Глава 7

БУДДИЗМ ПРИХОДИТ НА ЗАПАД

Вплоть до середины двадцатого века буддизм в Европе и Америке считался чем-то экзотическим. Отношение к нему стало меняться, когда в 1951 году издательство "Пингвин" выпустило в Соединённых Штатах и Великобритании книгу "Буддизм". С тех пор продано более миллиона её экземпляров.178 Автор книги — Кристмас Хамфрис (1901-1983), основатель и президент известного во всём мире Буддийского общества в Лондоне, отдавший этой деятельности шестьдесят лет жизни.

Хамфрис преуспел и как юрист. Он был государственным обвинителем, а позже — судьей в Высоком суде Великобритании. Его называли "добрым судьей", потому что он в первую очередь старался помочь подсудимому изменить свою жизнь.179

В "Буддизме" много упоминаний о теософии и цитат из сочинений Е. П. Б. В этом нет ничего удивительного, поскольку Хамфрис был не только буддистом, но и теософом. Он не раз говорил: "Теософы жалуются на то, что я слишком буддист; буддисты — что я слишком теософ. Я всегда теософ, но если бы нашлась какая-нибудь религия, лучше отвечающая нуждам большего числа людей, я бы не колеблясь стал её последователем".180

С буддизмом, а позже с теософией Хамфрис познакомился, когда изучал юриспруденцию в Кембридже. Он так рассказывает об этом периоде своей жизни:

"В шестнадцать лет я был пылким христианином... У меня был брат, на четыре года старше меня, который в 1917 году погиб на Ипре [в первой мировой войне]. С его смертью рухнули основы моего мира. Не только личная скорбь, но и чувство вопиющей несправедливости переполняли меня... В мире больше не было ни смысла, ни счастья. Я начал читать книги, посвященные сравнительному изучению религий."

В 1919 году Хамфрис прочел книгу Кумарасвами "Будда и Евангелие буддизма", после чего сказал себе: "Вот она, истина, а я, выходит, буддист!" По его словам, "настоящий переворот в сознании" произошёл вследствие принятия им идеи кармы и перевоплощения:

"Первой доктриной, показавшейся мне бесспорной, было перевоплощение. Я не учил "буддизм" заново; я вспоминал его. Я знал всё это, ещё не дочитав книгу; и через короткое время уже писал статьи и читал лекции на буддийские темы."

Хамфриса не устраивало, как буддийская философия обычно преподавалась в миру, однако теперь он видел путь, которым следует идти.

"Я увидел дорогу, но почему она там? Где карта или хотя бы фрагменты её, чтобы взглянуть на начало и представить конец? Ведь если неизвестно направление Пути, каждый следующий шаг может увести в сторону... Миссис Рис-Дэвидс говорила: "Буддизм — это долгий путь от нашего нынешнего несовершенства к тому совершенству, которое скрыто в каждом человеческом сознании". Но мне нужен был План. Я помню, как остановился однажды в Кембридже посреди улицы и начал вслух твердить: "Так не пойдёт, чёрт побери, так не пойдёт! Кто я и что я, крутящийся именно на этом комке грязи, именно в этой вселенной?"

Свой План я нашёл в комментарии к тому, что называется Строфами Дзьян, — очень древнему тибетскому тексту, — в книге Е. П. Блаватской под названием Тайная Доктрина. И тогда мне впервые... стало ясно в общих чертах, каким образом возникает и перестаёт быть вселенная, а также происхождение и смысл человека. Я нашёл карту становления."181

Хамфрис вступил в университетскую теософскую ложу и вскоре был избран её президентом. В 1922 году он закончил Кембридж и стал активным членом ТО в Лондоне. Некоторое время спустя он обратился за разрешением образовать Буддийскую ложу внутри ТО. Просьба была удовлетворена.

Мюриэл До, одна из учениц Хамфриса, вспоминает, что, по мере того как он изучал "Тайную Докрину" и проникался "Голосом Безмозвия", его интерес к Елене Блаватской превратился в глубокое преклонение. Он благоговел перед духом, воссиявшим через неё, и испытывал к ней чувство безграничной благодарности за её жизненный подвиг. Она оставалась для него неизменным источником вдохновения; её портрет висел над кроватью Хамфриса в спальне до конца его дней.182

Буддийская ложа ТО просуществовала два года. Затем, говорит Хамфрис: "В 1926 году, по общему решению, мы вышли из состава Теософского общества. С нашей точки зрения, оно тогда слишком обросло побочными организациями, в ущерб великому учению, переданному г-же Блаватской её учителями в Тибете".183

Так было положено начало Буддийскому обществу. Большую помощь в этом оказала теософ Эйлин Фолкнер, год спустя ставшая женой Хамфриса. Их плодотворный союз длился более пятидесяти лет. Другим активным сотрудником нового общества стал Эдвард Конзе, которого Хамфрис считал ведущим специалистом по буддизму махаяны. Мирче Элиаде записал в своём дневнике 15 января 1964 года:

"Вчера и сегодня — почти всё время с Эдом Конзе. Он прочел две лекции по буддизму — очень увлекательные, пришло много народу. Мы долго говорили. Я узнал, что он был и остаётся теософом: восхищается Тайной Доктриной и считает г-жу Блаватскую воплощением Цонкхапы*."184

_________
* Великий реформатор тибетского буддизма в XIV веке и основатель школы гелугпа, к которой принадлежат Далай-лама и Панчен-лама. — С. К.

Всю жизнь Хамфрис продолжал выступать и писать на темы теософии. В книге "Исследуя буддизм" Хамфрис отмечает, что Тайная Доктрина "ещё может быть признана одним из величайших религиозных произведений, известных человечеству".185 Во введении к книге "Карма и перевоплощение" он говорит, что его работа представляет собой "скромную попытку пересмотреть данный предмет в свете всех доступных "авторитетов"", главным образом индуистских и буддийских священных писаний, а "если к ним добавить, в качестве комментария, сочинения Е. П. Блаватской, которая обучалась в тибетских монастырях, то мы получим утроенный "авторитет"".186

На первых порах Буддийскому обществу очень помог Анагарика Дхармапала, ученик Е. П. Б. Он на два года приехал с Цейлона в Англию, чтобы преподавать членам общества буддизм. В письме к Хамфрису из Швейцарии он характеризует "Голос Безмолвия" как "чисто буддийское сочинение". "Нечего и говорить, с какой радостью мы приняли его и помогли снять дом... где он и основал Британское общество Маха-Бодхи", — пишет Хамфрис.

В 1927 году Дайсэцу Т. Судзуки опубликовал первый том своих "Очерков по дзэн-буддизму". Хамфрис отмечает187, что "в этой книге излагается не только дзэн-буддизм; она дала яркое представление о широте буддизма махаяны нам, знавшим до той поры лишь тхераваду", если не считать "Голоса Безмолвия", о котором ещё в 1910 году Судзуки написал своей невесте Беатрис Лейн: "Вот настоящий буддизм Махаяны".188

Хамфрис и Судзуки встретились в 1936 году на Всемирном конгрессе вероисповеданий в Лондоне. "После своей незабываемой речи, — вспоминает Хамфрис, — он подошёл к членам нашей ложи... так завязались наши контакты... с Учителем во плоти", которые продолжались до самой смерти Судзуки в 1966 году.

В 1950 году, в 80-летнем возрасте, Дайсэцу Судзуки приехал в США и пробыл там почти десять лет. Он читал лекции и преподавал в крупнейших университетах — Колумбийском, Гарвардском; писал статьи и книги, принимал участие в различных конференциях по вопросам религии и философии. Именно на середину 50-х годов приходится взрыв интереса к дзэн-буддизму.

После Судзуки, самый известный популяризатор дзэн в Америке — Алан Уотс, автор более тридцати книг на эту и другие темы. Он так говорит о Хамфрисе и его жене (называя их домашними именами):

"Тоби и Пак дали мне такое образование, которое не купишь ни за какие деньги, и я им безмерно признателен за это. Хотя сейчас я, наверное, уже не во всём согласен с некоторыми интерпретациями буддизма, исходящими от Тоби, я всегда буду любить его как человека, который пробудил во мне воображение и вывел меня на мой жизненный путь. Понятно, что Тоби и Пак были прежде всего теософами... Именно из работ Блаватской Тоби воспринял это мировоззрение, когда учился в Кембридже и дружил с психиатром Генри Диксом и Роналдом Николсоном, позже ставшим садху Шри Кришна Премом*."190

_________
* Прем более всего известен своей книгой о Тайной Доктрине, под названием "Человек — мера сущего".189

Живя в Лондоне, Уотс в течение двух лет редактировал журнал Буддийского общества, получив тем самым основательную подготовку для своей будущей работы на ниве буддизма. Через Хамфриса он познакомился с Судзуки.

Хамфрис и сам немало способствовал пробуждению интереса к дзэн. Он писал книги и вёл классы дзэн, и в значительной степени именно благодаря ему сочинения Судзуки стали доступны западному читателю, ибо он организовал их распространение в Европе.

Следует отметить, что Хамфриса интересовала не какая-то отдельная школа буддизма, а мировой буддизм, и он полагал, что проникнуться его величием может лишь тот, кто имеет представление о всех буддийских школах. В 1945 году он изложил общие для всех этих учений положения в знаменитых "Двенадцати принципах буддизма", которые были одобрены всеми буддийскими школами и переведены на четырнадцать языков.

Когда Колин Уилсон попросил Хамфриса поделиться своими мыслями о Е.П.Б., то вот что, в частности, он написал:

"Что за женщина!.. непонятая, оболганная, оскорбляемая, — и вместе с тем какой блестящий, тонкий ум и какая глубокая учёность; само воплощение щедрости; женщина, прямая в речах и поступках, пренебрегавшая той ханжеской болтовнёй, которую мы выдаём за хорошие манеры, но готовая предложить истину всем жаждущим... Она никогда не оставалась безучастной и не была одинаковой со всеми. У Е.П.Б. было множество друзей, готовых умереть за неё, и врагов, готовых её уничтожить... Этот ясный взгляд голубых глаз читал в душе каждого, кто приходил к ней, даже того, кто потом её предавал... Из своих скудных средств (жила она всегда скромно) она помогала всем нуждавшимся, даже если знала, что они намереваются погубить дело, которому она служила всю свою жизнь...

Её речь завораживала; она никогда не читала лекций, но стоило ей заговорить — и те, кто её слушал, не могли уже думать ни о чём другом. В 1920 году, придя в Теософское движение, я познакомился с людьми, хорошо её знавшими, и все они соглашались в том, что после встречи с ней ничто уже не было таким, как прежде."191


Далее
К оглавлению