Подвиг десятый

ПОБЕДА НАД КЕРБЕРОМ, СТРАЖЕМ АИДА

(Козерог, 22 декабря — 20 января)


Миф

— Свет жизни должен воссиять теперь в мире тьмы, — провозгласил Великий Председательствующий. Учитель понял.

— Сын человеческий, который также и Сын Божий, должен пройти через Десятые Врата, — сказал он. — Геракл должен отправляться сейчас же.

Когда Геракл предстал перед ним, его наставник заговорил:

— Тысячу опасностей ты преодолел, о Геракл, — сказал он. — И многое уже достигнуто. Мудрость и сила теперь твои. Не используешь ли ты их, чтобы спасти того, кто испытывает страшные страдания, — жертву огромных и нескончаемых мучений?

Учитель легонько прикоснулся ко лбу Геракла, и перед его внутренним взором открылась картина. Распростертый на скале, лежал человек и стонал так, как будто его сердце вот-вот разорвется. Его руки и ноги были скованы массивными цепями, прикрепленными к железным кольцам. Свирепый ястреб клевал печень несчастной жертвы, кровь ручьем текла по боку. Вот человек поднял скованные руки и воззвал о помощи, но его зов разнесся по пустому пространству слабым эхом и был унесен ветром. Видение исчезло. Геракл стоял, как прежде, рядом со своим руководителем.

— Тот скованный, которого ты сейчас видел, зовется Прометеем, — сказал Учитель. — Вот так он страдает на протяжении веков, и все же не может умереть, будучи бессмертным. Он похитил огонь с неба и за это наказан. Место его пребывания известно как Ад, царство Аида. Ты, о Геракл, призван быть спасителем Прометея. Спустись в глубины и там, на внешних планах, избавь его от страданий.

Выслушав и поняв Учителя, сын человеческий, который был также и Сыном Божьим, вступил на путь поиска и прошел через Десятые Врата.

Всё ниже и ниже спускался он в связывающие миры формы. Атмосфера становилась все более душной, темнота — все мрачнее. И всё же воля Геракла была тверда. Этот крутой спуск продолжался долго. Один, и всё же не один, шел он вперед, потому что когда он прислушивался, то слышал внутри себя серебряный голос Афины, богини мудрости, а также подбадривающие слова Гермеса.

Наконец он пришел к той темной, ядовитой реке, называемой Стикс, которую должны были пересечь души усопших. Харону, перевозчику, нужно было заплатить обол, чтобы он перевез его на ту сторону. Суровый пришелец с земли так напугал Харона, что он перевез незнакомца через реку, даже не вспомнив о плате.

Наконец Геракл вошел в Аид, мрачное и туманное место, где мимо проходили тени, или лучше сказать, оболочки тех, кто покинул землю.

Когда Геракл увидел Медузу, с шипящими змеями вместо волос, он схватил свой меч и бросился на нее, но рассек лишь воздух.

По лабиринтам троп прокладывал он свой путь, пока не пришел ко двору царя Аида, правившего подземным царством. Царь, мрачный и жестокий, с грозным видом сидел на своем черном троне, глядя на приближающегося Геракла.

— Что ищешь ты, живой смертный, в моих владениях? — вопросил Аид.

— Я пришел освободить Прометея, — ответил Геракл.

— Дорога охраняется чудовищем Кербером, собакой с тремя огромными головами, на каждой из которых растут змеи, обвивающие их, — сказал Аид. — Если ты сумеешь победить его голыми руками — а это подвиг, которого никто пока не совершал, — то можешь освободить страдающего Прометея.

Удовлетворенный таким ответом, Геракл двинулся дальше. Вскоре он увидел трехглавого пса и услышал его грозный лай. Яростно рыча, тот прыгнул на пришельца. Схватив Кербера за главное горло, Геракл держал его мертвой хваткой. Придя в бешенство, пес бился в ярости. Наконец его сила иссякла, и Геракл победил его.

Сделав это, Геракл пошел дальше и нашел Прометея. Тот лежал на плоском камне, изнемогая от боли. Геракл поспешил разорвать его цепи и освободил страдальца. По своим прежним следам Геракл вернулся назад. Когда он опять увидел мир живых существ, он нашел там своего Учителя.

— Теперь Свет сияет в мире тьмы, — сказал Учитель. — Подвиг совершен. Отдыхай теперь, сын мой.

Ф. М.


Пролог

Знак Козерога, как говорит Тибетец, — это один из самых трудных для описания знаков и самый таинственный из всех двенадцати. Таким нашли его и мы. Даже символ его, говорят, никогда не рисовали правильно, потому что его правильное начертание вызовет такой прилив силы, который был бы нежелателен; этот символ также иногда называют сигнатурой, "подписью Бога".

У подножия горы козел-материалист ищет пищу в засушливых местах. На пути вверх козел отпущения находит цветы исполненного желания, каждый со своим шипом пресыщения и разочарования. На вершине горы священного козла посещает видение, и рождается посвященный. В других книгах символами являются козел, крокодил и единорог.

Один миф делает акцент на схождении в ад ради освобождения человечества (в лице истязаемого Прометея). Другой больше внимания уделяет Керберу; одни говорят, что он был убит, другие — что он был доставлен на поверхность Земли. Мы предлагаем эти варианты на рассмотрение читателя, чтобы он сам определил их духовное значение.

Можно вспомнить, что согласно символу веры ставший Христом Иисус "спускался в ад". Почему? Наверняка потому, что его всевключающая любовь относилась и к так называемым "потерянным душам", ведь нам говорят, что Христос будет заботиться о человечестве, пока последний из "малых сих" не возвратится домой.

И кто мы такие, чтобы толковать "подпись Бога"? Со смирением мы предлагаем эти вопросы для размышления. Сказано, что человек Козерога на коленях предлагает сердце и жизнь душе, и только после этого, когда он самопосвящен, можно доверить ему тайны жизни и высших сил.


Толкования подвига в Козероге

Двое врат обладают особым значением: Рак, врата в то, что мы ошибочно зовем жизнью, и Козерог, врата в духовное царство. Козерог — это врата, через которые мы наконец проходим, когда больше не отождествляем себя с формальной стороной существования, но становимся отождествленными с духом. Вот что значит быть посвященным.

Посвященный — это человек, сознание которого больше не размещается в уме, желаниях или физическом теле. Он может использовать их, если так решит, и он делает это, чтобы помочь всему человечеству, но это не то, на чем сосредоточено его сознание. Оно сфокусировано на том, что мы зовем Душой, на том аспекте нас, который свободен от формы. Это в сознании души мы наконец начинаем действовать в Козероге, узнаём себя как посвященных и вступаем в два великих универсальных знака служения человечеству. Интересно, что в Водолее мы символически имеем дело с животными в целом, поскольку в этом знаке Гераклу пришлось чистить скотный двор Авгия — его первая работа в качестве мирового ученика. Но в Рыбах он покоряет теперь уже не быка, а всех быков, неся в наше сознание идею универсальности мировой работы, группового сознания, всеобщего сознания и универсального служения.

Если вы родились в знаке Козерога, пожалуйста, не думайте, что вы посвященный. Нам следует обратить особое внимание на чувство пропорции и статус эволюции. Очень часто стремящиеся или страдают от комплекса неполноценности, чувствуя себя ни на что не способными, или же имеют преувеличенное представление о собственной значимости; они ощутили прикосновение сознания Души, пока лишь очень малое, но считают, что это всё и раздуваются от важности. Им явно не хватает чувства пропорции.

Этот знак символизирует третье посвящение, первое из главных посвящений. У Матфея в 17 главе мы читаем, что Христос взял трех учеников, Петра, Иакова и Иоанна, на высокую гору и там преобразился перед ними. Они пали ниц, и Петр сказал: "Давайте построим три хижины". В индуистской философии это называется "посвящение человека, который строит свою хижину". Петр, камень или фундамент, есть символ физического тела. Иаков, обманщик, символизирует эмоциональную природу, источник всего наваждения. Иоанн символизирует ум, его имя означает "Господь сказал". Здесь вы видите символизм трех аспектов личности, лежащих ниц перед Христом во Славе в Козероге в момент Преображения.


Значения Знака

Это знак козла; сверхчеловеческий знак, универсальный и безличный. До сих пор все подвиги Геракла были связаны с его собственным освобождением. Теперь же мы подходим к трем знакам, которые не имеют отношения к его личным достижениям. Он свободен. Он посвященный, мировой ученик. Он вновь и вновь проходил круг Зодиака, усваивая все уроки знаков и взошел на гору посвящения; он прошел Преображение; он совершенно свободен и поэтому может работать универсальным образом над задачами, которые не имеют к нему лично никакого отношения. Он работает как сверхчеловеческое существо в человеческом теле. Великие стадии развития на Пути расширения, которые мы именуем посвящениями, регистрируются в мозгу, и никто вам о них не скажет. Я никогда не встречала истинного посвященного, который охотно бы признавал, что он посвященный, никогда. Признак посвященного — молчание. Козерог — печальный знак, знак крайнего страдания и одиночества, ведь это тоже признаки посвященных.

Безличность основана на фундаментальных достижениях личности. Вы должны испытать ужасно сильную привязанность, прежде чем узнаете смысл безличности. Это парадокс, но нет никакого достижения в том, чтобы быть безличным, если нет соблазна быть личностным. Та безличность, которую мы должны развивать в себе — это расширение личной любви, которую мы чувствуем к отдельной личности, к своей семье, своему кругу друзей, до точно такого же отношения к человечеству, но она не имеет ничего общего с сентиментальностью. Мы можем любить всё человечество, потому что знаем значение личной любви, и должны давать каждому такую же любовь, которую мы даем нашим близким. Безличность не означает отстранения, окружения себя стенами; это любовь ко всем, потому что мы способны видеть людей такими, каковы они есть на самом деле, с их недостатками, неудачами, достижениями — со всем, что делает их именно такими, но при этом все равно любить. В "Правилах Дороги" написано: "Каждый видит и знает подлость каждого. И все-таки после этого великого открытия мы не отвращаемся и не отталкиваемся друг от друга". Это то состояние, которого нужно добиться в Козероге. То, что мы должны развить в себе, не дается ни очерствением сердца, ни обособленностью от всех, ни возведением себя на пьедестал.

Мировой ученик делает не только то, что сделал Геракл, — спускается в ад, чтобы победить Кербера, — но постоянно работает среди людей, будучи заинтересован в своих собратьях. Он безличен. Я часто думаю, не относится ли эта безличность скорее к нам самим, чем к другим людям. Мы говорим о том, чтобы быть безличными в наших делах. Если бы мы были совершенно безличны к себе самим, наше отношение к другим людям было бы как раз таким, каким нужно.


Созвездия

Со знаком Козерога связаны три созвездия. Одно называется Стрела. Оно не имеет отношения к знаку Стрельца, в котором находится лучник со стрелой, посредством которой достигающий стремящийся пронзает личность. Здесь же у нас Стрела, которая приходит из космического источника, пронзая сердце Сына Бога, называемого Христос, самого близкого нам из великих мировых Спасителей, "человека горестей, знакомого со скорбью". Он был пронзен космической стрелой.

Еврейское название этой стрелы значит "покинутый", и путь, по которому идет каждый ученик, обязательно одинок. Путь посвященного еще более одинок. Путь же Спасителя мира самый одинокий из всех. Я думаю, что это положение будет облегчено. На протяжении веков происходили поразительные явления Спасителей, то здесь, то там. Вы когда-нибудь думали об их одиночестве? У них не было никого, кто бы их понимал. Возможно, они были канонизированы через сотни лет после смерти. Но теперь столько стремящихся, столь многие уже на пути ученичества, что, может быть, групповое сознание, которое начинает проявляться в мировых делах, приведёт скорее к групповому одиночеству, чем к индивидуальному.

Орел считается столь же близко относящимся к Козерогу, как и к Стрельцу. Это птица Света (символ высшего аспекта человека), проявляющаяся как душа (второй аспект), которая достигла.

В Дельфине мы имеем очень интересное созвездие, содержащее удивительный символизм. В древнем Зодиаке оно изображено как полная жизни рыба, выпрыгивающая из воды на воздух и играющая. Это символ Сына Божьего, который, следуя Закону, принимает форму и живет и в воде, и в воздухе; а поскольку он больше не связан физическими законами, то может играть с силами природы. Мы уже начинаем узнавать об этих силах, но пройдет еще некоторое время, пока Дельфин приобретёт личное значение для нас.


Восхождение на гору

Козерог рассказывает нам о восхождении на гору и о сошествии в ад. Есть три великих восхождения каждой души. Масонство в течение веков хранило эту традицию. Сначала идет поднятие материи в небеса. Мы наблюдаем это в Деве. Затем следует поднятие психической природы из-под диафрагмы. Вы больше не эмоциональны и не эгоцентричны, не живете солнечным сплетением, но сосредоточены в сердце и сознаете себя частью группы, ваши чувства и желания соотносятся с группой.

Вы больше не живете в животной природе, заинтересованные творчеством лишь на физическом плане, но становитесь духовным существом, работающим в ментальной материи. Вас больше не держит форма, вы так с ней поработали, что подняли её к своему головному сознанию, а из головы вы контролируете ваши горло, сердце, солнечное сплетение и каждую часть тела. Вы делаете это не путем концентрации на них, не размышлением о них, но живя как сознательный Сын Божий, восседающий на "троне между бровей", в центре аджна, как его называют индусы (или в гипофизе). Это второе великое вознесение.

Заключительное вознесение отмечает освобождение посвященного очень высокого уровня, который сознательно становится мировым Спасителем. Но именно над вторым вознесением, поднятием низшей психической природы, мы должны работать, чтобы каждое желание, настроение и эмоция были подняты в "небо".


Подготовка к сошествию в Аид

Три вещи должен был сделать Геркал перед сошествием в ад. Порядок их следования интересен. Сначала Геракл должен был очистить себя. Геракл, Сын Божий, который восторжествовал, прошел Преображение и собирался сойти в ад для работы — и вдруг повеление очистить себя! А он-то думал, что так чист! Как он проходил процесс очищения, в мифе не говорится, но мне представляется, что он должен был продемонстрировать свободу от раздражительности и эгоизма в том неинтересном ему круге, в котором он жил как человеческое существо. В оккультизме существует правило, что если, находясь на лестнице посвящения, ты не можешь жить чисто в своем домашнем кругу, от тебя не будет пользы ни на небесах, ни в аду. Что я подразумеваю под чистотой? Мы широко используем это слово в физическом смысле, но "чистота" на самом деле есть свобода от ограничений материи. Если я хоть в каком-то смысле подчинен — пусть даже собственным умом, который есть форма тонкой материи — я не чист. Так что Геракл должен был очиститься.

Затем мы читаем, что он должен был быть посвящен в мистерии. Насколько я сама способна это понять (а я могу и ошибаться), это значит, что вы должны пройти через свой собственный личный ад, прежде чем сможете пройти через ад вселенский. Вы переживаете ужасное время в вашей собственной жизни и получаете посвящение, проходя через собственный ад. Вы постигаете природу всеобщего через индивидуальный опыт; лишь это — осознание. Вы не можете научиться понаслышке.

Как случалось в мифах и раньше, Геракл должен был задержаться и совершить акт служения, прежде чем взяться за Кербера. Он увидел двух связанных людей, на которых нападало стадо. Он должен был спасти их перед тем, как сможет достойно встретить свою собственную проблему. Для посвященного сначала всегда служение; и приходится отложить намеченное, если кто-то нуждается в помощи. Так всегда поступают посвященные, потому что это основано на групповом сознании.


Символ Кербера

Трехглавый пес Кербер с его ужасающим лаем, со змеями, растущими повсюду из его тела и змеями вместо хвоста, был стражем Аида. Три головы символизируют ощущения, желания и благие намерения. Именно привязанность к ощущениям толкает человечество в разные стороны, чтобы удовлетворить голод в экономическом мире или желание счастья в мире удовольствия. Мощные импульсы ощущений необходимы, чтобы держать ум занятым. Средняя голова была первой схвачена Гераклом, потому что это было самым важным, поскольку в основе всех ощущений лежит желание; это то, что желание хочет выразить, чтобы получить удовлетворение во внешнем мире. Третья голова — это благие намерения, которые не были выполнены. Так что в центре вы видите желание, с одной стороны расположено ощущение, олицетворяющее все импульсы, а с другой стороны расположена третья голова благих намерений, не продуманных до конца и так и не выполненных, о которых давно было сказано: "ад вымощен благими намерениями".

Хвост из змей олицетворяет все иллюзии, которые мешают прогрессу духовной жизни; ту материальность, которая удерживает нас внизу, ту низшую психическую природу, что вызывает такие разрушения; страх во всех отношениях, страх неудачи, удерживающий столь многих от деятельности и питающий лишь инертность — великую ошибку, как нам говорят, стремящихся и учеников.

Геракл схватил Кербера за среднюю голову и победил его, потому что все солнечные боги заняты проблемами человечества, потому что в одиночку они спускаются в ад, чтобы спасти человечество; оттого все солнечные боги рождаются в знаке Козерога.

(Лекция А.А.Б., сокращенная и отредактированная).


Эпилог

Великий поворот в Козероге кратко выражен двумя девизами. На обычном колесе они таковы: "И Слово сказало: пусть честолюбие правит и пусть дверь будет широко открыта". В этом ключ к эволюционному побуждению и к тайне перевоплощения. (Тибетец). Когда на смену и земному, и духовному честолюбию приходит истинное чувство реальности, человек может искренне сказать: "теряясь в свете превышнем, всё же к этому свету я обращаюсь спиной". Так идет мировой ученик, посвященный в Козероге, по своему пути, чтобы послужить человечеству в Водолее. В нем он очищает Авгиевы конюшни (от кармы всех прошлых ошибок и невежества, Обитателя Порога) и таким образом в Рыбах становится мировым Спасителем. Мы помним, что последним деянием Христа на его пути в Гефсиманский сад, а оттуда на Голгофу, было омовение ног своим ученикам.

Кто-то сказал: "Христианство не провалилось, его просто никогда не пробовали". Готовы ли мы теперь, два тысячелетия спустя, действительно попытаться, как индивидуально, так и группами? Такая работа сделает возможным второе пришествие Христа, а также подготовит человечество, чтобы оно смогло узнать его и выдержать качество эманаций, сопровождающих его явление.

(Из "Эзотерической астрологии", с. 153-174)


Пусть каждый человек помнит, что судьба человечества несравненна и что она во многом зависит от его желания сотрудничать в этой необыкновенной задаче. Пусть человек помнит, что Закон Жизни состоит и всегда состоял в борьбе и что борьба ничуть не потеряла своего накала, переместившись с физического плана на духовный. Пусть он помнит, что его собственное достоинство, его благородство как человека, должны произрастать из его усилий освободиться от своих пут и подчиняться своим глубоким стремлениям. А более всего, пусть он никогда не забывает, что в нем есть искра Божья, только в нем, и что он может или не обращать на нее внимания, убить её, или же приблизиться к Богу, показав свою готовность работать с ним и для него.

Граф де Ноуи


Дальше
Оглавление