УГРАСАНА (Ugrasana)

"Поза Власти": ноги вытянуты вперед и немного раздвинуты; голова склонена, и лоб касается колен; руки сложены на голове или удерживают носки ног.


УДАНА (Udana)

Вьяю (см.), жизненный ветер, приписываемый горловому центру (см. Вишуддхи Чакра), который связан с горловым сплетением и, по-видимому, отвечает за работу мышц груди, осуществляющих дыхательные движения, и за деятельность легких. Этот ветер имеет бледно-голубой цвет.


УДДИЯНА (Uddiyana)

Упражнения мышц брюшного отдела (см. Мудра).


УДОВЛЕТВОРЕНИЕ (Contentment)

См. Сантоша.


УДОВОЛЬСТВИЕ И СТРАДАНИЕ (Pleasure and Pain)

См. Сукха-Духкха.


УЗЛЫ (Knots)

См. Грантхи.


УМЕРЕННОСТЬ (Temperateness)

В "Бхагавад-Гите" говорится: "Йога недоступна ни ненасытному, ни избегающему пищи; ни чрезмерно спящему, ни истощенному бессонницей. Йога есть избавление от страданий лишь для того, чье питание и отдых умеренны, чьи усилия соразмерны деяниям, чей сон и бодрствование уравновешены".


УМЕРЩВЛЕНИЕ ПЛОТИ (Mortification)

Умерщвление плоти не поддерживается ни одним из классических текстов по раджа-йоги и хатха-йоги. Наоборот, в них часто превозносятся совершенство и красота тела. См. Совершенства Тела; Тапас; Умеренность.


УНМАНИ (Unmani)

Состояние транса, или абстрагирование, отстранение от тела; результат кечари мудра (см. Мудра) и подобных ей практик. Унмани иногда называется "сном йоги".


УПАДАНА (The Upadana)

Неизменная субстанция, или материал, из которого состоят все предметы (подобно тому, как все горшки сделаны из глины, а украшения — из золотого слитка) и которое есть ничто иное, как сам Брахман.


УПАДХИ (Upadhis)

В философии понятие "упадхи" означает отличительную особенность. По отношению к человеку это подразумевает любые следы его пребывания в различных сферах жизни, его тело с точки зрения его выражений, внешности и тех признаков, по которым человека знают и узнают. Человек обладает тремя такими телами, или состояниями бытия: причинным, или каузальным (карана упадхи), тонким (сукшма упадхи) и грубым, или плотным (стхула упадхи). Эти тела называют также шарирами (см.) или дехами (см.), и в этом значении все три понятия синонимичны.

Рассматривая типы отличительных свойств, на которые разделяются все проявления человека для внешнего мира, можно выделить четыре основных формы: саньджня (состояние разума в самом глубоком смысле); гуны (качества) человека; его крийя (действия, поступки); и джати (статус относительно множества разнообразных условий жизни). Последнее (джати) является проявлением кармы (см.) человека; крийя представляют собой его текущие действия, совершаемые посредством физического тела (стхула); гуны являют собой качества, определяющие тонкое тело (сукшма), а саньджня есть его существо, состояние бытия, то, что современным языком можно назвать эволюционным статусом человека, а на языке древности — степенью пробужденности, завершенности пути, совершенства.


"УПАНИШАДЫ" (Upanishads)

Составляющие часть "Вед" тексты, которые в основном посвящены наиболее мистическим учениям — природе Брахмана и отношениям человека и Брахмана.


УПАРАТИ (Uparati)

Исчезновение личных желаний, одно из шести достижений (см. Шатсампатти).


УПОРЯДОЧЕННОСТЬ (Orderliness)

См. Саттва.


УРАВНОВЕШЕННОСТЬ РАЗУМА (Evenness of Mind)

См. Саматва.


УСПЕХ И НЕУДАЧА (Success and Failure)

Человеку рекомендуется одинаково ровно и спокойно, без восторга и угнетенности воспринимать и успехи, и неудачи. В конце концов, они представляют собой всего лишь предельные формы всех тех явлений, которые происходят в любой момент времени, а человек всегда должен быть бдителен не только по отношению к необычным или крайним формам событиям. Йог учится также тому, что с точки зрения и горизонтальной эволюции тела и разума, и вертикальной эволюции сознания успехи и неудачи одинаково важны. Из собственных и чужих ошибок можно извлечь — и на практике извлекается — не меньше, чем из успехов. Проигрыши и ошибки — наши уроки, и единственным преимуществом успехов являются вызываемые ими ободрение и воодушевление. Однако йог обладает внутренним источником побуждений, поэтому неудачи не подавляют его и не мешают ему извлечь всю пользу из полученного урока. Важным, разумеется, является только то, что мы делаем, но не сам результат. Даже в школе или институте ученик или студент, заинтересованный в изучаемом предмете, достигнет необходимых знаний; мысли об отметках, успехах и неудачах, будут для него только препятствиями и источниками беспокойства. Шри Кришна говорил Арджуне: "Заботься только о том, что делаешь сейчас, но не об успехе завершения."


УЧЕНИК (Pupil)

Существуют три уровня учеников гуру, или учителя: высший (уттама), средний (мадхьяма) и низший (атхама). К высшему типу принадлежат теученики, которые понимают намерения учителя и полностью выполняют их; к среднему уровню относятся ученики, испрашивающие и исполняющие специальные указания учителя, а ученики низшего ранга еще не способны в полной мере выполнять все указания своего учителя (см. также Шишья и Гуру).


УЧИТЕЛЬ (Teacher)

См. Гуру.