СПИРИТИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ

Глава XXXI из "Книги Медиумов", составленной Алланом Кардеком

В этой главе мы соединили несколько самопроизвольных сообщений, служащих к дополнению и подтверждению начал, заключающихся в этой книге. Мы могли бы представить их гораздо больше, но ограничиваемся теми, которые более относятся к будущности спиритизма, к медиумам и к собраниям. Мы представляем их здесь как поучения и как образец истинно серьезных сообщений. В заключение же прилагаем несколько сообщений апокрифических, сопровождаемых примечаниями, обнаруживающими подлог.


О СПИРИТИЗМЕ

I

"Имейте доверие к благости Божьей и будьте настолько проницательны, чтобы понять приготовления к новой жизни, которую он назначает вам. Правда, вам не дано будет насладиться ею в настоящем существовании, но не будете ли вы счастливы, если и не возвращаясь более на землю, увидите свыше, что начатое вами дело развивается перед вашими взорами? Вооружитесь твердой верой и не пугайтесь препятствий, которые, по-видимому, должны восстать против сооружения здания, основанного вами. Фундамент его прочен. Мужайтесь же, строители. Трудитесь, созидайте, Бог увенчает ваш труд. Но не забывайте, что Христос не признает учениками Своими тех, у кого любовь только на устах. Недостаточно верить, надо подавать пример доброты, благосклонности и бескорыстия. Без этого вера ваша будет для нас бесплодна".

Св. Августин


II

"Высокий дух присутствует при всех трудах, которые вскоре должны открыть новую эру обновления и усовершенствования, предсказываемую вам духовными путеводителями вашими. Если, действительно, вы бросите взгляд ваш независимо от спиритических явлений на современные события, то увидите тотчас предзнаменования, которые говорят, что предсказанные времена наступили.

Сообщения устанавливаются между всеми народами. Материальные преграды уничтожены, нравственные препятствия, мешающие их соединению, предрассудки политические и религиозные сгладятся быстро, и царство братства восстановится, наконец, на прочных и непоколебимых началах. Заметьте, что в настоящее время цари, побуждаемые невидимой рукой, сами предпринимают начала реформ: а реформы, начинающиеся сверху, совершаются быстрее и всегда прочнее тех, которые начинаются снизу и исторгаются силою.

Несмотря на предрассудки детства и воспитания, несмотря на прежние верования, я предчувствовал настоящую эпоху. Я счастлив этим и счастлив тем еще, что могу сказать вам? братья, мужайтесь, трудитесь для себя и для будущности вашего потомства. Работайте в особенности над своим личным улучшением, и вы насладитесь в следующем существовании блаженством, о котором вам так же трудно составить себе представление, как мне дать вам понятие о нем".

Шатобриан


III

"Я думаю, что спиритизм есть философское изучение тайных причин, внутренних движений души, мало или вовсе не определенных до сих пор. Он больше объясняет, чем открывает новый горизонт. Воплощение и испытания, которым подвергаются прежде достижения высочайшей цели, не составляют открытия, а только важное подтверждение. Я поражен истинами, которые средство это делает очевидным. Я с намерением говорю средство, потому что, по-моему, спиритизм есть рычаг, устраняющий преграды ослепления.

Нравственные вопросы не тронуты еще. Разбирают политику, которая двигает общественные интересы, рассматривают интересы частные, спорят с жаром, нападая или защищая личности. Системы имеют своих приверженцев и противников. Но нравственные истины, составляющие пищу души, пищу жизни, оставлены в пыли, накопившейся веками. Все усовершенствования полезны в глазах толпы, кроме усовершенствования души. Ее воспитание ее возвышение, есть мечты, годные лишь для того, чтобы занимать свободное время священников, поэтов и женщин, как мода или как поучение.

Если спиритизм воскресит спиритуализм, то он возвратит обществу стремление, которое даст одним внутреннее достоинство, другим безропотную покорность, всем же — потребность возвышаться к Высочайшему существу, забытому и не признанному своими неблагодарными творениями".

Ж.-Ж. Руссо


IV

"Если Бог посылает духов для просвещения людей, то это для того, чтобы открыть им их обязанности, чтобы указать им путь, который может сократить время их испытаний и тем ускорить их возвышение. Подобно тому, как плод созревает мало-помалу, так и человек лишь постепенно достигает совершенства.

Но рядом с добрыми духами, желающими вам добра, есть духи несовершенные, которые желают вам зла. В то время, как одни побуждают вас идти вперед, другие удерживают вас. Вы должны напрягать все ваше внимание, чтобы различать их. Это нетрудно: старайтесь понять только, что все происходящее от доброго духа не может вредить никому и что все дурное непременно происходит от злого духа. Если вы не слушаете мудрых советов духов, желающих вам добра, если оскорбляетесь истинами, которые они вам говорят, то очевидно, что вы находитесь под влиянием злых духов. Одна лишь гордость ваша мешает вам видеть себя такими, какие вы есть, но сами вы не видите этого, это за вас видят другие, и, таким образом, вы подвергаетесь осуждению людей, которые смеются над вами, а также и духов".

Домашний дух.


V

"Ваше учение прекрасно и свято. Первый отпрыск посажен и посажен прочно. Вам остается только идти вперед. Путь, открытый перед вами, обширен и величествен. Счастлив тот, кто достигнет пристани. Чем больше он приобретет последователей, тем больше будет награжден. Но для этого недостаточно принять учение холодно. Надо заняться им с жаром. Жар этот не охладеет, потому что Бог всегда с вами, когда вы делаете добро. Все те, которых вы приведете к нему, будут овцы, возвращенные в стадо, бедные, заблудшие овцы. Поверьте, что у самого закоренелого скептика, у самого упорного атеиста, у самого неверующего, наконец, всегда есть в сердце уголок, который он желал бы скрыть от самого себя. Итак, отыскивайте этот уголок. Действуйте на эту слабую сторону человека. Это полуоткрытая дверь, нарочно оставленная Богом, чтобы облегчить творению средство возвратиться в Его святое лоно".

Св. Венедикт


VI

"Не пугайтесь ни препятствий, ни состязаний. Не мучьте никого своей настойчивостью. Убеждение придет к неверующим не иначе, как вследствие вашего бескорыстия, снисходительности и вашей любви ко всем без исключения.

Остерегайтесь в особенности стеснять свободу мнений, даже словами или публичными доказательствами. Чем скромнее вы будете, тем скорее вас оценят. Пусть никакое личное побуждение не заставляет вас действовать, и вы найдете в вашей совести привлекающую силу, которую дает только одно добро.

Духи, по велению Бога, трудятся для пользы всех без исключения. Поступайте и вы, спириты, точно так же".

Св. Людовик.


VII

"Какое учреждение человеческое, даже Божественное, не имело препятствий и расколов, с которыми нужно было бы бороться? Если бы существование вашей доктрины было жалкое и непрочное, на вас не нападали бы, зная, что рано или поздно учение это должно пасть само собою. Но так как его жизненность сильна и деятельна, так как корни спиритизма крепки, то противники ваши угадывают, что дереву этому суждено жить долго. Поэтому они пытаются поднять на него секиру. Что же сделают эти завистники? Отсекут самое большое несколько ветвей, которые вырастут с новой силой и будут крепче прежнего".

Канинг.


VIII

"Я поговорю с вами о твердости, которую вы должны иметь в ваших спиритических занятиях. Рассуждение об этом предмете вам было уже дано. Советую вам изучить его сердцем и применить его к себе, потому что, подобно св. Павлу, и вы подвергнетесь мучениям, только не тела, а духа. Неверующие фарисеи настоящего времени будут вас осуждать и поносить. Но не страшитесь ничего. Это будет испытание, которое вас укрепит, если вы сумеете положиться во всем на Бога. Вы увидите впоследствии, что ваши усилия увенчаются успехом. Это будет великим торжеством для вас в день вечности, кроме того, что и в этом мире составит утешение для тех, кто лишился родных и друзей. Знать, что они счастливы, что можно с ними сообщаться, есть уже блаженство. Идите же вперед, исполняйте миссию, возлагаемую на вас Богом, и она вменится вам в заслугу, когда вы явитесь перед лицом Всемогущего".

Канинг.


IX

"Я явлюсь к вам, чтобы принести истину и рассеять мрак. Слушайте меня. Спиритизм, как некогда слово мое, должен напомнить материалистам, что и над ними царствует непреложная истина: Бог всеблагой, Бог великий, который повелевает прозябать растению и воздымает волны.

Но люди неблагодарные совратились с пути прямого и широкого, ведущего в царствие Отца, и заблудились в тернистых стезях несчастия. Но Отец не хочет истребить род человеческий. Он хочет спасти вас, но не через пророков уже и не через апостолов. Он хочет, чтобы все вы, живые и мертвые, т. е. мертвые телом только, потому что смерть не существует, сами помогали друг другу, и чтобы голоса тех, коих нет уже с вами, раздавались еще, взывая к вам; молитесь и веруйте, ибо смерть есть воскресение, а жизнь — избранное испытание, во время которого возделываемые вами добродетели должны расти и развиваться, подобно кедру.

Верьте голосам, которые вам отвечают: это души людей, вызываемых вами. Я редко сообщаюсь сам: но мои друзья, бывшие свидетелями моей жизни и моей смерти, являются божественными исполнителями поведении моего Отца.

Люди слабые, верующие лишь в заблуждение своего ничтожного ума, не гасите светильника, который божественное милосердие дает вам в руки, чтобы осветить ваш путь и возвратить вас, дети заблудшие, в лоно Отца вашего.

Истинно говорю вам, верьте в разнообразие и многочисленность духов, окружающих вас. Я слишком тронут вашими бедствиями, вашей безмерной слабостью, чтобы не протянуть руку помощи несчастным, которые ради неба падают в бездну заблуждений. Веруйте, любите, понимайте открываемые вам истины, не смешивайте плевел с хорошим зерном, систем с истинами.

Спириты, любите друг друга, вот первый совет; просвещайтесь — вот второй. Все истины заключаются в христианстве. Укоренившиеся заблуждения происходят от людей. И вот из-за пределов гроба, казавшегося вам небытием, вы слышите голоса, взывающие к вам: Брат, ничто не погибнет; Иисус Христос победил зло. Будьте же вы победителями нечестия".

Это сообщение получено через одного из лучших медиумов Парижского спиритического общества и подписано именем, которое мы из уважения к нему решаемся печатать не иначе, как с величайшей осторожностью, так велика была бы милость его тождества и потому, что часто злоупотребляли им в сообщениях, явно подложных. Мы нимало не сомневаемся, что Он может проявляться. Но если духи, истинно высшие, проявляются только при обстоятельствах исключительных, то рассудок запрещает нам думать, чтобы дух, чистый по преимуществу, отвечал на вызов первого обратившегося к нему. Во всяком случае было бы святотатством приписывать ему язык, недостойный его.

Вследствие этих рассуждений мы всегда избегали публиковать такие сообщения, и полагаем, что надо весьма осмотрительно печатать сообщения этого рода, которые кажутся тождественными одному самолюбию только и которых наименьшее неудобство состоит в том, что они могут служить оружием для противников спиритизма.

Как мы сказали уже, чем возвышеннее дух, тем с большим недоверием должно принимать его имя. Надо иметь слишком много гордости, чтобы надеяться обладать преимуществом относительно их сообщений и считать себя достойным говорить с ними, как с равными себе. В вышеприведенном сообщении мы удостоверяем только одно — это неоспоримую возвышенность языка и мыслей, предоставляя каждому судить о том, подтверждает ли оно действительность имени, которым может быть подписано.


О МЕДИУМАХ

X

"Все люди — медиумы. У всех есть дух, направляющий их к добру, когда они умеют слушать его. Теперь, когда некоторые сообщаются с ним прямо, посредством особенного медиумизма, а другие слышат его только голосом сердца и рассудка, то это, во всяком случае, их домашний дух, подающий им советы.

Назовите его духом или разумом, это все-таки будет голос, отвечающий вашей душе и диктующий вам добрые мысли. Только вы не всегда понимаете их. Не все умеют следовать советам разума, не того разума, который пресмыкается, теряясь среди материальных и грубых интересов, но того, который возвышает человека превыше его самого и переносит его в область неизвестного. Это священное пламя, вдохновляющее артистов и поэтов; божественная мысль, возвышающая философа; порывы, увлекающие людей и народы; разум, которого толпа не понимает, но который возвышает человека и приближает его к Богу более, чем всякое другое создание; рассудок, умеющий вести его от известного к неизвестному и побуждающий его к самым возвышенным поступкам.

Повинуйтесь же этому внутреннему голосу, этому доброму гению, который беспрестанно говорит вам, и вы постепенно достигнете того, что будете понимать вашего ангела-хранителя, протягивающего вам руку помощи с высоты небес. Повторяю снова, что внутренний голос, говорящий вашему сердцу, есть голос добрых духов, и с этой-то точки зрения все люди медиумы".

Канинг.


XI

"Дар медиумизма столь же древен, как и мир. Пророки были медиумы. Элевсинские таинства основались на медиумизме. Халдеи и ассирияне имели своих медиумов. Сократ был руководим духом, который внушал ему дивные правила его философии, он слышал его голос. У всех народов были свои медиумы, и вдохновения Жанны Д'Арк были не что иное, как голоса благодетельных духов, руководивших ею. Этот дар, распространяющийся в настоящее время, сделался реже в средние века, но не прекращался никогда. Сведенборг и его последователи имели многочисленную школу.

Франция последних веков, насмешливая и занятая философией, которая, желая разрушения, злоупотреблением религиозной нетерпимостью подавляла под видом смешного все, что было идеально. Франция должна была отдалить спиритизм, который не переставал существовать на севере.

Бог допустил эту борьбу положительных идей с идеями спиритуализма, потому что фанатизм сделал себе оружие из последних. В настоящее время, когда успехи промышленности и наук развили стремление к благосостоянию до такой степени, что материальные склонности сделались первенствующими, Бог хочет, чтобы духи снова обратились к интересам души, чтобы совершенствование человека нравственного сделалось тем, чем оно должно быть, т. е. конечной целью жизни. Дух человеческий идет своим путем, развиваясь постепенно и мало-помалу обнимая все, что составляет видимую и невидимую вселенную, всякий прогресс приходит в свое время, прогресс нравственного развития настал для человечества; он не совершится еще в ваше время; но благодарите Бога и за то, что вы присутствуете при появлении этой благословенной зари".

Петр Жути (отец медиума)*.

_________
* Контрольный дух, проявившийся у одного из медиумов того времени. Асгарта.


XII

"Бог возложил на меня миссию заботиться о верующих, которых Он одарил медиумизмом. Чем больше милостей получают они от Всевышнего, тем более подвергаются опасностям, и эти опасности тем важнее, чем возникают из самых милостей, даруемых им Богом. Способности, которыми пользуются медиумы, доставляют им похвалы людей. Это их камень преткновения. Эти медиумы должны бы помнить свою прежнюю неспособность, но они забывают о ней и то, чем они обязаны одному Богу, приписывают своему собственному достоинству. Что же выходит из этого? Добрые духи их оставляют. Они делаются жертвой злых духов и не имеют более путеводителя, который направлял бы их. Чем больше развивается способность их, тем более стараются они приписывать себе заслуги, пока, наконец, Бог чтобы наказать их, лишает их этой способности, сделавшейся гибелью для них.

Я не перестану напоминать вам, что вы должны поручать себя покровительству вашего ангела-хранителя, чтобы он помогал вам остерегаться самого страшного врага вашего — гордости. Помните всегда, вы, которые имеете счастье быть посредниками между духами и людьми, что без опоры вашего божественного учителя вы будете наказаны строже, потому что вам даровано больше милостей.

Надеюсь, что это сообщение принесет свои плоды, и желаю, чтобы оно помогло медиумам предохранять себя от камня преткновения, о который они могут разбиться. Этот камень, повторяю вам, есть гордость".

Жанна д'Арк.


XIII

"Когда вы пожелаете получать сообщения добрых духов, вам необходимо приготовить себя к этой милости сосредоточением, святыми намерениями и желанием делать добро с целью общего прогресса. Помните, что эгоизм есть причина замедления всякого развития. Не забывайте, что если Бог позволяет некоторым из вас получать вдохновение детей своих, которые своим поведением сумели заслужить счастье — понимать Его бесконечную благость, то это потому, что Он желает, по нашей просьбе и согласно с вашими добрыми намерениями, дать вам средство подвигаться по пути Его.

Итак, медиумы, употребите в пользу даруемую вам Богом способность. Верьте в кротость нашего Учителя. Исполняйте закон милосердия. Не переставайте никогда упражняться в этой дивной добродетели, равно как и в терпении. Пусть ваши действия всегда согласуются с вашей совестью. Это верное средство удесятерит ваше счастье в этой временной жизни и приготовит себе существование в тысячу раз счастливейшее еще.

Пусть медиум, который не чувствует в себе довольно силы, чтобы устоять в правилах, проповедуемых спиритизмом, прекратит свои занятия; потому что, не употребляя с пользой света, который его освещает, он найдет меньше извинения, чем всякий другой, и должен будет искупить свое ослепление".

Паскаль.


XIV

"Сегодня я хочу поговорить с вами о бескорыстии, которое должно быть одним из основных качеств медиумов, точно так же, как скромность и самоотвержение. Бог дал им эту способность для того, чтобы они помогали распространению истины, а не для того, чтобы обратили ее в ремесло. Под этим я понимаю не только тех, которые захотели бы пользоваться ею, как пользуются обыкновенным талантом, но всех, которые вздумали бы употреблять ее для достижения каких бы то ни было корыстных целей.

Возможно ли думать, чтобы добрые духи, а тем более духи высшие, осуждающие алчность, согласились представлять из себя зрелище и, как простые актеры, подчинились бы распоряжению антрепренера спиритических явлений? Нелепо также предполагать, что добрые духи могут содействовать интересам гордости и честолюбия. Бог позволил им сообщаться с людьми для того, чтобы отвлечь их от жизни материальной, а не для того, чтобы служить орудием мирских страстей. Он не может взирать благосклонно на людей, отклоняющих дар Его от истинной цели, и уверяю вас, что они будут наказаны за это даже здесь, на земле, самыми горькими разочарованиями".

Дельфина де Жирарден.


XV

"Все медиумы неоспоримо призваны служить делу спиритизма, сообразно с их способностями. Но из них очень мало таких, которые не попадали бы в сети самолюбия. Это пробный камень, редко не производящий своего действия. Поэтому из ста медиумов едва ли найдете вы одного, как бы он ни был слаб, который не думал бы в начале своего медиумизма, что он призван для получения высших результатов и предназначен для великой миссии. Поддающиеся этой тщеславной надежде, а их очень много, делаются неизбежной жертвой духов-одержателей, которые не замедлят поработить их, льстя их гордости и затрагивая их слабую сторону. Чем выше хотели возвыситься они, тем ниже, если не гибельнее, будет их падение.

Великие миссии вверяются только людям избранным, и Бог ставит их сам, без их стараний, в то положение, в котором их труды могут быть наиболее значительны. Я не перестану советовать медиумам неопытным остерегаться того, что некоторые духи могут сказать им относительно мнимой роли, к которой они призваны. Потому что, если они примут это за серьезное, то испытают горькое разочарование в этом мире и строгое наказание в будущем. Пусть уверятся они, что в скромной и незаметной сфере своей они могут делать большие услуги, помогая обращению неверующих и утешая огорченных. Если они должны выйти из этого положения, то их выведет невидимая рука, которая приготовит пути для этого и сделает их заметными без их ведома. Пусть они помнят слова: "Всякий возвышающийся унизится, а унижающий себя возвышен будет".

Дух истины.


О СПИРИТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ

Из числа помещенных здесь сообщений некоторые даны в Парижском спиритическом обществе или по его желанию. Другие, переданные нам от различных медиумов, содержат в себе общие советы относительно собраний их состава и препятствий, которые они могут встретить.


XVI

"Почему вы не начинаете ваших заседаний общим воззванием, некоторого рода молитвой, которая располагала бы к сосредоточию? Знайте, что без сосредоточия вы будете получать одни лишь легкие сообщения. Добрые духи являются только туда, где их призывают с усердием и искренностью. Вот что еще недостаточно понято вами. Вы должны подавать пример. Вы, которые можете сделаться одним из столпов этого нового здания. Мы смотрим на труд ваш с удовольствием и помогаем вам, но с условием, чтобы и вы, с вашей стороны, содействовали нам и чтобы вы достигали высоты той миссии, к исполнению которой призваны. Составьте союз, и вы будете сильны, и злые духи не одолевают вас. Бог любит нищих духом, но это не значит слабоумных, а тех, которые отвергаются от самих себя и со смирением приходят к Нему. Вы можете сделаться источником света для человечества; умейте же отличать пшеницу от плевел; сейте одно лишь доброе семя и остерегайтесь разбрасывать плевелы, потому что плевелы будут заглушать его, и вы дадите ответ за все зло, которое они сделают. Вы ответите также и за вредное учение, распространяемое вами. Помните, что со временем свет может обратиться на вас. Поступайте же так, чтобы ничто не помрачило блеска доброго дела, совершаемого вами. Вот для чего мы советуем вам просить помощи у Бога".

Святой Августин.


Св. Августин, на нашу просьбу продиктовать общую формулу воззвания к духам, отвечал: "Вы знаете, что нет обязательной формулы: Бог слишком велик для того, чтобы придавать большую важность словам, чем мыслям. Не думайте, чтобы достаточно было произнести несколько слов для удаления злых духов. Остерегайтесь в особенности сделать ваш вызов одной из тех обыкновенных формул, которые произносят лишь для успокоения совести. Сущность заключается в чистоте чувств вызывающего и, в особенности, в единодушном намерении, потому что никто из не участвующих в ней сердцем не может быть услышан и не принесет пользы другим. Составьте же формулу вызова сами, и если желаете, я помогу вам".

Следующая формула общего воззвания составлена с содействием духа, который ее дополнил во многих местах:

"Мы просим Бога Всемогущего послать нам добрых духов, которые оказали бы нам помощь, и удалить злых духов, могущих ввести нас в заблуждение. Просвети нас, Боже, дабы мы могли отличать истину от лжи. Удали от нас злых духов, могущих поселять раздоры между ними, возбуждая в нас зависть и гордость. Если бы некоторые из них вздумали явиться сюда, то мы заклинаем их именем Бога оставить нас.

Добрые духи, присутствующие при наших занятиях, удостойте нас вашими поучениями и сделайте нас покорными вашим советам. Сделайте так, чтобы всякое личное чувство умолкло перед мыслью об общем благе. Мы просим духа (имя), нашего особого покровителя, оказать нам свое содействие".


XVII

"Друзья мои, позвольте мне дать вам совет. Вы вступили на новую почву, и если будете следовать по указываемому нами пути, то не впадете в заблуждение. Вам говорили уже и мы намерены напомнить это, что спиритизм есть нравственное учение. Он не должен выходить из пределов философии, если не желает впасть в область любопытства. Оставьте все научные вопросы: возложенная на духов миссия не заключается в решении задач, которые избавляли бы вас от труда разысканий, но старайтесь делаться лучшими и, таким образом, вы действительно подвинетесь вперед".

Св. Людовик.


XVIII

"Смеялись над вертящимися столами, но никогда не будут смеяться над философией, мудростью и любовью, которые сияют в серьезных сообщениях. То было начало науки, и там нужно было оставить предрассудки, как оставляют плащ свой в передней дома. Я советую вам составить из ваших собраний серьезное общество. Пусть в других местах дают физические доказательства, пусть там видят и слышат. У вам же пусть понимают и любят. За кого примут вас высшие духи, если вы будете заставлять столы вертеться или подниматься на воздух? За школьников. Ученый занимается ли повторением азбуки науки? Если же вы будете жаждать серьезных сообщений, то духи будут смотреть на вас, как на людей серьезных, ищущих истины".

Св. Людовик.


Когда спросили св. Людовика, не порицает ли он этим физические явления, он отвечал: "Я не могу осуждать физических явлений, потому что если они происходят, то не иначе, как с позволения Бога и с полезной целью. Сказав, что они составляют начало науки, я определил их истинное значение и подтверждаю их пользу. Я порицаю тех только, которые делают из них предметы забавы и любопытства, не извлекая из них поучения — их необходимого последствия. Они для спиритической философии то же, что грамматика для литературы. Кто уже достаточно ознакомился с наукой, тот не теряет времени на рассматривание ее основания".


XIX

"Друзья и истинно верующие, я счастлив, когда могу вести вас путем добра. Это приятная обязанность, возложенная на меня Богом, которой я горжусь, потому что быть полезным есть уже награда. Да соединит вас дух милосердия, побуждающий вас помогать ближним и любить их. Будьте терпеливы относительно ваших клеветников. Будьте тверды в добре и в особенности смиренны перед Богом. Одно лишь смирение возвышает. Это единственное величие, признаваемое Богом. Тогда только добрые духи придут к вам. В противном же случае дух зла овладеет вашей душой. Будьте же достойны благословения Создателя, и вы возвыситесь в глазах людей, как и перед Богом".

Св. Людовик.


XX

"Союз составляет силу. Соединитесь вместе, чтобы быть сильными. Спиритизм пустил глубокие корни и скоро распростер по земле свои благотворные ветви. Вы должны быть неуязвимы для ядовитых стрел клеветы и мрачной фаланги духов несведущих, эгоистов и лицемеров. Для достижения этого старайтесь, чтобы обоюдное снисхождение и благосклонность сопровождали ваши сношения, чтобы недостатки ближнего проходили для вас незаметными, чтобы вы замечали одни лишь хорошие качества; чтобы светильник священной дружбы соединял, освещал и согревал ваши сердца, и вы выдержите бессильные нападения зла, как непоколебимая скала выдерживает удары разъяренных валов".

Св. Викентий Павел.


XXI

"Друзья мои, вы намерены составить спиритическое собрание. Я вас одобряю, потому что духи недовольны только теми медиумами, которые, получив от природы дар, пользуются им в своем эгоистическом уединении. Бог даровал им эту высокую способность не для них только, но и для общего блага. Сообщаясь с другими, они имеют множество случаев верно оценить достоинство получаемых ими сообщений, тогда как будучи одни, они легче могут поддаться влиянию духов-обманщиков, довольных тем, что они остаются без проверки. Это относится собственно к вам: если вы не ослеплены гордостью, то поймете и воспользуетесь этим. Обращаюсь теперь к другим.

Хорошо ли вы понимаете, каково должно быть спиритическое собрание?.. Нет. В своей ревности, вы полагаете, что нужно собрать как можно больше лиц с целью убедить их. Разуверьтесь: чем малочисленнее вы будете, тем более получите. Нравственным преимуществом своим вы можете привлечь к себе неверующих больше, чем получаемыми вами феноменами. Если вы будете привлекать только феноменов, они придут посмотреть на вас из любопытства, и вы найдете любопытных, которые вам не поверят и будут над вами смеяться. Если же собрание ваше будет состоять только из людей достойных уважения, может быть, вам не поверят тотчас же, но вас будут уважать, а уважение всегда внушает доверие. Вы убеждены, что спиритизм должен произвести нравственное преобразование. Пусть же ваше собрание первое подаст пример христианских добродетелей, потому что в настоящее время эгоизма истинное милосердие должно находить себе убежище в спиритических обществах*. Таково должно быть, друзья мои, собрание истинных спиритов. В другой раз я вам дам другие советы".

Фенелон

_________
* Мы знаем одного господина, который потому только был принят одним домом в должность, требующую особенного доверия, что он был чистосердечный спирит, и потому предполагали найти в его убеждениях верное обеспечение прилежного исполнения им обязанностей службы. Кардек.


XXII

"Вы спрашивали меня, не может ли многочисленность групп в одной местности породить зависть, вредную для учения. На это я вам отвечу, что те, которые проникнуты истинными правилами этого учения, видят во всех спиритах братьев, а не соперников. Те, которые с завистью будут смотреть на другие собрания, покажут этим, что у них есть скрытая мысль интереса или самолюбия и что ими не руководит любовь к истине. Уверяю вас, что если бы эти люди находились среди вас, то они скоро посеяли бы раздор и разъединение. Истинный спиритизм имеет девизом благосклонность и милосердие. Он не допускает никакого соперничества, кроме соперничества в добре. Все группы, которые напишут этот девиз на своем знамени, могут смело протянуть друг другу руки как добрые соседи и друзья, хотя бы они и не жили в одном доме. Предполагающие иметь лучших духов своими руководителями должны доказать это лучшими чувствами. Пусть будет между ними борьба, но борьба за величие души, самоотвержение, доброту и смирение. Тот, кто бросает камень в другого, одним этим уже докажет, что он действует под влиянием злых духов. Свойства чувств, взаимно выказываемые двумя лицами, есть оселок, определяющий свойства духов, помогающих им".

Фенелон.


XXIII

"Молчание и сосредоточие — самые существенные условия всех серьезных сообщений. Вы никогда не получите их при людях, привлеченных в ваше собрание одним лишь любопытством. Предложите любопытным забавляться в другом месте, потому что их рассеяние будет причиной неудачи.

Вы не должны дозволять никаких разговоров во время вопросов, предлагаемых духам. Вы получаете иногда сообщения, которые требуют с вашей стороны серьезных возражений и ответов, не менее обдуманных со стороны вызванных духов, которые, верьте, чувствуют неудовольствие от непрерывного шептания некоторых присутствующих. Поэтому не получается ничего полного, ничего истинно серьезного. Медиум, который пишет, чувствует также рассеяние, весьма вредное для его обязанности".

Св. Людовик.


XXIV

"Я поговорю с вами о необходимости наблюдать в ваших собраниях самый строгий порядок, т. е. избегать всякого замешательства, всякого разногласия. Разность мыслей помогает злым духам заменять добрых, и почти всегда первые овладевают предлагаемыми вопросами. С другой стороны, в собрании, составленном из различных элементов, не знакомых друг другу, каким образом избегнуть противоречащих идей, рассеяния или, еще хуже, холодного и насмешливого равнодушия? Я хотел бы найти существенное и верное средство для этого. Быть может, оно заключается в сосредоточии токов, рассеянных вокруг медиумов. Одни серьезные медиумы удерживают добрых духов в собрании. Но их влияния едва достаточно для того, чтобы рассеять толпу низших духов, привлекаемых легкомыслием присутствующих. Труд разбора сообщений очень важен. Необходимо вникать в вопросы и, в особенности, в ответы. Заблуждение возможно даже для духов, проникнутых самыми лучшими намерениями. Медленность писания и самый процесс его, отклоняющий духа от сущности предмета, излагаемого им, подвижность и непостоянство некоторых условных форм — все эти причины и многие другие заставляют вас подвергать внимательному рассмотрению самые достоверные сообщения".

Георгий (Домашний дух).


XXV

"С какой целью просите вы большей частью сообщений у духов? Чтобы иметь прекрасные статьи, которые вы могли бы показать вашим знакомым как образец вашего таланта. Вы бережно сохраняете их в ваших альбомах, но в сердцах ваших для них нет места. Не думаете ли вы, что нам очень приятно красоваться в ваших собраниях, как на конкурсе, соперничать в красноречии, чтобы потом вы могли сказать, что заседание было чрезвычайно занимательно? Что извлекаете вы из сообщения, которое находите превосходным? Не думаете ли вы, что мы являемся искать ваших рукоплесканий?

Разуверьтесь. Мы не любим забавлять вас ни тем, ни другим способом. С вашей стороны это одно любопытство, которое вы напрасно стараетесь скрыть. Наша же цель делать вас лучшими. Когда же мы видим, что наши слова не приносят пользы и что вы ограничиваетесь одним бесполезным одобрением, тогда мы удаляемся отыскивать души более послушные. Мы дозволяем заменять нас духам, желающим только болтать, и в этом не встречается недостатка. Вы удивляетесь, что мы позволяем им принимать наши имена. Но что мы теряем при этом, если это все равно для вас? Знайте, что мы не допустим этого относительно тех, которыми действительно интересуемся, т. е. с которыми мы не теряем напрасно времени. Они любимцы наши, и мы их предохраняем от обмана. Не обвиняйте же никого, кроме себя, если вы часто бываете обмануты. Для нас не тот серьезен, кто воздерживается от смеха, но тот, чье сердце трогается нашими словами, тот, кто внемлет нашим советам и пользуется ими".

Массильон.


XXVI

"Спиритизм должен служить щитом против духа распрь и раздоров. Но дух этот во все времена не переставал потрясать своим факелом над людьми, завидуя их счастью, происходящему от мира и единодушия. Спириты, он может проникнуть и в ваши собрания, не сомневайтесь в этом. Он будет стараться сеять там раздоры, но будет бессилен против тех, которых воодушевляет истинное милосердие. Будьте осторожны и непрестанно охраняйте ваши сердца, точно так же, как двери ваших собраний, чтобы не допустить проникнуть туда врага. Если ваши старания окажутся бессильны против внешнего врага, то всегда от вас будет зависеть не допустить его к вашей душе. Если распри возникли между вами, то никто, кроме злых духов, не мог возбудить их. Пусть же те из вас, у которых более развито сознание обязанностей, налагаемых совестью, равно как и истинным спиритизмом, всегда будут терпеливы, приветливы и благосклонны. Добрые духи могут иногда допустить эту борьбу, чтобы доставить случай высказаться как хорошим, так и дурным чувствам, чтобы отделить пшеницу от плевел, но всегда будут на стороне тех, которые обнаружат более смирения и истинного милосердия".

Св. Викентий Павел.


XXVII

"Отталкивайте от себя безжалостно всех духов, как будто сговорившихся проповедовать несогласие и разъединение. Это духи гордые и бездарные, старающиеся властвовать над людьми слабыми и легковерными, расточая им преувеличенные похвалы, чтобы омрачить их и подчинить своему влиянию. Это обыкновенно духи, жаждущие власти, которые, быв деспотами, общественными или частными, во время жизни, хотят и после смерти иметь жертвы, которых могли бы мучить. Вообще, остерегайтесь сообщений, носящих на себе печать мистицизма и странности или предписывающих обряды и поступки необыкновенные. Это всегда может быть законной причиной подозрения.

С другой стороны, будьте уверены, что когда истина должна быть открыта человечеству, то она сообщается, так сказать, внезапно во всех серьезных группах, имеющих серьезных медиумов, а не исключительно в одной из них. Никто не может назваться совершенным медиумом, если он одержим, а всегда есть одержимость, если медиум способен получать сообщения только одного духа, как бы высоко ни старался поставить себя последний. Следовательно, всякий медиум, всякая группа, уверенные в своем преимуществе перед другими, относительно получаемых им сообщений и, в то же время, предающиеся упражнениям, обнаруживающим суеверие, находятся, несомненно, под влиянием одержания самого очевидного, в особенности, когда сообщающийся дух хвастает именем, к которому все мы, и духи, и воплощенные, должны относиться с особенным уважением.

Нет сомнения, что, подвергая критике рассудка и логики все получаемые сообщения духов, легко отвергнуть нелепость и заблуждение. Медиум может быть омрачен, группа — обманута. Но строгий контроль других групп, но приобретенные познания и высокий нравственный авторитет начальников групп, но сообщения главных медиумов, носящие на себе печать логичности и тождественности лучших духов, обличат тотчас же эти ложные и коварные сообщения, происходящие от обманщиков и злых духов".

Эраст (ученик св. Павла).


Отличительная черта духов, навязывающих свои странные и систематические идеи, состоит в притязании, что они, несмотря на мнения большинства, одни правы против всех. Их тактика заключается в том, чтобы избегать прений, и когда они видят, что их побеждают непреодолимым оружием логики, они с презрением отказываются отвечать и предписывают своим медиумам удаляться от кружков, которые не принимают их идей. Эти уединения бывают гибельнее всего для медиумов, потому что они подвергаются без всякого противодействия власти духов-одержателей, которые ведут их, как слепых, и часто вовлекают в самые пагубные последствия.


XXVIII

"Лжепророки встречаются не среди одних только воплощенных. Их больше между гордыми духами, которые под ложной наружностью любви и милосердия сеют раздоры и замедляют освобождение человечества, заставляя медиумов своих принимать нелепые системы. Чтобы вернее омрачить тех, кого они стараются обмануть, чтобы придать больше весу своим теориям, они смело принимают на себя имена, которые люди произносят не иначе, как с уважением, именно: святых, Иисуса, Марии и даже Бога.

Они-то и сеют соперничество между группами, побуждают их удаляться друг от друга, завидовать друг другу. Одного этого было бы достаточно, чтобы обличить их, потому что, действуя таким образом, они сами обнаруживают свою настоящую натуру. Итак, слепы те, которые поддаются такому грубому обману.

Но есть еще другие способы узнавать их. Духи, принадлежащие к высшим разрядам, должны быть не только добры, но и логичны, последовательны. Подвергайте их системы критике рассудка и здравого смысла, и вы увидите, что останется от них. Согласитесь же со мною, что каждый раз, когда дух указывает вам как пособие от бедствий человечества и как средство ускорить его преобразование различные утопии, вещи неудобоисполнимые, меры смешные и ничтожные, когда излагает систему, противоречащую самым основным истинам науки, то это должен быть не кто другой, как дух невежественный и обманщик.

С другой стороны, поверьте, что если истина не всегда бывает принята частными лицами, то ее всегда оценят массы, и это также может служить критерием. Если два правила противоречат друг другу, то вы можете определить их достоинство, заметив, которое из них встречает больше сочувствия. Действительно, было бы нелогично допустить, что учение, приверженцы которого делаются реже с каждым днем, истиннее того, последователи которого множатся. Бог, желая, чтобы истина была известна всем, не ограничивает ее тесным кружком. Он проявляет ее в различных местах, чтобы свет везде уравновешивал мрак.

Эраст.


Лучшее ручательство, что предлагаемое правило есть выражение истины, состоит в том, что оно должно быть проповедано различными духами через медиумов, незнакомых друг другу, в различных местах, и чтобы, кроме того, оно подтверждалось рассудком и освещалось согласием большинства. Одна истина может дать прочные корни учению. Ложная система, хотя и может встретить последователей, но так как ей недостает главного условия жизненности, то существование ее может быть только кратковременно. Поэтому не стоит беспокоиться о ней: она умертвит себя своими собственными заблуждениями и падет неизбежно перед могущественным оружием логики.


АПОКРИФИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ

Часто встречаются сообщения, столь нелепые, хотя и подписанные уважаемыми именами, что самый простой здравый рассудок может заметить подлог. Но между ними есть такие, в которых ложь прикрыта прекрасными мыслями, которые вводят в заблуждение и мешают иногда заметить ее с первого взгляда, хотя она и не может укрыться от серьезного разбора. Мы представим некоторые из них для примера.


XXIX

"Вечное и непрерывное творение миров составляет как бы вечное наслаждение для Бога, потому что Он видит, что лучи Его с каждым днем сияют больше. Для Бога нет числа, точно так же, как нет и времени. Вот почему сотни и миллиарды для Него не больше и не меньше друг друга. Это Отец, блаженство которого состоит из суммы блаженства детей Его, и в каждый миг творения своего Он видит, как новое блаженство сливается с блаженством общим. Нет ни остановки ни временного прекращения в этом вечном движении, в этом великом непрерывном блаженстве, оплодотворяющем землю и небо.

Вы знаете только ничтожную частицу мира и имеете братьев, которые живут в местах, куда человек не проникал еще. Что значат эта жгучая жара, эти убийственные холода, останавливающие усилия самых смелых? Думаете ли вы, что это пределы вашего мира, потому что вы не можете подвигаться вперед с вашими ничтожными средствами, что вы можете измерять с точностью вашу планету? Не думайте. На вашей планете есть больше мест неизвестных, чем известных. Но как бесполезно распространять далее все ваши дурные постановления, все ваши дурные законы, поступки, существования, то есть предел, который останавливает вас то здесь, то там, и будет останавливать до тех пор, пока вы не успеете взрастить посеянное в вас доброе семя — помощью вашей свободной воли. О, нет! Вы не знаете этого мира, называемого вами Землей. Вы будете свидетелями, еще при жизни вашей, сильных доказательств этого сообщения. Скоро пробьет час, в который проявится новое открытие, кроме последнего. Скоро расширится круг известной вам земли, и когда журналы воспоют это осанна на всех языках, вы, бедные дети, которые любите Бога и ищете пути Его, вы будете уже знать это, прежде тех даже, которые дадут свое имя новой земле".

Викентий Павел.

Относительно слога сообщение это не выдерживает критики. Неправильности, многословие, обороты фраз, бросаются в глаза каждому, сколько-нибудь знакомому с литературным языком. Но это еще ничего не доказывало бы против имени, которым оно подписано, потому что эти недостатки могли зависеть от недостаточности способностей медиума, как мы объяснили это выше. Мысль — вот, собственно, произведение духа. Когда он говорит, что на нашей планете больше неизвестных мест, чем известных, что новый материк скоро будет открыт, то это относительно духа, называющего себя высшим, есть доказательство совершенного невежества. Без сомнения, за пределами льдов могут открыть какой-нибудь неизвестный уголок земли, но сказать, что эти земли населены и что Бог скрыл их от людей для того, чтобы они не внесли туда своих дурных постановлений, это значит слишком полагаться на слепое доверие тех, которым проповедуются подобные нелепости.


XXX

"Дети мои, наш материальный мир и духовный, известный пока лишь столь немногим, составляют как бы две доски вечных весов. До сих пор наши религии, наши законы, наши обычаи и наши страсти так перевешивали доску зла, что зло самовластно царствовало на земле. Сколько веков уже слышится одна и та же жалоба человека и пагубное заключение о несправедливости Бога. Некоторые доходят до того даже, что отвергают самое существование Его. Вы видите все здесь и ничего не видите там. Вы видите, что излишество сталкивается с бедностью, что золото блестит рядом с нищетой. Все эти самые поразительные противоположности должны были бы доказать вам вашу двоякую натуру. Отчего же это происходит? Кто виновен в этом? Вот что нужно разыскивать спокойно, беспристрастно. Когда чистосердечно желают найти пособие, его всегда находят.

Итак, несмотря на это преобладание зла над добром, зависящее от вашей собственной вины, не видите ли вы, что все остальное идет прямо путем, начертанным Богом? Времена года нарушают ли правильность своей последовательности? Жар и холод сталкиваются ли между собою без цели? Солнце забывает ли освещать землю? Земля забывает ли в недрах своих семя, брошенное человеком? Замечаете ли вы прекращение тысячи вечных чудес, повторяющихся перед вашими взорами, от рождения былинки до рождения ребенка, будущего человека. Все прекрасно, зависящее от Бога, все дурно, зависящее от человека. Но чем помочь этому? Очень просто: приближаться к Богу, любить ближнего, соединяться вместе, понимать друг друга и спокойно идти путем, который можно различать очами веры и совести".

Викентий Павел.

Это сообщение было получено в том же кружке. Но какая разница с предыдущим не только относительно мыслей, но даже относительно слога. Все в нем справедливо, глубокомысленно, здраво, и, без сомнения, св. Викентий Павел не отказался бы от него. Вот почему можно смело приписать ему это сообщение.


XXXI

"Дети, сдвиньте ряды свои, т. е. пусть союз составляет вашу силу. Вы, трудящиеся над построением великого здания, бодрствуйте и трудитесь над укреплением его основания, и тогда вы можете поднять его высоко, высоко. Прогресс беспределен. На всем нашем шаре бесчисленное множество прозелитов стекаются к нашему знамени. Множество скептиков и даже самых неверующих приближается также.

Идите, дети, идите с возвышенным и исполненным веры сердцем. Путь ваш прекрасен. Не замедляйте хода. Следуйте всегда по прямому направлению. Служите руководителями тем, которые идут за вами. Они будут счастливы, очень счастливы.

Идите, дети, вы не нуждаетесь в силе штыков для поддержания своего дела. Вам нужна только вера. Вера, братство и союз — вот ваше оружие. С ними вы сильны, сильнее всех вместе самых могущественных государей вселенной, несмотря на их живые силы и флоты, их пушки и их картечь.

Вы, сражающиеся за свободу народов и перерождение великой семьи человечества, идите, дети, мужайтесь и будьте постоянны, сам Бог поможет вам. Добрый вечер, до свидания".

Наполеон.


Наполеон был при жизни одним из самых серьезных людей. Все знают его сжатый и точный слог. Он странно ухудшился бы, если бы после своей смерти сделался многословным и грубым. Это, может быть, сообщение какого-нибудь солдата, называвшегося Наполеоном.


XXXII

"Нет, нельзя переменить религию, когда не имеют такой, которая могла бы удовлетворять в одно и то же время и здравому смыслу, и разуму и которая могла бы в особенности доставлять человеку настоящие утешения. Нет, не переменяют религию, а впадают из нелепости и порабощения в мудрость и свободу. Идите, идите, наша малая армия. Идите и не бойтесь неприятельских пуль. Те, которые должны убить вас, не сделаны еще, если вы всегда от чистого сердца будете идти путем Божьим, т. е. если вы желаете всегда сражаться мирно и победоносно за благосостояние и свободу".

Викентий Павел.

Кто узнает св. Викентия Павла в этом языке, в этих отрывочных мыслях, лишенных здравого смысла? Что значат слова эти: "Нет, не переменяют религию, а впадают из нелепости и порабощения в мудрость и свободу"? Мы сильно подозреваем, что этот дух, со своими пулями, не сделанными еще, тот самый, который подписался выше Наполеон.


XXXIII

"Дети моей веры, христиане моего учения, забытые интересами потока философии материализма, следуйте за мной по пути иудейскому, следуйте страданиям моей жизни, взирайте на врагов моих теперь, смотрите на мои страдания, на мои мучения, на мою кровь, пролитую за веру.

Дети, спиритуалисты моего нового учения, будьте готовы переносить, одолевать волны бедствий, сарказмы ваших врагов. Вера беспрерывно будет подвигаться вперед, следуя за вашей звездой, которая приведет вас к пути вечного блаженства, подобно тому, как звезда привела восточных волхвов к яслям для того, чтобы они обратились к вере. Каковы бы ни были ваши бедствия, каковы бы ни были ваши страдания и слезы, пролитые вами на этой стезе изгнания, мужайтесь, будьте уверены, что радость, которую вы испытаете в мире духов, превзойдет мучения вашего временного существования. Долина плача должна исчезнуть, чтобы уступить место блестящему местопребыванию радости, братства и единодушия, которого вы достигнете своей покорностью святому откровению. Жизнь, братья мои, этой земной сферы, жизнь приуготовительная, может продолжаться только время, необходимое для того, чтобы приготовиться к жизни, которая никогда не может кончиться. Любите, друзья, любите друг друга, как я возлюбил вас и как люблю вас и теперь еще; братья, мужайтесь, братья, я благословляю вас. Я ожидаю вас на небе".

Высокий дух.

"В этих блестящих и лучезарных сферах, куда мысль человеческая едва может достигать, эхо ваших слов и моих поразило мое сердце.

О, какую радость испытываю я, видя вас, продолжателей моего учения. Нет, ничто не сравнится со свидетельством ваших добрых мыслей. Вы видите, дети, что возрождающая идея, проповеданная мною в мире, гонимая, останавливаемая на время тиранами, распространяется теперь беспрепятственно, освещая человечеству путь, так долго остававшийся во мраке. Все великие, бескорыстные жертвы, дети мои, рано или поздно приносят плоды. Мои страдания доказали вам это, моя кровь. Будьте благословенны и вы, занимающие в настоящее время место в возрожденной семье. Идите, мужайтесь, дети".

Высокий дух.

В этих двух сообщениях, конечно, нет ничего дурного. Но разве высокий дух мог иметь когда-нибудь этот высокомерный и напыщенный язык? Пусть сравнят его с сообщением, помещенным нами выше и подписанным тем же именем, и тогда увидят, которое из них окажется более достоверным.

Все эти сообщения были получены в одном и том же кружке. В слоге их заметно некоторое сходство, одинаковые обороты фраз, одинаковые выражения, часто повторяемые, как, например, "идите, идите, дети", из чего можно заключить, что один и тот же дух продиктовал их под различными именами. В этом кружке, хотя очень добросовестном, но слишком доверчивом, не делали ни вызовов, ни вопросов, но ожидали всего от самопроизвольных сообщений. Из этого видно, что даже такая мера не обеспечивает тождества. С помощью вопросов точных и последовательных легко было бы отличить этого духа. Но он знал, что ему нечего бояться, потому что его ни о чем не спрашивали и принимали без контроля все, что он говорил. (См. № 269).


XXXIV

"Как прекрасна природа. Как осторожно Провидение в своей предусмотрительности. Но ваше ослепление и ваши человеческие страсти мешают покоряться с терпением осторожности и благости Божией. Вас огорчает малейшее облако, малейшее неисполнение ваших ожиданий. Знайте же, нетерпеливые люди, сомневающиеся во всем, что ничто не делается без причины, всегда предвиденной, всегда обдуманной для пользы общей. Люди, исполненные лицемерного страха. Все предшествовавшее имело целью уничтожить ваши догадки относительно предстоящих вам неудач.

Бог часто внушает людям беспокойство о будущем, для побуждения их к предусмотрительности. Посмотрите, как велики средства, дополняющие ваши опасения, посеваемые с умыслом, опасения, которые большей частью скрывают мысли алчности скорее, чем благоразумное желание делать запасы, внушаемое чувством человеколюбия для пользы бедных. Посмотрите, какие выйдут из этого взаимные отношения народов; какие сношения должны будут осуществиться; сколько явится средств, защищающих вас от ваших опасений. Вам известно, что все связывается между собою; итак, великие и малые, все будут участвовать в общем деле.

Не видите ли вы уже во всем этом движении источника некоторого благосостояния для самого трудящегося класса государств, класса, истинно достойного внимания, на который вы, знатные, вы, сильные земли, смотрите, как на людей оброчных, созданных для удовлетворения ваших потребностей.

Что же выходит из всего этого движения от одного полюса к другому? Вот все нужное создано, но время изменяется. Солнце, повинуясь мысли Творца своего, заставляет жатвы ваши созревать в несколько дней. Бог посылает изобилие там, где ваша алчность ожидала недостатка, и таким образом независимо от вас бедные могут существовать, и вы, не подозревая того, сами были, без вашего ведома, причиною этого изобилия.

Впрочем, случается, Бог допускает иногда, что злые успевают в своих алчных предприятиях. Но в таком случае оно служит уроком, который Бог хочет дать людям. Он желает побудить их этим к предусмотрительности. Люди должны подражать великому порядку, царствующему в природе, должны переносить с мужеством и покорностью встречаемые ими события. Что же касается тех, которые из расчета пользуются бедствиями, то, поверьте, они будут наказаны. Богу угодно, чтобы все существа Его имели средства к жизни. Человек не должен играть нуждой или торговать излишком. Справедливый в своих благодеяниях, великий в своем милосердии, слишком снисходительный к нашей неблагодарности, Бог непроницаем в своих намерениях".

Боссюэт-Альфред де Мариньяк.

В этом сообщении нет ничего дурного. Есть даже глубоко философские идеи и прекрасные советы, которые могли бы обмануть относильно тождества автора людей, малознакомых с литературой. Когда медиум, получивший это сообщение, подверг его контролю Парижского спиритического общества, то только один голос объявил, что оно не могло быть продиктовано Боссюэтом. Св. Людовик на вопрос об этом отвечал: "Это сообщение, само по себе, прекрасно, но не думайте, чтобы Боссюэт продиктовал его. Дух, написавший его, может быть, отчасти под влиянием Боссюэта, поставил внизу имя великого епископа для того, чтобы скорее поверили ему. Но по языку, вы должны узнать подлог. Оно написано духом, поставившим свое имя возле имени Боссюэта".

Этот дух на вопрос о причине, заставившей его поступить таким образом, сказало "Мне хотелось написать что-нибудь с целью напомнить о себе людям. Видя же, что мое сообщение вышло слабо, я хотел украсить его великим именем. — Но разве ты не знал, что подлог может быть обнаружен? — Кто знает наверное? Вы могли ошибиться. Другие менее проницательные приняли бы это сообщение за истинное".

Действительно, легкость, с какою некоторые принимают все, что получают из невидимого мира, прикрытое великим именем, поощряет духов-обманщиков. Нужно прилагать все внимание свое, чтобы обличать их хитрости, а этого нельзя достигнуть иначе, как с помощью опытности, приобретенной серьезным изучением предмета. Вот почему мы повторяем беспрерывно: изучайте прежде, чем займетесь практикой. Это единственное средство избежать опасности приобрести опытность за свой счет.