его следующая встреча происходит также с наваждением, но в другой форме. Бусирис был сыном Посейдона, бога вод, но его мать была простой смертной. Он объявил себя великим учителем. Он говорил красиво и убедительно. Он всячески превозносил себя, заставив Геракла поверить, что сможет показать ему Путь, выведет его на Свет и что именно он является хранителем истины. Геракл был совершенно обманут. Постепенно он попал под влияние и чары Бусириса, подчинился его воле, его уму и принял его как учителя и руководителя. Наконец, когда Бусирис полностью подчинил себе Геракла, он привязал его к жертвенному алтарю и заставил забыть о Нерее. Миф говорит, что Геракл в конце концов освободился и продолжил свой поиск, привязав Бусириса к алтарю, на котором сам лежал до этого. Опять мы встречаем здесь разочарование, промедление, неудачу и обман, характеризующие эту часть испытания.

В своих поисках он обнаружил Прометея, прикованного к скале, где ястребы терзали его печень. Геракл не мог вынести вида его страданий и отложил выполнение своего задания, чтобы освободить Прометея и дать ему возможность защитить себя от орлов.

Теперь мы подходим к решающей точке подвига, к тому, что составляет настоящее испытание. Геракл обнаруживает Атласа, держащего на своих плечах груз мира и шатающегося под тяжестью взятой на себя задачи. Геракл настолько поражен величием подвига Атласа и так проникся страданиями того, кто готов выдержать вес мира, что прекращает поиск золотых яблок. Он забывает о своих собственных планах и, полный сочувствия, берет груз у Атласа и кладет на свои плечи. В чудесном завершении рассказа говорится, что после этого Атлас, освободившийся от бремени, сам идет в сад Гесперид, берет золотые яблоки без какого-либо вмешательства со стороны стоглавого змея, в чем ему радостно помогают три прекрасных девушки, и приносит яблоки Гераклу, который теперь тоже становится свободным, несмотря на все препятствия, помехи и отклонения, произошедшие из-за наваждения и иллюзии. Несмотря на неудачи и долгое время, потребовавшееся, чтобы достичь мудрости, Геракл всё же получает золотые яблоки. Заметьте, что противоположный или дополнительный Близнецам знак — это знак Стрельца, Лучника, который стреляет прямо и беспрепятственно скачет к цели — никаких отклонений, никаких неудач — только неуклонное движение вперед.


Поле работы

В созвездии Близнецов есть две звезды, которые греки назвали Кастором и Поллуксом, или Близнецами. Они олицетворяют две основные группы звезд, Семь Плеяд и семь звезд Большой Медведицы — два созвездия на севере, вокруг которых, по всей видимости, вращается наша вселенная. Каждая звезда представляет созвездие. С точки зрения эзотеризма, великая тайна Бога, воплощённого в материи, и распятие космического Христа на кресте материи связаны с отношениями (признанными еще в древности) между звездами Плеяд и Большой Медведицы. Эти две группы звезд представляют Бога, макрокосм, в то время в Близнецах Кастор и Поллукс рассматривались как символы человека, микрокосма. Их называли также Аполлон и Геракл: Аполлон означает Правитель, Бог Солнца; а Геракл — "Тот, кто идет на подвиг". Таким образом, они представляют два аспекта человеческой природы, душу и личность, духовного человека и то человеческое существо, через которое эта духовная сущность функционирует: Христа, воплощенного в материи, Бога, работающего через форму.

Кастор считался смертным, а Поллукс — бессмертным. Интересен астрономический факт, что звезда Кастор теряет яркость и не излучает того света, как несколько веков назад; в то время как Поллукс, бессмертный брат, прибавляет в яркости и затмевает своего брата, напоминая тем самым слова Иоанна Крестителя, сказанные им при виде Христа: "Ему должно расти, а мне умаляться". (Св. Иоанн, III, 30). Таким образом, это для нас самое важное созвездие, потому что оно всегда удерживает перед глазами человека мысль о возрастающем могуществе духовной жизни и уменьшающейся силе личного я. История созревания человека, история души, постепенно устанавливающей свой контроль, рассказывается нам в созвездии Близнецов.

В древнем Зодиаке Дендера этот знак назван "местом Того, кто приходит", выражая мысль о появлении Духовного Существа. Оно представлено двумя фигурами, одной мужской, а другой женской, одна — положительный, аспект духа, а другая — отрицательный, аспект материи. Его коптские и древнееврейские названия означают "соединенный", и этим выражен статус Геракла, стремящегося. Он — душа и тело в единении. В этом и заключалась проблема, с которой ему пришлось бороться в знаке Близнецов. Целью являлось единение низшего и высшего Я, смертного и бессмертного аспектов. Именно эта задача привела к столь долгим и сложным поискам, потому что по ходу их Геракл то прислушивался к голосу Нерея, высшего Я, то попадал под влияние наваждения и иллюзий низшего я.

Тема двойственности, которая подчеркнута в Близнецах, проходит через множество мифов. Например, мы встречаем двух братьев в истории Ромула и Рема или же в истории Каина и Авеля, причем один из них умирает, а другой живет. В масонстве астрологическим символом Близнецов стали два столпа, и многие считают, что масонскую традицию можно было бы проследить назад до того периода, предшествующего веку Тельца, когда Солнце было в Близнецах, и далее до того великого цикла, когда зародилась Лемурийская раса, первая действительно человеческая раса; когда начал проявляться аспект ума и двойственность человечества стала фактом природы.

Лемурийская раса была третьей расой, и подвиг, который Геракл символически совершает в Близнецах, тоже третий. Его поиски были поисками души, а человек всегда неосознанно ищет её, пока не придет для него время узнать, что он — Геракл и сосредоточиться на поиске золотых яблок наставлений и мудрости. Так что в масонской традиции мы имеем типичный поиск человечества — поиск света, единства, поиск божественности. И поэтому два столпа, Боаз и Яхин, являются эмблемой этой двойственности.

В Китае о Касторе и Поллуксе говорят как о двух "богах двери", показывающих огромную мощь, которую может обрести бог материи, а также силу божественности.

Близнецы — это преимущественно знак интеллекта, оказывающий особенно живое воздействие на нашу Арийскую расу. В этой расе умственные способности и интеллект неуклонно развивались. Близнецы, следовательно, влияют на три области, касающиеся человеческих отношений. Во-первых, они управляют образованием в целом — знаниями, науками, и закладывают основу мудрости. Один просветитель сказал: "высшая цель образования заключается в приобретении знания, чтобы получить более высокое откровение. Необразованные могут получить его, но не смогут истолковать". В третьем подвиге Геракл получает выдающееся откровение, и на пяти этапах его странствий образование неуклонно совершенствуется.

Экзотерическим правителем Близнецов, как и их первого деканата, является Меркурий, поскольку, как говорит Алан Лео:

"Во внешнем мире Меркурий обозначает школы, колледжи и другие места, где происходит обучение, научные и литературные институты... В сознании он обозначает мысль, понимание, логику, разум, интеллект; причем, скорее абстрактного рода, чем конкретного, знание ради знания... Его высшее приложение, видимо, то, что называют "чистым разумом"... В теле он управляет мозгом и нервной системой, языком и органами речи, а также руками как инструментом разума". (Алан Лео, "Полный словарь астрологии", с. 163)*

__________
* Alan Leo, "Complete Dictionary of Astrology"

Во-вторых, Близнецы отвечают за взаимоотношения. Потому они управляют языком, общением и коммерцией. Интересно отметить, что и Соединенные Штаты, и Лондон — оба управляются Близнецами; что английский язык становится преобладающим средством общения в мире; что самые крупные линии океанских маршрутов начинаются от Нью-Йорка или Лондона, и оба эти города были мировыми рынками и центрами распределения. Меркурий, правящая планета знака, является толкователем, посланником богов. В связи с этим стоит также отметить, как Геракл попадает под влияние двух учителей: Нерея, высшего учителя, и Бусириса, низшего, или психического, учителя, а значит, здесь опять подчеркивается как двойственность Близнецов, так и их умственное качество.

Когда этот знак проявлен, как сейчас, будучи могущественным мутабельным знаком, он провозглашает множество изменений, новые идеи заполняют мир, появляются новые импульсы и новые неразработанные пути подхода к духовной истине, и вскоре везде появится множество учителей, чтобы помочь подвести расу к новому состоянию духовной осведомлённости. Так как Близнецы — знак воздуха, мы видим, как быстро идет завоевание воздуха, а также делаются постоянные попытки унифицировать и координировать множество разных аспектов человеческого стремления.

Венера — эзотерический управитель Близнецов и управляет вторым деканатом, ведь Венера единит, и через её влияние осуществляется закон притяжения и сведения полярных противоположностей. Но все эти перемены и объединения естественным образом открывают новое состояние сознания, новое состояние бытия и приводят в Новый Век и в новый мир. Как следствие возникают новые трудности и проблемы, и мы обнаруживаем, что последним деканатом управляет Сатурн, ведь это планета ученичества, она несет трудности, проблемы и испытания, сразу же открывающие перед учеником новые возможности. Это Сатурн открывает двери в воплощение, и Сатурн же открывает дверь на Путь Посвящения. Меркурий, толкователь и просвещающий интеллект, Венера, принцип притяжения и единения, и Сатурн, создатель возможностей — все эти три планеты играют свою роль в жизни стремящегося, когда он объединяет высшее и низшее, проходит через пять этапов испытания и видит цель, которой должен в конце концов достичь.


Три символических созвездия

Три созвездия, оказывающиеся связанными с этим знаком — это Лепус, или Заяц, Большой Пес и Малый Пес; и в их взаимосвязи, а также в их связях с Гераклом, стремящимся, поразительно отображается вся история человеческого существа. В Большом Псе находится Сириус, Звезда Пса, во многих старинных книгах называемая "предводителем всего небесного сонма", поскольку он в десять или двенадцать раз ярче любой другой звезда первой величины. Сириус всегда ассоциировался с жарой, отсюда выражение "пёсьи дни" (каникулы) в середине лета, когда жара сильнее всего. Для оккультиста Сириус имеет глубокое значение. "Наш Бог есть огонь поядающий", а Сириус — символ Мировой Души, так же как и души индивидуальной. Таким образом, с эзотерической точки зрения — это звезда посвящения. На языке символизма говорится, что наступает момент, когда перед посвященным вспыхивает звезда, знаменуя осознание им своей тождественности с Мировой Душой, и он внезапно видит её через посредство своей собственной Души, своей собственной звезды.

Большой Пес — это бессмертная Небесная Гончая, которая вечно преследует меньшего Пса, недо-пса, человека в физическом воплощении. Эта погоня увековечена для нас Фрэнсисом Томпсоном в "Гончей Небес":

Я бежал от Него через ночи и дни;
Я бежал от Него через арки годов,
Я бежал от Него лабиринтом путей
Своего ума; и в тумане слез
Я скрывался от Него, и в мимолётном веселье.
И спешил наверх вереницей надежд;
И низвергался стремительно вниз,
в мрачные бездны страхов.
Но сильные ноги всё мчались и мчались за мной.

В Зодиаке Дендера эта звезда называется Апес, голова. В приложении "Спутник Библии", с. 1518, говорится, что самая яркая звезда в Большом Псе — это Сириус, Принц, по персидски называемый Вождь. В том же созвездии есть еще три звезды: одна называется "глашатай", другая — "сияющая", а третья — "славная"; все названия подчеркивают величие Большого Пса и, эзотерически, чудо и славу высшего Я.

В Малом Псе, недособаке, согласно тому же источнику, имя самой яркой звезды означает "искупитель", имя следующей по яркости — "несущий бремя", или "тот, кто несет за других". Таким образом, в значении этих двух имен мы имеем портрет Геракла, работающего над своим собственным спасением и несущего великий груз Атласа, познавая смысл служения.

Заяц, связанный с этими двумя созвездиями, содержит звезду очень интенсивного алого цвета, почти как капля крови. Красный — это всегда символ желания материального. В Зодиаке Дендера он называется Баштибеки, что значит "падающий поражённым". Аратус, писавший около 250 г. до нашей эры, говорит о Зайце как о "вечно преследуемом". Интересно заметить, что древнееврейское имя самой яркой звезды этого созвездия, Арнеб, означает "враг Того, кто грядет"; в то время как три остальные звезды называются "безумная", "связанная" и "обманщица". Все эти слова характеризуют низшее я, вечно преследуемое высшим Я; человеческую душу, преследуемую Гончей Небес.

Когда мы ночью смотрим на звездное небо и видим Сириус, Звезду Пса, история нашего прошлого, настоящего и будущего драматически раскрывается перед нами. История нашего прошлого представлена в Зайце, быстроногом, обманутом, безумном, привязанном к колесу жизни, отождествленным с аспектом материи и вечным врагом "Грядущего Принца". В Малом Псе мы имеем историю стремящегося, нашего теперешнего большинства. Внутри нас обитает внутренний правитель, скрытая божественность, искупитель. Мы идем вперед, покоряя и чтобы покорять, но мы должны делать это как ученики, неся эту ношу ради других и служа. В Большом Псе обрисовано наше будущее и высшее достижение, слава которого вне нашего нынешнего осознания. Если бы все религии и писания мира пропали и ничего бы не осталось, кроме звездного неба, истории Зодиака и значения имен различных звезд в разных созвездиях, мы были бы способны проследить историю человека, восстановить знание нашей цели и узнать, как её достичь.


Урок этого подвига

Вся эта история действительно означает урок, первый из тех, что должны постичь все стремящиеся, и который невозможно усвоить, пока не пройдены испытания в Овне и Тельце. Затем на физическом плане, в поле мозга и его пробуждающегося сознания, ученик должен зарегистрировать контакт с душой и распознать её качества. Он больше не должен быть созерцательным мистиком, но должен добавить к мистическим достижениям оккультное знание реальности. Об этом часто забывают стремящиеся. Они часто удовлетворяются своим стремлением и видением божественной цели. В тигле жизни они выковали такие качества как искренность, благие намерения, хороший характер, они также сознают чистоту мотива, готовность выполнять требования и удовлетворение достижением определенного статуса развития, который дает им возможность двигаться дальше. Но одной вещи им всё ещё не хватает: у них нет того, что можно назвать "техникой присутствия", нет привилегии и прерогативы владеть. Они верят в факт души, в возможность совершенства, в Путь, который надо пройти; но вера ещё не преобразована в знание духовного царства, и они не знают, как поставить себе цель! Так что они, как и Геракл, отправляются на поиски, имеющие пять аспектов.

Если им удается распознать происходящее, то первая стадия поисков наполняет их уверенностью. Как и Геракл, они встречают Нерея, символ высшего Я, и потом в жизни ученика он становится символом обучающего его Учителя. При контакте, особенно на ранних стадиях поиска, высшее Я проявляется как вспышка озарения, мгновение — и она уже исчезла; как внезапное осознание истины, такое неуловимое, мимолётное, что сначала ученик не в силах ухватить его; как намек, зароненный в сознание в моменты однонаправленного внимания, когда ум спокоен и эмоции временно прекращают править.

Более продвинувшийся ученик, который установил контакт со своей душой и, следовательно, может считаться подготовленным к инструкциям одного из великих Учителей Человечества, вскоре обнаружит, что Учитель работает так же, как работал Нерей. С ним нельзя в любую минуту вступить в контакт, и лишь от случая к случаю ученик соприкасается с ним. В эти моменты ему не следует ожидать поздравлений по поводу своего чудесного прогресса, не найдет он также ни подробного разъяснения своих задач, ни обширного плана работы, которую ему нужно сделать. Учитель даст лишь намек и исчезнет. Он даст намек и больше ничего не скажет. Это дело ученика — использовать намек как можно лучше и последовать ему, если он сочтет его мудрым.

Многие оккультисты с самыми благими намерениями заставляют человека поверить, что Учителя Мудрости испытывают к ним личный интерес, что перегруженные работой Водители Расы не находят более важных занятий, чем говорить им, как жить, как решать свои проблемы и как, во всех деталях, вести свою деятельность. Я хотел бы здесь высказать свой протест против подобного умаления работы Великих. Причин тому, что Нерей, Учитель, так неуловим и даёт лишь вспышку мысли или уделяет лишь краткое внимание к стремящемуся, две:

Во-первых, отдельный стремящийся не представляет никакого личного интереса для Учителя, пока не достигнет определенной точки эволюции, когда он обретает такой тесный контакт со своей душой, что становится магнетическим служителем мира. Тогда, и только тогда, для Учителя будет иметь смысл бросить ему мысль и дать намек. Затем, когда этим намекам следуют, он может дать ему больше, но — и это следует подчеркнуть — только в связи с работой, которую он должен исполнить на ниве мирового служения. Стремящимся нужно помнить, что они становятся учителями только путем овладения практикой, и что мы учимся быть учителями и становимся способными присоединиться к группе мировых служителей лишь усилиями нашей собственной души. Душа эта — божественный Сын Божий, всеведающий и всемогущий. И когда бессмертный близнец прирастает в своей силе и яркости, его смертный брат угасает.

Во-вторых, физические тела стремящихся ни в коей мере не могут выдержать намного более высокую вибрацию Того, кто уже достиг. Тело было бы расшатано, а мозг перенапряжен, если бы один из Учителей поддерживал постоянный контакт с учеником, прежде чем тот научился хотя бы узнавать Нерея как символ собственного высшего Я. Когда в результате наших собственных усилий мы начнем жить как души, когда с помощью нашего собственного устремления мы научимся служить и быть каналами духовной энергии, тогда мы узнаем Нерея более близко; а затем, почти неизбежно, наше знание о работе, стоящей перед Великими, станет таким живым и реальным, что мы перерастем наше собственное желание контакта и будем желать только принять на себя ту ношу, которую они несут.

Геракл встретил Нерея уже в начале своих поисков, но не обратил на него должного внимания и отправился странствовать дальше, отчаянно ища способ удовлетворить своё стремление. В конце своего поиска он встречает Атласа, несущего бремя мира, и его так поражает груз этой ответственности и та тяжесть, которую взвалил на себя Атлас, великий Учитель, что он совершенно забывает о своей цели, поиске золотых яблок, и стремится только к одному — снять тяжесть с плеч Атласа. Когда стремящиеся в религиозных движениях или в церкви, теософии, розенкрейцерстве и во множестве групп, к которым они тяготеют, научатся забывать себя в служении и оставят свой духовный эгоизм ради помощи человечеству, посвященные будут значительно быстрее проникать через врата на Путь, ведущий из тьмы к Свету, от нереального к реальному. Один из Великих сказал, что "есть личности, которые, хотя и никогда не проявляли внешне эгоизма, крайне эгоистичны в своем внутреннем духовном стремлении". ("Письма Махатм А. П. Синнетту", с. 360). А затем он ставит перед нами великий идеал, который подрезает корни духовного эгоизма: "По нашему мнению, самые высокие стремления к благу человечества становятся замараны эгоизмом, если в уме филантропа пробегает хоть тень желания собственной выгоды..."

Геракл, ученик, познал прикосновение высшего Я, но знал ещё недостаточно, чтобы остаться с Нереем. Поэтому он повернул на юг, или обратно в мир. У него был высокий момент, когда он превзошёл своё физическое сознание и общался со своей душой. Но это длилось недолго, и он опять впал в сознание мозга и перешел к другому опыту. Ему пришлось бороться с Антеем, змеем (или гигантом). На сей раз это был змей астрального наваждения, а не змей желания. Ему пришлось бороться с наваждением низшего психизма, который на ранних стадиях, похоже, неизбежно привлекает интерес стремящихся. Любой учитель, работавший с теми, кто ищет Путь, знает наваждение, под влияние которого они столь легко попадают. Каков темперамент стремящегося, соответственно таким будет и наваждение. Некоторые сходят с правильного пути, привлеченные спиритическими явлениями. В своем старании проникнуть за завесу они бывают поглощены низшей стороной спиритуализма и проводят много времени в комнате для сеансов, снова и снова изучая всё тот же старый феномен материализации, общения с духами и явления их. Я не говорю здесь о по-настоящему научных исследованиях тех, кто глубоко занимается этим предметом и достаточно подготовлен для этого. Я говорю о невежественном участии в некоторых видах сеансов. Это интригует среднего мужчину или женщину и приводит их во власть равно невежественного медиума или шарлатана, потому что они не подготовлены к тому, чтобы проверить каким-либо образом то, что видят и слышат.

Змей может принять вид и более распространенный психических явлений. Стремящийся может заинтересоваться автоматическим письмом или учиться сидеть и слушать "голоса", он становится астрально ясновидящим или яснослышащим; при этом к неразберихе на физическом плане и в своем собственном окружении он добавляет еще большую неразбериху на плане психическом, попадая таким образом в ловушки астральности. Он становится негативным, поскольку всё время пытается увидеть или услышать что-то помимо физического. Так как мы разделяем с кошками и собаками способность ясновидения и яснослышания, то в должное время мы непременно что-нибудь увидим и услышим, если не на самом деле, то хотя бы с помощью творческой способности, которой мы все обладаем, — творческого воображения. Но стремящийся, который оставил Нерея, встретит змея в той или иной форме и должен будет бороться с ним. Как говорит миф, Геракл долгое время не мог победить, но когда поднял змея высоко в воздух, то быстро одолел его.

В основе этого символизма лежит великая истина. Воздух всегда считался символом или элементом, относящимся к плану Христа, в терминах теософии, или же, как говорят на Востоке, к буддхическому плану. Астральный план есть искаженное отражение буддхического плана, и только когда мы выносим наваждение на ясный свет души Христа, мы видим истину, как она есть и делаемся неуязвимыми. Я (А. А. Б.) в высшей степени серьезно просила бы всех стремящихся преодолеть свой интерес к психическим явлениям и закрыть астральный план как можно плотнее, пока они не разовьют в себе силу интуиции и умение толковать свои восприятия посредством хорошо развитого, хорошо подготовленного, хорошо тренированного ума.

Следующая стадия поиска Геракла равно приложима ко всему человечеству, как к целому. Он попадает в власть Бусириса, который провозгласил себя великим учителем. Долгое время Геракла держат связанным. Сегодняшний мир полон учителей, и они, как и Бусирис, основывают свое учение на напыщенных претензиях и заявлениях; они провозглашают себя посвященными, хранителями истины, знающими верный и точный путь развития, который непременно поможет стремящемуся достичь. Они поддерживают своё положение обещаниями; они строят свои отношения с позиции сильной личности и, используя искренность и пыл искателей истины, собирают вокруг себя группы людей, в своей невинности искренне верящих в истинность их слов, и привязывают этих людей к жертвенному алтарю на больший или меньший срок. Истинный посвященный узнается по своей жизни и делам — он слишком занят служением человечеству, чтобы тратить время на возбуждение у людей интереса к себе, и он не может ничего обещать стремящемуся кроме следующего: "Вот древние правила, вот Путь, которым прошли все святые и Учителя Мудрости, вот дисциплина, которой ты должен себя подвергнуть; и если только ты постараешься и наберешься терпения, цель непременно будет достигнута".

Но Геракл освободился от пут, что делают все искренние искатели; а потом, покинув мир психического и псевдодуховного наваждения, он начал служить. Сначала он освободил себя в образе Прометея, который обозначает воплощенного Бога, избавив его от мучений древних ястребов. Солнечное сплетение, желудок и печень есть внешние выражения, если можно так выразиться, природы желаний, и Геракл освободился от ястребов желания, которые так долго терзали его. Он бросил эгоизм, перестал заниматься самоудовлетворением. В этом знаке он получил два горьких урока и — на время этого цикла — стал относительно свободен. Прометей, Бог внутри, мог теперь идти на служение миру и принять бремя Атласа.

После жертвы приходит награда, и Геракл получил свой великий дар после освобождения Прометея и Атласа. Когда Геракл бросил свои поиски, чтобы помочь миру, Атлас сам сходил ради него в сад и протянул ему золотые яблоки, тем самым приводя его в соприкосновение с тремя прекрасными девушками, тремя аспектами души.

В начале этого подвига Геракл контактирует со своей душой как с Нереем; в конце же его, преодолев наваждение, он достигает намного более возросшего видения собственной души и видит её в трех аспектах, каждый из которых содержит в себе потенции трех принципов божественности. Эгла символизирует Славу Жизни и великолепие заходящего солнца, величие проявления на физическом плане. Она дает яблоко Гераклу, говоря: "Путь к нам всегда лежит через деяния любви". Эрифия хранит врата, душу, которая всегда открываются Любовью-Мудростью, она дает Гераклу яблоко, отмеченное золотым словом "Служение". Геспера, вечерняя звезда, звезда посвящения, олицетворяет Волю. Она говорит Гераклу: "Пролагай Путь". Это тело, душа и дух; Разум, Любовь и Воля, которых увидел и коснулся бескорыстный стремящийся через Служение.


Дальше
Оглавление