Т. Субба Роу

ПЕРВЫЙ ЛУЧ В БУДДИЗМЕ

(стенографическая запись сказанного Суббой Роу 12 декабря 1886 г.)

[Насколько мне известно, ни один из списков не был исправлен самим Субба Роу; так что читателю придется целиком полагаться на точность сделанной записи. — Ч. Джинараджадаса.]


Слово будда употребляется в двух значениях. В одном смысле оно может означать любой из 7 видов логосов, т. е. любой логос может быть назван буддой. В другом — это логос одного конкретного луча, а именно второго луча, луча Гаутамы.

Похоже, что идеи, связанные с первым лучом, проникли в китайский буддизм еще до времени Гаутамы.

В первом луче два элемента — это 1) постоянный элемент первого луча и 2) пребывающее в нём Божественное Присутствие, которое есть Христос. В буддийской фразеологии они именуются Амитабхой и Авалокитешварой. Амитабху называют великим буддой, живущим в Западном Раю. Само это имя означает «безграничный свет». Амитабха помещается в Западном Раю в силу традиции, утверждающей, что последний великий адепт этого луча жил в Шамбале, где основал «Братство».

Авалокитешвару считают его сыном, хотя на самом деле это не совсем так: просто, когда Христос выходит из логоса первого луча, это выглядит так, как будто он появляется из источника света, и потому его называют сыном Амитабхи.

Ученики, по-видимому, расспрашивали Будду об Авалокитешваре, и ответы Будды дают некоторое представление о его природе. Эта сила многообразна и может приобретать любые виды форм и временно совершать работу любой другой ложи.*

__________
* См.: Beale, "Catena of Buddhist Scriptures from the Chinese", с. 389 и далее; слово «бесстрашие» в строке 8 употреблено неправомерно.

Гуань-инь можно назвать женской формой Гуань-ши-инь. Указанный фрагмент позволяет понять, какого мнения придерживались на сей счет китайцы.

Хотя каждый человек принадлежит к какому-то одному определённому лучу, только первые два луча всегда служили источниками мировых религий. В случае с остальными пятью лучами человек имеет отношение только к своему, конкретному лучу, но в случае с первыми двумя адепту приходится подпадать под влияние всех остальных лучей. Есть два способа, которыми эти два луча отвечают на духовные потребности человечества. Будда — это внешний учитель, собственно учитель, и через него, как принято считать, духовный свет и мудрость передаются неофиту или даже адепту. Однако в случае Христа* его проявление — это внутренний свет, а не внешние символы. Последний великий адепт этого луча, переходя в нирвану, оставляет за собою луч, [дабы он продолжал светить] до появления его преемника. Это таинственная сила, которая проникает всю эту планету в форме «едва слышного Голоса». Потенциально он есть в каждом человеческом сердце: это не один из семи человеческих принципов, да и не всегда он там есть. Лишь на определенной стадии духовного прогресса человека он начинает звучать в его сердце, как сказано в «Свете на Пути». Этот голос дает человеку самые высшие наставления, которые ему надлежит получить, открывает ему путь дальнейшего продвижения, показывает дорогу и умолкает. Он не имеет ничего общего с девочкой, описанной в «Идиллии Белого Лотоса». Он есть в каждом человеческом сердце, и в то же время его нет. Он появляется только на определенном этапе.

__________
* Christos, то есть Христос как принцип, а не как историческая личность — прим. ред.

Таким образом, вряд ли найдется хотя бы один адепт, который мог бы обойтись без Христа. С этой мистической сущностью адепт непременно должен повстречаться, прежде чем он станет чоханом. Он повсюду и нигде. Невозможно связать его с тем или иным уровнем, но похоже, что он на всех планах. Когда он воплощается, то начинает звучать, как голос; он остается в человеке и устанавливает на некоторое время связь с его принципами. Тогда говорят, что он воплотился.

Это и есть то таинственное присутствие, которое столь необъяснимо. Его могут видеть только высочайшие адепты. Оно представляется всеведущим и вездесущим. По-видимому, его задача — помочь как можно большему числу людей, и все великие посвященные видели в нем Бога. Это не Парабрахман. Это пребывающее внутри Присутствие логоса первого луча, таинственная сила, всегда в нём присутствующая, но оставленная здесь вместо себя последним великим адептом, достигшим нирваны. Здесь эта сила будет оставаться до появления следующего адепта, после чего она взойдет на престол благодати, где займет подобающее ей место. Сама по себе, это вся христианская Троица — Отец, Сын и Святой Дух. Это она получила имя "Христос".

Термин «Святой Дух», используемый в лекциях о «Бхагавадгите», может использоваться в двух значениях. В первом случае — это элемент троицы «Христоса»; во втором — это «мать» и «супруга» «Христоса». Это гностическая София. В большей или меньшей степени он присущ всем лучам, но у первого луча есть собственный Святой Дух — свет логоса первого луча. Этот свет — эманация двух принципов логоса вместе взятых, то есть наш Святой Дух. Этот Святой Дух имеет мало отношения ко всему человечеству в целом, так как с ним связаны только люди первого луча. Христианский Святой Дух является одним из элементов, входящих в Авалокитешвару. Он един, и всё же делим, и может испускать бесконечное множество разновидностей проявлений, поскольку он уже есть в сердце каждого человека, к какому бы лучу он ни принадлежал. Вобрать его в себя может только человек этого самого луча, но каждый человек вправе рассчитывать на его помощь, и каждый непременно должен воспользоваться этой помощью, прежде чем пройдёт последнее посвящение. Вот почему буддизм и первый луч легли в основу мировых религий. Остальные пять лучей, хотя они тоже важны, не дали начала мировым религиям, поскольку не приложимы ко всем людям.

Но везде, где Будда замечает духовный прогресс и высокую духовную культуру, он обязательно распространяет свое влияние.

Этот голос непогрешим, и его нужно слушаться. Он приходит лишь раз, даёт наставления и сообщает значение вашего собственного луча, указывает путь к вашему собственному логосу, а затем исчезает. Он не придет, пока вы ещё не готовы принять его. Некоторые, слыша его, принимают его просто за астральные звуки, а некоторые, слыша просто астральные звуки, принимают их за голос этой туриянанды. Именно его подразумевают упанишады, говоря о голосе, который слышит человек, умирающий в Бенаресе. Это песнь жизни, которую вы можете услышать только в состоянии, схожем с оцепенением: она будет звучать вокруг вас до тех пор, пока вы наконец не проснетесь. Прочтите о ней в «Прашна-упанишаде», где говорится о «Песне Жизни».

Знак креста берётся от некоторых специфических вещей, связанных с Адонай.

Жертвоприношение — Христос воспользовался еврейской традицией жертвоприношений: придал ей новую направленность и сделал её более или менее аналогичной передаче крови во время последнего посвящения. Таков смысл последнего посвящения — таинственной вещи, происходящей, когда человек соединяется в нирване со вечной составляющей своего луча. «Кровь Христова» — это духовная жизнь, истекающая от Христа, его Дайви-Пракрити.

Но в случае с первым лучом имеют место два элемента, вместе составляющие единое целое; и когда один из них отделяется, жизненный поток уже не протекает через оставшийся. Только когда они вместе, оттуда происходит общий приток жизни; это и есть «древо жизни».

В некотором специфическом смысле Кришна и есть настоящий Христос. Ваш Христос — это как бы тусклый образ Кришны, просто отражение последнего. С точки зрения этого таинственного голоса Кришна и говорит в «Бхагавадгите». Тот самый голос и говорит. Оттого и важность этой книги. В ней заключено гораздо больше от истинного учения Христа, чем в любой другой ныне существующей книге. Однако каждый человек может приобщиться к учениям Христа в себе самом от «едва слышного голоса».

Перевод Ю. Хатунцева под редакцией K. Z.



ВОПЛОЩЕНИЯ И РЕЛИГИИ

Еврейская нация чем-то напоминает народ ядавов, среди которого родился Кришна; даже их названия очень похожи, так как санскритское «йа» нередко переходит в «джа»* (например, Яма иногда записывается как Джама). Похоже даже, что иудеи и ядавы были некогда более или менее единым народом. Есть основания считать, что многие ядавы были мигрантами. Да и в легендах этих двух народов есть много общего. Евреи времен Исхода вынуждены были искать новую родину из-за тирании египтян. И точно так же ядавы страдали под гнетом иноземного царя. В случае с иудеями переселение было инспирировано божественным повелением; и ядавы тоже переселились по воле Кришны. Кришна был пастухом; Христа часто называют добрым пастырем. Кришна родился на свет в тюрьме; Христос — в хлеву. В обоих случаях могущественные тираны были предупреждены об этих рождениях; и в результате, опять же оба, приказали учинить массовое избиение младенцев.

__________
* Английское название евреев — jews — прим. пер.

Со времени Кришны начинается качественно новый этап изучения философии первого луча (главным образом благодаря сочинениям Вьясы, жившего около 5000 лет назад).

С течением времени значительная часть территории Катхиявара оказалась затопленной; ядавы рассеялись и, возможно, эмигрировали. А то, что у иудеев существовали традиции, которых не было у ядавов, объясняется тем, что этот древний народ вследствие долгого общения с египтянами перенял некоторые их обычаи, например обрезание.

Учитывая все эти обстоятельства, я долгое время сомневался, существовал ли на самом деле такой человек, как Христос. Даже сейчас нельзя сказать точно, был он в действительности или же нет. Однако это не самое главное. Своеобразие Христа объясняется той мистической силой, которая действовала через него. Так что нет ничего невозможного в том, чтобы эта сила проявилась в нашем мире в образе конкретного человека. Он мог принадлежать к какому угодно лучу.

Эта сила направляла мысли и поступки огромного множества людей на протяжении многих столетий, начиная со времени появления последнего великого адепта; и все это время она как могла удовлетворяла все духовные нужды планеты. Если будда не приходит, именно эта сила заступает на его место.

Пока существуют ассоциации адептов, дела должны идти более или менее нормально. Но предположим, что духовность человечества приходит в упадок, материализм поднимает голову и Братство перестает существовать. Даже в этом случае сила, оставленная адептом первого луча, продолжает присутствовать в мире; и на какое-то время она способна заменить собою любого Бога.

Входя в какого-либо конкретного человека, принадлежащего к тому или иному лучу, она играет роль логоса этого самого луча. Луч, к которому принадлежал человек-Христос, до сих пор не поддаётся точному определению. Однако предназначение связываемых с ним событий на духовном уровне совершенно очевидно, равно как и уроки, которые из них должно извлечь.

Верховным чоханом Гималайского Братства является Будда, а его святым покровителем — Авалокитешвара. И потому ему очень хотелось бы иметь в своих рядах двух человек, находящихся под влиянием этих двух сил. С первым им повезло, так как некоторая часть Будды присутствует в таши-ламе. Считается, что под покровительством Авалокитешвары находится далай-лама, однако в действительности это не так. Все посвященные говорят, что Авалокитешвара — их покровитель, а Будда — их великий гуру. Он сам, непосредственно, обучает их. Он раскрывает им глаза и помогает совершенствоваться их умам, вливая в них часть своей божественной жизни.

Голос приходит к вам нежданно, когда вы его совсем не ждете, и дает вам полезные и важные советы. Это случается тогда, когда человек уже достаточно близко подошел к состоянию адепта. Он говорит вам о самой сокровенной природе вашего собственного логоса, указывает вам, из какого луча вы вышли и по какому лучу вам надлежит продвигаться дальше.

Если этот голос исходит откуда-то из глубин первого луча, значит, у него есть своё особое место пребывания; а это, в свою очередь, означает, что в каком-то месте все прочие логосы сливаются воедино. Это Центральное Солнце Безграничной Славы — настолько могущественное, что в один момент оно способно уничтожить сразу несколько солнечных систем. Свет Солнца — это Дайви-Пракрити. А Центральное Солнце и есть тот самый «Все Ещё Едва Слышный Голос» — Голос, заключающий в себе всю картину Жизненной Эволюции.

Говорят, что Кришна играет на флейте, т.е. он исполняет Песню Жизни. В этой песне семь свар,* заставляющих вибрировать жизненный поток; и внешняя Дайви-Пракрити улавливает вибрации Песни. Эти семь свар лежат в основе всего в Космосе, что имеет семеричную структуру. (Этому я посвятил одну из своих недавних статей.) Он сам — эта песня; он — дух и душа песни. Стоит ему только взять одну неверную ноту, и все человечество... (!!!)

__________
* Свара (санскр) — голос, звук, нота — прим. ред.

Каждый посвященный должен найти свой собственный луч. До того как появляется Голос, все люди следуют примерно одним и тем же эволюционным путем. Но затем Голос направляет человека по пути того или иного луча. Однако Голос ни за что не станет торопиться с оказанием вам этой помощи, если вы сами не поторопитесь её получить.

В каждом человеке заключено ещё одно, иное существо — та самая маленькая девочка из «Идиллии Белого Лотоса», которая может предвосхищать появление Голоса, помогая нам полезными советами. Это наша собственная душа.

То состояние сознания, в котором человек начинает слышать голос, лежит выше сознания дэвачана. Это та самая ужасная нейтральная точка сознания. Это Голос Безмолвия, Христос. Полюсами сознания являются: 1) нынешнее человеческое сознание и 2) сознание Логоса.

Во сне человек может получить неверные сведения и ложные впечатления. Просто добрый и высоконравственный человек в конечном итоге сможет продвинуться дальше по пути духовного прогресса, чем тот, кто настойчиво стремится пробиться на астральный уровень. Все великие учителя предлагали в качестве пути, коего надлежит придерживаться, всего лишь несколько универсальных моральных принципов, а не астральные чудеса. Нет такого положения, из которого человек не мог бы извлечь для себя пользу. Похоже, что при распределении счастья было допущено гораздо меньше несправедливости, чем при распределении богатства.

В индуизме существуют три основных течения. Первое — брахманизм — исходит из первого луча, на нем основаны Веды. Второе течение — буддизм; а третье базируется на остальных пяти лучах, между которыми существует определенное семейное сходство. Эта «пятилучевая» система считается халдейской.

Братство основано на халдейской системе, на которую «сверху» наложен буддизм. Как братство практиков оно должно создавать адептов всех лучей. Для массовых религий халдейское основание не годится, ибо такой фундамент может быть подведен под религию только тогда, когда большинство людей в мире станут посвященными, потому что в этом случае они будут знать порядок расположения лучей. А буддийская система подходит более всего для философов, так как её взгляд на Бога аналогичен взглядам великих Учителей. Первый луч — это Бог, которому может поклоняться основная масса человечества. Тому есть две причины. Во-первых, он играет роль не только учителя, но и царя. И опять же, он является изначальным творцом. Он вознаграждает праведных и наказывает грешников. В нем пребывает постоянное Присутствие, помогающее всем людям; но не каждый человек может стать этим лучом.

В буддийской системе Будда — великий Учитель. Он создает адептов. Халдейская же система — чистый адвайтизм, поскольку Парабрахман присутствует в каждом человеке, только принимает в разных людях различные формы. Но для массовой религии единственным выходом является следование либо первому, либо второму Лучу. Из них второй несколько ограничен, а первый более или менее универсален.

AHJH (я есть то, что я есть) — это истинный Бог иудеев, и он же, строго говоря, — Шекина. Эта мистическая сила призвана исполнять волю AHJH среди евреев, ради их блага. Когда божественное проявление того или иного логоса недоступно, Шекина выполняет за него его работу. Именно Шекина является еврейской «церковью», а не Адонай. С течением времени иудеи впали в заблуждение, приняв AHJH за Отца, a JHVH (Иегову) — за Сына. Поскольку AHJH не проявлялся, они решили, что JHVH — его Сын; и, полагая, что оба они пребывают в одной и той же сфере, стали смешивать Шекину и Адонай.

Только первые два логоса могут снова воплотиться, однажды достигнув нирваны; остальные — нет. Будда может разделяться на три части: одна остается в нирване; остальные две спускаются вниз, чтобы помочь человечеству.



ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ И ЛУЧИ

Гаятри — это Дайви-Пракрити первого луча, комбинированное влияние обоих элементов этого луча. «Пресуществление» — основная идея, связываемая со (всеми) древними ритуалами яджни (жертвоприношения). Данные обряды совершались с целью удовлетворения этой самой силы, которую называли яджня-пурушей (т.е. Христосом). Однако со времени Вьясы и Кришны (ок. 3000 лет до н.э.) в этой практике произошли перемены. Кришна стремился покончить со всеми жертвенными заклинаниями и потому советовал Арджуне освободиться от мысли о необходимости кровавых жертвоприношений. (См. «Бхагавадгиту», о приношениях из листьев или цветов.)

Кровавые жертвоприношения использовались всеми варварскими народами для вызова элементалов и т. д., дабы последние могли проявляться. Эти ритуалы смогли проникнуть и в более высокие сферы, поскольку, будучи неспособными осуществить истинный перенос Жизни, люди использовали их в качестве суррогатной подмены. Но и эти жертвоприношения часто заканчивались вызовом одних лишь элементалов, а не духовных влияний; и потому с течением времени назрела необходимость отмены всех кровавых жертв.

Последней жертвой является передача духовной жизни высочайшего чохана его преемнику. Считается, что он передает своему наследнику заключенный в нем свет Христоса.

Существуют два вида крестов — небесный (Адонай) и земной (Человек). Человека называют крестом, потому что четыре его принципа расположены в форме креста. Четыре конца креста символизируют четыре принципа в человеке — четыре авастхи (свапна и т.д., т.е. бодрствование, сон, глубокий сон и «экстаз»). Наивысшей является турия-авастха — просветлённая джаграта-авастха (бодрствование). Их последовательность: джаграта, свапна, сушупти, турия.

Пока Христос существует в контакте с человечеством или хотя бы с кем-то из людей, он остаётся в той или иной степени распятым, поскольку, строго говоря, ему надлежит находиться в своей собственной светлой обители, в нирване. Однако он остается с людьми (или, точнее, в людях), чтобы помогать им; и коль скоро он присутствует во всех людях, именно в них он в той или иной мере распят. Те же четыре оконечности креста называются еще падами, или ногами. Таким образом, человека сравнивают с овцой (четвероногой), а всё человечество — с овечьим стадом. Христоса же называют добрым пастырем, поскольку он заботится об этих четвероногих тварях (см. «Мундака-упанишаду»). Дживатма, индивидуальная Сущность, считается тем самым четвероногим существом, всё человечество — стадом овец, а Христос — пастырем.

Говорят, что у Кришны было много тысяч жен (гопи). Каждая человеческая душа — это маленькая девочка, которая служит человеку ангелом-хранителем. Эта девочка должна в конечном итоге выйти замуж за индивидуальный логос этого самого человека. Но, как это ни удивительно, даже при жизни в человеке пребывает наряду с мужским принципом Христос; и в этом плане практически все человеческие души рассматриваются как жены Христоса. В Махабхарате описанию этого факта посвящен один эпизод. Некто сказал Кришне: «Говорят, у тебя так много жен, не мог бы ты подарить мне одну?» Кришна ответил: «Войди во все их дома и, если найдешь место, где меня нет, бери ту, что живет в этом доме». (Далее сказано, что человек вошел во все дома, но, куда бы ни заходил, везде находил Кришну.) Едва ли найдётся такая человеческая душа, рядом с которой в человеке не пребывал бы Христос.

Маленькая девочка («Идиллия Белого Лотоса») стоит выше каранашариры, так как это Дайви-Пракрити. А ещё выше Дайви-Пракрити стоит «многоликая» сила. Но поскольку Дайви-Пракрити сравнивается с девочкой, то все человеческие души вполне можно назвать женами Кришны. Индивидуальность является отражением этого света в каранашарире. Таким образом, речь идет об отражении собственного логоса человека, переданном через посредство исходящего от него света. И следовательно, мы получаем каранашариру, отраженный в ней образ и свет, который передаёт это отражение: каранашариру, дживатму и маленькую девочку. Однако отражённый образ — это только луч света, реальна лишь маленькая девочка; поэтому отражение исчезает, как только человек освобождается от каранашариры.

Следуя аналогии, можно сказать, что отражение Солнца отличается от солнечного света. Есть три вещи: каранашарира, отраженный образ (дживатма) и свет, исходящий от Солнца (маленькой девочки). Каранашарира — это зеркало, отражение дживатмы, Эго, которое мы ощущаем. Со временем человек понимает, что он и есть эта маленькая девочка. Когда человеческая душа соединяется с логосом, девочка становится женою логоса. Но в дополнение ко всему этому есть ещё вездесущий таинственный Голос.

Этот Голос субъективен даже для маленькой девочки; он не объективен. Он повсюду и нигде и может проявляться на любом уровне, хотя ни на каком конкретном уровне его нет.

Ангел-хранитель является и в то же время не является одним из принципов человеческой души, так как он охватывает всё человеческое существо. Строго говоря, он и есть сам человек. Он отличен от «семи добродетелей» — классификации, принятой у каббалистов. Даже в семеричной классификации Голос должен охватывать её всю.

Гаятри — это маленькая девочка из первого луча.

В сандхье возносится молитва, обращенная ко «Многоликой силе». Сома олицетворяет приток жизненной энергии, поглощаемой как богами, так и людьми; она подменяет подлинный Эликсир Жизни.

Царица Лотоса (Изида) была названа выше маленькой девочкой. Но есть ещё одна маленькая девочка — это человеческий разум. Та (маленькая) девочка, что играла в мяч и т.д., отлична от женщины из пруда, ибо она — разум.

Есть и ещё одна женщина — в самом логосе. Вообще в логосе есть около дюжины богов и богинь. Рассмотрим отдельно Дайви-Пракрити и отдельно логос как таковой. Тогда Царицу Лотоса следует отождествить с Дайви-Пракрити. Маленькие девочки (разные лучи) отличаются друг от друга по возрасту. Если быть более точным, то самая младшая из них — Свет первого луча. Свет Будды — чуть старше. Первой по виду можно дать лет двенадцать; если же двигаться далее, женщины будут становиться все старше и старше. Их соответственные возрасты — 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36 лет. Самая младшая — Гаятри. Она — самая беспокойная и самая могущественная. Внешние проявления логоса могут существенно отличаться друг от друга. Истинный облик первого луча логоса весьма своеобразен. Он может принимать любые формы, но когда появляется во всем своем могуществе, он выглядит как мальчик двенадцати лет. Будда всегда предстает в виде мальчика не старше шестнадцати лет.

В процессе эволюции первый луч проявляется последним и потому считается самым младшим ребенком Парабрахмана. Однако на самом деле это самое первое проявление. Первым дхьян чоханом становится человек этого луча. Именно он приводит в движение эволюционный поток.

В некоторых лучах девочка выглядит как красивая взрослая девушка; однако она не имеет истинной формы, а та форма, что есть, часто изменяется. Дайви-Пракрити проявляется, как правило, в образе женщины — как в момент просветления.

Во время первого появления маленькой девочки вы еще не знаете, кто она; и лишь долгое время спустя начинаете осознавать её истинную роль. Природа — это огромная машина, служащая прогрессу человечества.

Даже если Голос не слышен, природа продолжает свою работу. Цель Голоса — помогать человечеству. Его двойник в нирване принимает участие в Творении, но и при этом у него нет никаких иных задач, кроме помощи человечеству. Поэтому Голос не может существовать вне человека. И обнаружить его где бы то ни было ещё в природе невозможно. Последний великий адепт, оставивший этот Голос, может отозвать его обратно по собственному желанию; и тогда его проявление прекратится до прихода следующего адепта этого же самого луча. Таким образом, он делает своё дело исключительно из филантропических соображений. Аналогичная сущность — с таким же предназначением — есть в каждом из миров. Голос в какой-то мере связывает между собою всех людей, это общечеловеческие узы. (См. Beale, Catena of Buddhist Scriptures from the Chinese.)

Голос Безмолвия — метафизическое выражение. Это воображаемая совокупность всего человеческого опыта.

В человечестве пребывает одна пада, или стопа (Пуруши), первого луча логоса. Собственно говоря, повсюду пребывает последний адепт первого луча. С начала эволюции нынешнего человечества, возникшего миллионы лет назад, появилось и исчезло уже трое таких адептов. И вероятно, когда-нибудь появится четвертый.

Голос имеет силу во всех югах (эрах). Но его действие зависит от определенных обстоятельств.

(Дакшинамурти — это своего рода бог, а не адепт.) Это не аватара, так как сам является этой великой силой. Он становится великим Махариши — человеком, подобным Будде. Время его прихода практически не имеет значения, поскольку присутствие его предшественника фактически сохраняется.

Условия, при которых природа создаёт адептов, всегда остаются неизменными. Между ними не должно быть никакого перерыва. Этот великий энергетический поток всегда присутствует здесь, оставляемый последним великим адептом. Этот последний — скорее бог, чем адепт. И именно этой оставляемой им силе предстоит исполнить роль гуру при его последователе.

«Песнь Жизни» (3, 5, 7, примечания) смотрите в «Чхандогья-упанишаде».

Счастливы те, чьи астральные ощущения еще не пробудились, ибо они не видят всех тех ужасных вещей, которые нас окружают. Святая жизнь создает нечто вроде ауры, окружающей и защищающей человека от них. Все элементалы и дугпа боятся Многоликой силы. Похоже, что само её присутствие вселяет в них ужас. Вечный Элемент имеет последователей, но Многоликая сила делает всю свою работу сама.

Новый Завет (Библия), Евангелие от Иоанна.

I. 1. «Слово было Бог». Слово = Голос.

Бог = Вечный Элемент первого Луча.

4. Свет = Дайви-Пракрити.

5. Тьма = Собственное Эго человека, которое не понимает, что это за Свет (см. «Свет на Пути»).

9. Он = Христос. Свои = Человечество.*

12. Т.е. воссоединиться со своим собственным логосом. Имеется в виду имя, которое открывает человеку Всё Еще Едва Слышный Голос.

14. Когда он воплотился в Иисуса. Иоан., XIV, стих 16. Собственный Логос.

XV. 1. Другие Логосы.

По поводу функций Вечного Элемента первого луча, когда приходит время направлять к нему логосы всех людей, я могу сказать, что он осуществляет нечто вроде контроля над другими логосами.

__________
* Евангелие от Иоанна, I.11: "Пришёл к своим, и свои Его не приняли". — прим. ред.



ТРОИЦА И ЦЕНТРЫ ТЕЛА

Понятие «Отец» соотносится с великим богом Адонаем, который в той или иной мере является его неотъемлемым двойником. Возможна, однако, иная трактовка: если Христос — это особое воплощение, то он может быть и не всем JHVJ, но только некоей его воплощающейся частью. Любая его часть способна распространить свое влияние на человека. Так, каббалисты, похоже, считали, что в Иисусе проявляется только Вав, а не весь JHVH, и что именно он может время от времени устанавливать контроль над человеком. А если он говорил от имени V (Вав), то I (Йод) должен был быть Отцом, а H (Хей) — Утешителем (являющимся основным элементом Голоса). Однако в Кришне мы видим проявление сразу всей троицы.

В Махабхарате («Дрона-парва») Кришна говорит: «У меня есть четыре формы; одна — постоянно спит в нирване, а три остальные таковы: одна — постоянно совершает тапас в мире (т.е. это маха-чохан), еще одна — присутствует повсюду, чтобы помогать людям, а другая — постоянно перерождается на благо человечеству». Этот третий элемент и есть ваш Христос. Такого мнения придерживаются многие еврейские раввины. И если это так, то он имеет все основания называть предшествующий Йод своим Отцом, так как это верховный (на данное время) чохан планеты, а Утешитель — это Святой Дух, являющийся самым главным элементом Голоса. Строго говоря, в Голосе существуют все три элемента, но преобладающая роль в нем все же принадлежит Святому Духу. Та часть, которая нисходит на уровень человечества, делится на три части — по причине, которую можно было бы назвать разделением труда. Высочайший чохан может какое-то время пребывать в любом из лучей. В нем пребывает Йод, в то время как Бина, каббалистический сефирот = Мудрость, (Хей) играет роль Святого Духа, а Вав продолжает перерождаться ради блага человечества. Не будучи воплощённым, он смешивается со Святым Духом; так что когда наступает время уходить, все три элемента собираются в единую троицу в своей первоначальной обители, а начатую работу продолжает наследник.

Расщепляя Вав, можно получить Тетраграмм без последней «Хей», присутствие которой необязательно.

Таково было воплощение Рамы (Йод), который вместе со своими тремя братьями составляет как раз четвёрку.

Если Христос представлял собою только Вав, то только потому, что в то время было необходимо именно такое проявление.

Когда же он собирается уходить, и после его ухода, маха-чохан берет на себя заботу обо всех людях.

Адонай может создавать нечто вроде искусственного логоса, если того требует та или иная конкретная цель. У него имеются около 140 самостоятельных сил, каждая из которых способна создать огромное множество проявлений. А в случае с лучом Будды мы имеем 200000 различных сил, у каждой из которых есть свое особенное имя. Всего же насчитывается около 7000000 различных сил.

Анима Мунди — астральный свет, 4-й принцип (семеричной классификации) солнечной системы. А Эго — это ваша каранопадхи до тех пор, пока вы остаётесь человеком.

Монада — высшая часть пятого принципа в человеке. Нельзя утверждать, что монада остается, пока есть человек. Это единственное, что остается постоянным на протяжении жизни множества личностей. Иногда ее называют Кутам-Чайтаньей.

Кута — совокупность скандх, или таттв. Это энергетический центр, переходящий в дэвачан. 6-й и 7-й принципы вместе составляют логос, 6-й принцип выполняет функцию его упадхи и потому является истинной шакти. Логос в данном случае можно считать астральным телом этой упадхи, а Парабрахман — её каранашарирой. Во всех практических случаях различают только две троицы: одна — человеческая, другая — логоса. В человеке это стхулашарира, астральное тело и монада; в логосе — 6-й и 7-й принципы и Парабрахман. Парабрахман играет ту же роль, что и каранашарира. Именно эту троицу христиане называют Отцом, Сыном и Святым Духом. Святой Дух — это 6-й принцип.

Чиччхакти, Чинматра, Чидакаша. Когда все три соединены вместе, мы имеем объективное сознание, субъективное и несознание. Объективное сознание и его субъективное сознание высшей троицы, и троица как вещь в себе, несознание, когда её сознание сосредоточивается в Парабрахмане. Нам остается только менять одно на другое или же трансформировать одно в другое. Единственный способ такой трансформации начинается с того, что свою собственную монаду необходимо попытаться заменить логосом. Как только вам это удаётся, его аура (то есть его упадхи) начинает смешиваться с вашим астральным телом, таким образом понемногу совершенствуя последнее, пока оно не достигнет уровня 6-го принципа; и когда это превращение завершится. Логос, 6-й принцип и Парабрахман войдут во всё ваше существо и обе троицы сольются воедино. Постарайтесь сделать так, чтобы место вашей каранашариры занял логос; и поскольку ваше астральное тело управляется вашей монадой, то логос, заняв её место, фактически будет сам распространять свою ауру (а это 6-й принцип) на всё ваше астральное тело. А вместе с аурой Логоса в вас войдет и его свет. При этом астральное тело будет становиться с течением времени всё более одухотворённым и все его характеристики будут всё более напоминать 6-й принцип. Проще всего рассматривать всю систему как единый центр, излучающий энергию, считая сам этот центр телом. Пока ваш центр энергии действует, тело продолжает жить. 7-й принцип — это центр, через который в виде внешней энергии проявляется Парабрахман; и, поскольку последний вечен и вездесущ, его запасы энергии неисчерпаемы, а исходящая из него жизнь создает его тело. А потому, когда этот центр и это тело войдут в ваше существо и вы передадите им весь свой опыт, трансформацию можно считать завершенной, а вы становитесь уже не человеком, а Богом.

Солнце может служить примером источника почти что неисчерпаемой энергии. Ни одна современная теория не в состоянии убедительно объяснить, каким образом эта энергия восстанавливается. Всё дело в том, что у видимого и ощутимого света и тепла есть вечный и бесконечный внутренний источник, никогда не дающий сбоев; и, коль скоро источник энергии вечен, его можно представить себе только как точку, через которую энергия проявляется. И уже видимый свет, или жизнь, или чайтанья, формирует тело, или упадхи.

Ишвара — это Логос.

Утверждают, что монада приобретает ответственность, только когда достигает человеческого царства.

Говоря о том, что монады приобретают определённую индивидуальность, достигнув человеческого уровня, я просто хочу указать на ту стадию, на которой дифференциация становится явной и ощутимой. В животном царстве она воспринимается ещё очень слабо.

Космическая эволюция начинается с первым проявлением логоса. Он проявляется как сознание, которое пробуждается ото сна.

Воля — всего лишь один из атрибутов разума, а монада является зачинателем всей активной деятельности. Четвёртый принцип — просто аура.

Вся оккультная наука не видит большой практической пользы в разделении трёх низших принципов. При любой практической деятельности лучше всего воспринимать их как единое целое. И опять же, для чего разделять 4-й и 5-й принципы, если можно принять за одно целое низшую часть 5-го и 4-й, коим является астральное тело.

От кармы прошлого воплощения невозможно избавиться, если она не исчерпана до конца.

А в нынешнем воплощении приобретается новая карма. Карма адепта — иного рода.

Поскольку существование в дэвачане полностью субъективно, в него могут входить лишь интеллектуальные эмоции и наиболее возвышенные стремления. Прочие действия создают следствия, имеющие отношение скорее к физическому, нежели к субъективному уровню.

Даже если импульс уже исчерпан, избавиться от придаваемой прижизненными занятиями окраски удастся ещё очень нескоро: например, если человек значительную часть своей жизни много размышлял, скажем, об архитектуре. Подобного рода идеи придают разуму специфическую окраску, которая переходит вместе с человеком в следующее воплощение. Эта окраска не исчезает полностью даже в дэвачане.

У каждого человека есть три вида кармы: 1) карма, оставшаяся от прошлого рождения, 2) накопленная от нынешнего рождения до настоящего момента, 3) та, которую мы создаем сейчас.

Понятие буддхи относится скорее к 5-му, нежели к 6-му принципу, 6-й принцип — источник атмабодхи. 6-й принцип, чиччхакти, называют Гуань-инь.

Если Святой Дух — это 6-й принцип, то он исходит через логос от Отца. Но если он является материей логоса, то в этом смысле он представляет собою Пракрити. Таким образом, Святому Духу можно дать сразу два определения, различия между которыми стали одной из важнейших причин возникновения разногласий между греческой и латинской церквями. Только 7-й принцип является в полном смысле слова логосом.

Даже существование бесконечного пространства зависит от воспринимающего эго, и точно так же существование Пракрити зависит от существования логоса, который играет роль воспринимающего эго между субъектом и объектом.

Когда же логос перестает существовать, все объективное пространство тоже исчезает.

Прана — это то же, что и сушупти. Выше её начинается сознание 6-го принципа.

Какова бы ни была карма человека, она будет действовать на уровне более высоком, чем уровень кошки или собаки, — в плане интеллектуальной энергии и уровня физического развития; таким образом, новое положение вещей, определяемое кармой, никогда не низведет человека до уровня животного.

Чайтаньям-вишваху — это Вишну, и жизнь Вишну, и всё, что существует.

Сушумна некоторым образом связана с каналом, проходящим через середину спинного хребта. Это своего рода артерия, по которой перемещается поток магнетического электричества. Энергия, проходящая через сушумну, — это жизненное электричество, а сам канал соединен с желудочками мозга.

Где он начинается? Он начинается в муладхара-чакре, а заканчивается в брахмарандре.

В различных книгах местоположение брахмарандры указывается по-разному. Я сам полагаю её в головном мозге.

Иногда сама кундалини называется сушумной. Как узнать, что она действует? Вы почувствуете, что снизу вверх, к мозгу, как будто бы восходит огонь, — словно горячая, огненная струя поднимается вверх со дна вертикального канала.

Ида и пингала должны действовать попеременно. Если остановить обе, горячий поток вынужденно направится через сушумну. Если даже практиковать одну только кумбхаку, сушумна начнет действовать; но раджа-йог знает способ, как пробудить сушумну и без всех этих операций. Этот способ связан с таинством посвящения.

Почему сушумну называют главенствующей над всеми нервами?

Потому что только через неё могут выходить жизненный принцип и астральное тело йога и душа адепта в момент смерти последнего; и к тому же именно в ней циркулирует та сила, которую называют душой, или каранашарирой.

Если каранашарира пребывает в состоянии сна, то как она может действовать? Это не просто состояние сна, но йогический сон. Это отдых после бури, описанный в «Свете на Пути».

Когда говорят, что солнечная система и т.д. пребывает в сушумне, это означает, что сознание временно сосредоточено в центре, циркулирующем в сушумне, но в то же время контактирует с астральным светом и вселенским Разумом, что позволяет человеку видеть весь Космос.



ЧАКРЫ И ЛУЧИ

В стхулашарире имеются шесть чакр, связанных с соответствующими центрами астрального тела и энергиями каранашариры и, наконец, с определенными способностями Логоса.

Листья и лепестки чакр отражают соответствующие способности и имеют объективное существование. Например, считается, что одна из них состоит из 8 основных лепестков; однако это совсем не то, что лепестки цветка, но скорее 8 полюсов магнетической энергии мозга, подобные магнитным полюсам.

В семи центрах (чакрах) размещены семь элементов; и говорят, что, когда кундалини прорывается через какой-либо из них, она тем самым позволяет человеку подчинить себе эту таттву. Иными словами, когда кундалини пробивает ту или иную из этих чакр, она приобретает власть над всеми силами, связанными с её элементалами. Это точка зрения хатха-йоги, а не моя собственная. Разум расположен меж бровей. После того как кундалини проходит сквозь одну из чакр, она вбирает в себя её сущность, или энергию, и так далее, после чего интегрирует всё это в некое подобие общего, совокупного потока. Связь между чакрами и планетами:

Муладхара связана сСатурном
ВтораяЮпитер
ТретьяМарс
ЧетвертаяВенера
ПятаяМеркурий
ШестаяЛуна
СедьмаяСолнце

Луна связывается с разумом, потому что она так изменчива, непостоянна.

Когда разум соединяется с кундалини и кундалини приближается к брахмарандре, человек становится ясновидящим.

Кундалини — это сила, заключенная в муладхаре, это астральный змий. Считается, что его голова находится в области пупка (?). Пробудить его можно, добавляя огонь в муладхару.

Силу кундалини сравнивают со змием, потому что она движется и извивается. Ей приходится двигаться по кругу. Ида и пингала в нормальном состоянии чередуются.

В книгах говорится, что кундалини имеет 3 1/2 витка. Данный факт указывает на то, что она проходит через три матры и половину Пранавы. Но иногда указывается иное число витков — 8, потому что её энергия проходит через аштапракрити. И ещё один возможный вариант — 4 витка.

Аштапракрити описывается в «Бхагавадгите».

Поклонение идолам появляется в этой стране главным образом со времени Махабхараты. В Махабхарате ничего не сказано о существовании каких-либо храмов.

Джайнизм — древнее ныне существующего буддизма.

В Махабхарате используются следующие обозначения:

Шишковидная железа 7-я чакра
Гипофизпредположительно  6-я чакра
Копчиковая железа 1-я чакра

Шира-Лингам — Всё Еще Едва Слышный Голос; его змий — кундалини. Все Еще Едва Слышный Голос начинает звучать именно в кундалини. Это лингам в микрокосме (в человеке). Округлая вещь — это муладхара; кажется, что Все Еще Едва Слышный Голос исходит из неё. Шира-Лингам есть в теле каждого человека.

Каждая чакра окрашена в какой-нибудь цвет. Их порядок постоянно меняется. Это семь цветов астральных потоков, создающих астральное тело, соответствующая чакрам аура имеет разные цвета.

В луч AHJH входят более 25 различных сил. Есть одна особая группа из 14 сил и один центр сострадания. У целителей имеется двойник в дэвалоке.

В первом луче есть три великих целителя, один из которых может оживлять мертвые тела (правда, неизвестно, на какой срок). В большей или меньшей степени все силы наделены способностью давать полезные советы, но среди них есть некоторые, наиболее преуспевшие в этой области, включая всё, что связано с искусством исцеления, например сломанных конечностей. Один риши, вызвав эти силы, смог даже вернуть себе молодость. Впоследствии этот риши женился. А раньше у него была проказа. Он не был великим адептом. Многие люди, носившие имя риши, вовсе не были великими адептами. Некоторые силы ничего не советуют, но просто исцеляют вызвавшего их человека. Таких сил много, но две из них наиболее могущественны. Но самое лучшее — установить контакт со своим собственным логосом и тогда уже приобрести все эти силы оптом.

Луч Будды — это поистине нечто гигантское: в него входят миллионы и миллионы сил, которые создают к тому же различные комбинации и вариации.

Первый луч — намного проще, ибо в него входят лишь некоторые избранные силы. Похоже, что ни один другой луч не может похвастать таким количеством сил, как буддийский.

Это нормальная комбинация трех логосов.

Каждый луч имеет собственную регулярную армию. Силы луча Будды очень активны, и вызывать их достаточно легко. Силы первого луча гораздо менее доступны. Все силы первого луча скрыты за завесой. Похоже, что к нему относится всё то, что способно убивать и уничтожать в массовом масштабе. Даже луч AHJH обладает несколькими устрашающими потоками подобного рода.

Небесный Будда — самый прекрасный из богов. Будда должен хранить в своей голове всю программу развития природы, поскольку он представляет собою освященную сущность природной мудрости. К нему (в его полной, всеобъемлющей форме) труднее всего приблизиться, хотя в этой своей ипостаси он выглядит улыбающимся маленьким мальчиком. Но сам он помогает другим, даже тем, кто не принадлежит к его собственному лучу. Он наставляет их на истинный путь, учит их или вкладывает полезные идеи в их головы, а также укрепляет их разум.

Бидара — черный кот.

Танец некоторым образом связан с Аттик-Джоммином и Пандарами. Танец AHJH приносит пользу на ментальном уровне; при этом музыка сфер отмечает время. В самом AHJH существуют девять разных вариаций.

AHJH насчитывает примерно двадцать две с лишним тысячи комбинаций.

Кака — одно из санскритских имен, переводится как ворон.

У каждого луча есть собственная литература, своя собственная терминология (разная) и свои силы (разные). Целостную философскую систему можно составить только на основе AHJH, поэтому храмы и национальные религии создаются под его влиянием. Например, Чидамбарамский храм и Парашурама принадлежат лучу AHJH. Этот луч связан теснее с шайваизмом, нежели с другими ответвлениями индуизма. Лишь в сравнительно поздний период шайваизм стал ассоциироваться с фаллическим культом. Эта последняя идея слишком примитивна; и до сих пор не ясно, каким образом ей удалось утвердиться. Вероятно, её появление было связано с отклонением в сторону черной магии. Все эти религии появлялись уже сотни раз и столько же раз появятся снова, только всякий раз в новой форме. Истинный оккультизм подобен каранашарире, различные философии — сукшмашарире, а массовые религии, храмы и т.д. — стхулашарире. AHJH — это луч, управляющий планетой, планетный дух. Считается, что каждая планета находится под влиянием некоего особого планетного правителя. Вся каббала посвящена лучу AHJH.

Аттик-Джоммин расположен на территории Танджурского дистрикта. Он упоминается в Рамаяне под названием Шветараньям-Кодакери. В образе Аттик-Джоммина, находящемся в этом храме, есть нечто такое, что вызывает благоговейный трепет.

Это богиня по имени Брахма-видья. Каббала — это весь луч AHJH.

Природа должна действовать в определенном направлении, чтобы создать расу дхьян чоханов. Однако могут быть разные пути достижения этой цели. Изобретательности природы нет предела.

Логосы продолжают ныне процесс сотворения Космоса; они придерживаются при этом определенного плана, однако в будущем этот план может быть подвергнут изменениям и усовершенствованиям. Уже сейчас мы видим огромное разнообразие различных вариантов построения систем — с одним солнцем, с двумя и так далее.

Парабрахман существовал и будет существовать вечно и всё время проявляется в виде семи лучей, однако при этом его потенциал никогда не истощается. Основные принципы оккультизма так же вечны, как и Космос. Пространство бесконечно, и солнечные системы неисчислимы. В своей солнечной системе мы видим одно солнце, имеющее определённое строение. Но природа продолжает свои эксперименты в самых разных уголках пространства. [Кто знает, возможно, в будущем в Космосе появятся, помимо ныне существующих, системы, состоящие из трех и даже четырех солнц! Самые мощные телескопы охватывают лишь незначительный участок пространства; но и этого достаточно, чтобы убедиться в неисчислимости звездных скоплений и т.д.]

Время бесконечно, пространство бесконечно; но что мы получим, если помножим бесконечность времени на бесконечность пространства!

Похоже, что феноменов во вселенной не счесть, и в ней всегда остается бескрайнее поле для продолжения исследований. Человек, как индивидуум, несоизмеримо мал в масштабах вселенной.

Поэтому у человека не было бы никаких шансов найти Бога, если бы он сам не был создан по Божьему образу и подобию. Вместо того чтобы исследовать бескрайний Космос, вы с тем же успехом можете изучать микрокосм, в котором тоже можно найти центр. Заглянув в самого себя, человек может обнаружить тот же самый центр, что и у всей вселенной. Следует помнить, что вся видимая бесконечность Космоса является лишь одним из аспектов пространства и что есть ещё и другие аспекты — такие же сложные и многообразные, как и этот.

(Даже Парабрахман способен уставать; однако его день неизмеримо длиннее нашего.)

Наиболее практический по своему характеру вопрос — как расширить свои собственные способности. Время и пространство вполне годятся для того, чтобы выколотить из человека его хвастливое самомнение. У Парабрахмана есть состояния, в которых нет ни времени, ни пространства. В каком-то смысле, первый логос находится за пределами пространства, поскольку он сам и есть пространство.

Во Вселенной всегда существуют семь видов логосов, которые действуют сообща, ибо в противном случае невозможно было бы создать ни одну солнечную систему.

Парабрахман = непроявленное Сознание.

Вместо того, чтобы исследовать проявления, лучше направить своё сознание вовнутрь и попытаться отыскать центр. Направление сознания вовнутрь обозначает его обращение к вышестоящим упадхи и их последовательное изучение.

[Адам Кадмон — это истинный Логос. Мы знаем только двух Адамов — небесного и земного, Аттик-Джоммин и т.д. Всё сходится в небесном Адаме. Аттик-Джоммин — это своего рода предводитель 128 богов Логоса.]

Некоторые силы логоса могут находиться за его пределами. Они входят в состав логоса, но все имеющиеся в нём силы можно разделить на две группы: внутренние, которые никогда не покидают логос, и те, что можно назвать наполовину внутренними и наполовину внешними, — их можно вывести за пределы логоса, но только на время, после чего они снова возвращаются. Такая сила тоже входит в состав логоса, но является отчуждаемой. [Аттик-Джомин обычно остается в логосе, но может время от времени выходить из него, всякий раз возвращаясь обратно.] Выше логоса нет более никаких принципов. Насчитывается восемь или девять миллионов дэвов. У вас есть разум, воображение, интеллект или музыкальные способности (способность играть на музыкальных инструментах). У вас (Дж. Н.Ч.) есть ещё способности спортсмена-борца; но в вашем случае они не могут войти в Логос как самостоятельные силы.

Множественные способности сливаются в единое целое, но при этом всё равно сохраняют за собою возможность самостоятельного существования и отделения. Эти силы рождаются в свете логоса.

Христианская Троица не выходит за пределы JHVH. Наш высший логос превосходит ваш парабрахман, а наш Парабрахман — нигде.

Примечание. AHJH = Эхейр = Связано ли это официальное название с Кэтером? Небесный Венец.

JHVH всегда предлагали для массового поклонения, тогда как более возвышенные вещи скрывались.



ЖЕНЩИНЫ-АДЕПТЫ

(Расшифровка стенографической рукописи из Уэльсской секции)

Известны примеры, когда женщины становились высочайшими адептами. То, кем становится индивид — мужчиной или женщиной, зависит от темперамента, а также от многих других причин. Брак, в случае с адептами, означает просто, что двое живут вместе и (во всяком случае, так должно быть) между ними существует определенная связь, выраженная в форме взаимной симпатии.

Одна женщина до сих пор числится в списке маха чоханов одного из величайших лучей — того, к которому принадлежит X... Она — не просто один из великих адептов этого луча, но и автор многих уникальных открытий. Сохранились записи и еще о двух великих женщинах-адептах, одна из которых была матерью Парашурамы.

Один из лучей специально приспособлен для женщин; его называют иногда «лучом любви». Его логос является скорее женским, чем мужским; он принадлежит к магнетическому полюсу Вселенной. Я не думаю, что когда-нибудь может появиться женщина-адепт первого луча, так как он целиком принадлежит к положительному полюсу.

————————

[Выше уровня сутратмы обитают все «маленькие девочки», души людей. Выше их находятся все логосы, вместе взятые, — Божественный Сонм; ещё выше — Парабрахман. Многие люди отождествляют себя с этими существами, но не с логосами.]

Предположим, что кто-то обнаружил на духовном уровне дэвату, идентифицировал себя с ним и стал им в момент смерти. В этом случае он, может быть, будет править множествами аналогичных существ миллионы лет, до конца нынешнего проявления. Все зависит от темперамента, устремлений и силы души.

Некоторые элементалы могут передать нам знание всей медицинской науки или влить в нас свой магнетизм, имеющий целительную силу.

Истинный оккультизм подобен каранашарире; различные философские системы — сукшмашарире, а массовые религии, храмы и т.п. — физическому телу.


————————

Кундалини

Кундалини — это подлинный жизненный принцип в каждом человеке, индивидуализированный жизненный принцип. Это своего рода электрический поток в Хираньягарбхе, пронизывающий оную. Это жизненное электричество. Она не может ни расширяться, ни уменьшаться; она просто становится более или менее активной. Это сила, которую можно использовать. Когда она уходит, связь между каранашарирой и физическим телом тут же прерывается. Йога придает ей активность особого рода. В обычном состоянии она находится преимущественно в муладхара-чакре. Это великий астральный змий. Он связан некоторым образом с Матерью Евой. Без него не было бы почти никакой, а то и вовсе никакой связи между каранашарирой и остальными составляющими человека. Это первый змий, которого вам следует победить. И пока вы не победите его, вы не сможете контролировать элементалы. Если вы его не победите, он никогда не позволит вам подняться к вашей каранашарире.

Практикуя пранаяму, старайтесь сосредоточивать ваш разум в собственном сердце. Представляйте себе, как будто вы целиком находитесь в нем, как будто в нем сфокусировано все ваше сознание. Считается, что при произнесении слова «ОМ» воздушная волна из ваших легких поднимается к гортани. Если кундалини входит в вашу голову, она может принести с собою эликсир жизни; если же она остается внизу, вы не получаете от неё ничего. Она открывает канал сушумны, прочищает его и делает проходимым. Когда она достигает вашей головы, ваша жизненная энергия возрастает, так как кундалини направляет непосредственно к вам в голову живительное электричество солнца.

Если человек ведет беспорядочную половую жизнь, он никогда не сможет пробудить кундалини. Если разум мужчины отягощен беспокойством, возбужденностью, переутомлением и т.п., активизировать кундалини ему не удастся. А когда кундалини наконец активизирована, главную опасность для человека представляют элементалы. Они сразу же замечают новообразованный источник возмущения и начинают собираться вокруг него, дабы изучить создавшего этот источник индивида; и тогда последний временами может даже увидеть их.

Когда элементал приблизится, он начинает изучать ваш разум, узнаёт то, что вам не нравится, или то, чего вы более всего боитесь, и принимает именно такую форму. Некий земиндар совершал шакти-пуджу перед образом Дурги, следуя ритуалу левой руки, и тем самым вызвал одну из форм Кали. Элементал проявился у него за спиной в образе его жены. Он обернулся, чтобы побранить её, совершенно не подумав о том, что его жена никак не могла быть в тот момент в этом месте; и тогда элементал опустил свою ладонь на его голову, от чего тот умер спустя несколько часов. А совершал он обряд для того, чтобы богиня помогла ему стать императором.

Когда человек имеет дело с магическими заклинаниями, он может вызвать очень сильные элементалы, которые потом не так просто отогнать. При естественном развитии вам всё равно придется встретиться с ними, ибо они придут, чтобы испытать вас. Но это происходит лишь на определённом этапе; так что когда вы сталкиваетесь с этими опасными силами, вы уже достигли некоторого прогресса и вооружены знанием некоторых особых методов самозащиты, поскольку чрезвычайная опасность требует принятия чрезвычайных контрмер. Скажем для примера, что всем этим могущественным богам и богиням поклонялись в своё время атланты и что они продолжают существовать до сих пор. Это крайне опасные существа; однако вызвать их совсем не просто. И мы можем только радоваться тому, что они не слишком часто вмешиваются в нашу жизнь.

Действие многих видов магического оружия заключается как раз в том, что они приводят в движение сонмища элементалов. Эти последние могут приобретать разные формы и ведут свою войну разными способами. Большинство элементалов низшего порядка появляется в образе животных; однако высшие элементалы способны принимать любые мыслимые формы и фантастические обличья. Не все элементалы обязательно злы. Некоторые из них действительно жестоки, но есть и просто весёлые или даже кроткие. Они могут сражаться друг с другом, а некоторые и вовсе уничтожают друг друга. Но элемент, в котором они движутся, достаточно прочен; и потому разрушить их не так легко, как физические организмы. Все они пребывают на астральном уровне. Более высокий, в сравнении с ними, уровень населяют иные существа. Некоторые дэвы — злы, так же как и некоторые дэваты. Один из классов этих существ черпает свои характеристики из эмоций, таких как любовь, радость, ненависть и т. д. Это относится к обоим царствам. Но в сфере логоса антагонистические пары противоположностей уже не существуют.


Лучи

В JHVH последняя H обозначает Невесту, Адонай, новый Иерусалим, Церковь, Меркабу, Крест, Царство, Вифлеем, место рождения Христа. И все это вместе означает Веду и представляет вечный элемент первого Луча. JHVH всегда предлагали для массового поклонения, тогда как более возвышенные вещи скрывались. Христианская Троица не выходит за пределы JHVH.

AHJH имеет около 22000 различных комбинаций. Это луч, который управляет планетой, планетный дух. Считается, что каждая планета находится под влиянием какого-нибудь особого планетного правителя. Вся каббала посвящена Лучу AHJH. AHJH — это имя божества, ассоциируемого с Кэтером, небесным венцом. Логос AHJH сочетает в себе как субъективное, так и объективное, чем отличается от всех прочих логосов. Вот почему те, кто принадлежит к этому лучу, стремятся выявлять объективную сторону субъективных вещей и наоборот, так как это необходимо им для более углублённого понимания.

У каждого луча есть собственная литература, своя номенклатура, свои собственные силы. На основе AHJH может быть создана целостная философская система, а также храмы и национальные религии: например, храм в Чидамбараме принадлежит к этому лучу. Этот луч связан теснее с шайвизмом, нежели с любым другим разделом индусской литературы. Лишь в сравнительно более поздний период шайвизм стал ассоциироваться с фаллическим культом — грубой и примитивной идеей, причины распространения которой теперь невозможно объяснить. Вероятно, она возникла тогда, когда одно из ответвлений этого луча отклонилось в сторону черной магии. Все эти религии уже должны были существовать раньше, и ещё сто раз появятся снова, только каждый раз в новой форме.

Изобретательности природы нет предела. Природа, конечно же, придерживается сейчас определенного метода создания расы дхьян чоханов; однако могут быть и другие пути достижения этой цели. Логосы и ныне продолжают процесс сотворения Космоса. Они придерживаются при этом определенного плана, однако в будущем этот план может быть подвергнут изменениям и усовершенствованиям. Уже сейчас мы видим огромное разнообразие систем: это системы с одним солнцем, с двумя солнцами и так далее. Парабрахман существует вечно. Он все время проявляется в виде семи лучей, однако при этом его потенциал никогда не истощается. Основные принципы оккультизма так же вечны, как и Космос. Пространство бесконечно, и солнечные системы неисчислимы. В своей солнечной системе мы видим одно солнце, имеющее определенное строение. Но природа продолжает свои бесчисленные эксперименты в самых разных уголках пространства. Время бесконечно. И пространство бесконечно в каждый конкретный момент времени. Но что мы получим, если помножим бесконечность времени на бесконечность пространства! Во Вселенной всегда остается бескрайнее поле для продолжения исследований!

Если бы человек не был создан по Божьему образу и подобию, у него не было бы никаких шансов найти Бога. Вместо того чтобы исследовать бескрайний Космос, вы с тем же успехом можете изучать микрокосм, в котором тоже можно найти центр. Заглянув в самого себя, человек может обнаружить тот же самый центр, что и у всей Вселенной. Однако вся видимая бесконечность Космоса является лишь одним из аспектов пространства, а ведь есть ещё и другие аспекты, такие же сложные и многообразные, как и этот. Наиболее практичный путь лежит через совершенствование своих собственных способностей. Время и пространство вполне годятся для того, чтобы выколотить из человека его хвастливое самомнение. У Парабрахмана есть состояния, в которых нет ни времени, ни пространства. Один отдельно взятый человек неизмеримо сложнее Парабрахмана, так как может постигать его!

Для Логоса все формы Вак являются вайкхари. В каком-то смысле первый логос находится за пределами пространства, поскольку он сам и есть пространство. Во Вселенной всегда существуют семь видов логосов, которые действуют сообща, ибо в противном случае невозможно было бы создать ни одну солнечную систему. Парабрахман — это непроявленное сознание. Вместо того чтобы исследовать проявления, лучше направить свое сознание вовнутрь и попытаться отыскать центр. Направление сознания вовнутрь подразумевает его обращение к вышестоящим упадхи и их последовательное изучение в порядке их чередования от низшего к высшему. Некоторые силы логоса могут находиться за его пределами. Они входят в его состав, но все имеющиеся в нем силы можно разделить на две группы: внутренние, которые никогда не покидают Логос, и те, что можно назвать наполовину внутренними и наполовину внешними, — их можно вывести за пределы логоса, но только на время, после чего они снова возвращаются. Такая сила тоже входит в состав логоса, но является отчуждаемой. Все силы, вышедшие за пределы логоса, умирают.

Перевод Ю. Хатунцева