ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ЖИЗНЕННОЕ НАЧАЛО

существа органические и неорганические — Жизнь и смерть — Ум и инстинкт

§ 15. СУЩЕСТВА ОРГАНИЧЕСКИЕ И НЕОРГАНИЧЕСКИЕ

+ Органические существа суть те, кои имеют в себе источник сокровенной деятельности, сообщающий им жизнь; они рождаются, растут, воспроизводят себе подобных и умирают: они наделены особыми органами для выполнения различных жизненных актов, и органы эти применены к потребностям их для их сохранения. Они включают в себя людей, животных и растения. Неорганические существа суть все те, что не обладают ни жизненностью, ни собственными движениями и образованы лишь соединением материи; таковы минералы, вода, воздух и т. д.

60. Одна ли и та же сила соединяет элементы материи в органических телах и телах неорганических?

“Да, закон притяжения один для всех.”

61. Есть ли разница между материей тел органических и материей тел неорганических?

“Это все та же материя, но в органических телах она оживотворена.”

62 Какова причина оживотворения материи?

“Ее соединение с жизненным началом.”

63. Жизненное начало, находится ли оно в каком-то непосредственном проводнике, или же оно лишь свойство организованной материи? словом, причина оно или следствие?

“Оно и то и другое. Жизнь есть следствие, вызываемое действием некоего проводника на материю; этот проводник без материи не есть жизнь, так же как материя не может жить без этого проводника. Он сообщает жизнь всем существам, поглощающим и усваивающим его.”

64. Мы поняли, что дух и материя суть два образующих элемента Вселенной: составляет ли жизненное начало третий такой элемент?

“Это, без сомнения, один из элементов, необходимых для образования Вселенной, но сам он имеет свой источник в видоизмененной вселенской материи. Он есть элемент для вас, как кислород и водород, которые, однако, не суть первоначальные элементы, ибо все это исходит из одного и того же начала.”

Похоже, из этого следует, что жизненность не имеет своего начала в каком-либо конкретном первичном проводнике, но в особом свойстве вселенской материи, вызванном некоторыми модификациями?

“Это следствие того, что мы уже сказали.”

65. Жизненное начало, помещается ли оно в одном из известных нам тел?

“Оно имеет свой источник ,во вселенском флюиде; это то, что вы называете „магнетическим или электрическим оживотворенным флюидом". Он посредник, связка между духом и материей.”

66. Жизненное начало, одинаково ли оно для всех органических существ?

“Да, слегка измененное для разных видов. Это то, что дает им движение и активность, отличая их от инертной материи; • ибо движение материи не есть жизнь; материя получает это движение, но не дает его.”

67. Жизненность, является ли она постоянным свойством жизненного проводника или развивается лишь работою органов?

“Она развивается лишь с телом. Разве не сказали мы, что этот проводник без материи не есть жизнь? Нужно соединение двух вещей, чтобы произвести жизнь.”

Можно ли сказать, что жизненность находится в состоянии непроявленном, когда жизненный проводник не соединен с телом?

“Да, так оно и есть.”

+ Совокупность органов образует своего рода механизм, получающий импульс своей внутренней активности, или жизнещюе начало, существующее в них. Жизненное начало есть движущая сила органических тел. В то время как жизненный проводник передает импульс органам, действие органов поддерживает и развивает активность жизненного проводника, наподобие того, как трение производит теплоту.


§ 16. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ

68. Какова причина смерти у существ (органических)?

“Истощение органов.”

— Можно ли сравнить смерть с остановкой движения в разлаженной машине?

“Да, если машина плохо собрана, двигатель выходит из строя; если тело немощно, жизнь уходит из него.”

69. Почему повреждение сердца в большей мере, чем поврежденье каких-либо других органов, причиняет смерть?

“Сердце есть жизненная машина: но сердце не единственный орган, повреждение коего обусловливает смерть: оно — лишь одна из основных пружин.”

70. Что делается с материей и жизненным началом органических существ при их смерти?

“Мертвая материя разлагается и составляет новые органические тела: жизненное начало возвращается в свой источник.”

+ При смерти, органического существа составляющие его элементы вступают в новые сочетания и составляют новые существа: последние черпают во вселенском источнике жизненное и деятельное начало, поглощают и усваивают его, чтоб вернуть его в этот источник, когда они перестанут существовать.

Органы, так сказать, пропитаны жизненным флюидом. Флюид этот сообщает всем частям организма деятельность, осуществляющую их сближение при некоторых повреждениях и восстанавливающую временно прерванные функции. Но когда разрушены либо же претерпели вырождение элементы, главные в работе органов, жизненный флюид оказывается не в состоянии передать им движение жизни, и существо умирает.

Органы более или менее влияют друг на друга; их взаимное действие объясняется согласованностью (гармонией) их целого. Когда какая-либо причина разрушает эту гармонию, функции их приостанавливаются, как движение механизма, части коего повреждены. Так происходит с часами, когда они изнашиваются со временем или случайно разбиваются — движущая сила оказывается беспомощной привести их в движение.

Более точный образ жизни и смерти имеем мы в электрическом аппарате. Этот аппарат таит в себе электричество, как все тела природы, в непроявленном состоянии. Электрические явления проявляются, лишь когда флюид приведен в действие какой-либо особой причиною: тогда можно сказать, что аппарат живет. Исчезла причина деятельности, явление прекратилось: аппарат вернулся в неживое состояние. Органические тела, таким образом, подобны электробатареям или электроаппаратам, в коих деятельность флюида производит явление жизни: прекращение этой деятельности производит смерть.

Количество жизненного флюида довольно ограничено у всех органических существ: оно меняется по родам и не постоянно как в том же индивиде, так и в индивидах одного рода. Есть такие, которые, так сказать, насыщены им, тогда как у других его едва хватает на самые насущные жизненные акты; отсюда для некоторых из них большая жизнеспособность, жизнь более деятельная и некоторым образом изобильная.

Количество жизненного флюида может истощиться: его может стать недостаточно для поддержания жизни, если она не обновляется поглощением и усвоением веществ, содержащих его.

Жизненный флюид передается от одного индивида к другому. Тот, у кого его больше всего, может передать его тому, у кого его всего меньше, и в некоторых случаях вернуть жизнь, готовую угаснуть *.

 

_____________
* Смотрите также йогическое учение о пране. (И. Р.)


§17. УМ И ИНСТИНКТ

71. Является ли ум одним из атрибутов жизненного начала?

“Нет, потому что растения живут и не думают: они обладают лишь органической жизнью. Ум и материя независимы друг от друга, поскольку физическое тело может жить без ума; но ум может проявиться лишь с помощью матерьяльных органов; необходим союз с духом для того, чтобы оразумить оживотворенную материю.”

+ Ум есть особое свойство, присущее некоторым классам органических существ и дающее им, вместе с мыслью, волю к действию, сознание своего существования и своей индивидуальности, равно как и средства установления отношений с внешним миром и возможность удовлетворять свои потребности.

Можно, таким образом, различать три класса живых существ: 1. неодушевленные существа, образованные одной материей, без жизненности и ума: это грубые, низкоорганизованные тела: 2. одушевленные недумающие существа, образованные материей и одаренные жизненностью, но лишенные ума; 3. одушевленные думающие существа, образованные материей, одаренные жизненностью и обладающие, сверх того, разумным началом, сообщающим им способность мышления.

72. Каков источник ума?

“Мы сказали это: вселенский ум.”

— Можно ли сказать, что каждое существо черпает некоторую порцию ума во вселенском источнике и усваивает ее так же, как оно черпает и усваивает начало матерьяльной жизни?

“Это не более чем сравнение, неточное к тому же, поскольку ум есть способность, свойственная каждому существу и составляющая -его нравственную индивидуальность. Впрочем, как вам известно, есть вещи, которые не дано постичь человеку, и эта пока что из их числа.”

73. Инстинкт, независим ли он от ума?

“Нет, не совсем так, ибо это есть род ума. Инстинкт есть нерассуждающий ум; через него все существа удовлетворяют свои потребности.”

74. Можно ли провести некую разграничительную черту между инстинктом и умом, т. е. определить, где кончается один и начинается другой?

“Нет, ибо зачастую они сливаются: но вполне можно различить, какие действия относятся к инстинкту, а какие принадлежат уму.”

75. Можно ли сказать, что инстинктивные свойства уменьшаются по мере того, как возрастают свойства умственные?

“Нет, инстинкт существует всегда, но человек пренебрегает им. Инстинкт может вести и ко благу; он ведет нас почти всегда, и порою более верно, нежели рассудок; он никогда не заблуждается.” Почему разум не всегда безупречный водитель?

“Он был бы безупречен, если бы не был извращен дурным воспитанием, гордыней и эгоизмом. Инстинкт не рассуждает: разум оставляет возможность выбора и наделяет человека свободою воли”

+ Инстинкт есть зачаточный ум, отличающийся oi собственно ума тем, что его проявления почти всегда самопроизвольны, стихийны, тогда как проявлению ума суть последствия некоторой умственной операции и мыслительного акта.

Инстинкт видоизменяется в своих проявлениях по родам живых существ и в зависимости от их потребностей. У существ, обладающих сознанием и постижением вещей внешних, он сливается с умом, т. е. с волею и свободою *.

_________
* Смотрите также “Хатха-Йогу” Йога Рамачараки, главы “Наш друг — жизненная сила”, “Творение Божественного зодчего”, “Забота йогов о физическом теле”. (И. P.)