ВОСПОМИНАНИЯ О РУССКИХ ТЕОСОФИЧЕСКИХ ГРУППАХ В ПОЛЬШЕ

Я был связан с Польским Теософическим Обществом в Варшаве с 1922 по 1939 г., т. е. вплоть до начала Второй Мировой Войны. Большую часть этого времени я провел в Барановичах.

Польское Теософическое О-во не было богатым, но члены его проявляли большую заботливость о благоустройстве его главной квартиры. Председателем, как и везде, было лицо, выбранное членами, и долгое время на этом посту его духовным главой и сердцем была пани Ванда Дановская, очень продвинутая личность, сумевшая взять правильную, сильную духовную ноту, которой она захватила всех. Кроне неё еще было два продвинутых теософических работника, которые вместе с пани Дановской составляли сильное духовное ядро.

В Варшаве имелась приличная теософическая библиотека (до 2000 томов). Там же было собственное издательство О-ва. За это время было издано на польском языке много переводов теософических книг. Душой этой работы всегда была Ванда Дановская.

В Варшаве была Свободно-Католическая церковь. Священником в ней был теософ. Многие из членов посещали ее. Служить в этой церкви приезжали епископы Ледбитер, Арундель и Боньяр. Последний лечил больных наложением рук.

В Варшавской Ложе обычно раз в месяц устраивались публичные лекции, с объявлением в газетах, Посещаемость была не очень большой. Работали в ложе группами. Членов в Варшаве было до 70 человек, в том числе русских 7 человек. В Барановичах от 10-15 человек (все русские), в Вильно до 10 чел (также все русские), а о составе других лож я не имею сведений.

Общество имело небольшое имение на берегу Буга, где летом члены могли отдыхать среди прекрасной природы, в гармоничной, братской атмосфере, куда не доносились внешние вибрации. Программу Летней Школы вырабатывала Ванда Дановская. К сожалению мне не удалось побывать там.

Перед началом Второй Мировой Войны пани Дановская уехала в Адьяр. В сентябре 1939 г. немцы заняли Варшаву и закрыли Общество. Библиотеку удалось спасти, члены разобрали книги по рукам на хранение. Немцев сменили большевики. Лучше от этого, конечно, не стало.

Небольшая горсточка русских теософов, которых поляки приютили, никогда не чувствовали себя чужими среди них. С любовью и благодарностью вспоминаю я Польское Теософическое Общество и его руководителей.

И. Астраханцев

13 апр. 1958 г.


————————

Скажу несколько слов о Польском Теософическом Обществе, к которому мы принадлежали. Центр его находился в Варшаве, куда мне приходилось ездить по делам нашей ложи. Главная Квартира находилась на Кручей 11. Это был большой дом, с огромной библиотекой на английском, французском, немецком, польском и русском языках. Первой председательницей была Ванда Дановская, которая в последний год перед войной переехала в Адьяр и недавно там умерла.

В Варшаве не было отдельной русской группы. В Вильно были польская и русская ложи, председателем последней был Феодор Шершнев. Из виленских членов я хорошо знала Наташу Матиевскую и Женю Левинсон. Это были люди с большими знаниями, духовно высоко стоящие. Женя была еврейка и возможно была убита гитлеровцами.

Русская Теософическая группа была еще в Лодзи.

В Барановичах я прожила, не выезжая, двадцать лет. Там в 1925 г. Иннокентием Петровичем Астраханцевым была организована русская теософическая ложа. И.П. — это человек с большими знаниями, оккультист в полном смысле этого слова. В 1928 году он переехал в Варшаву, и меня выбрали председателем ложи; на этом посту я оставалась до осени 1939 г. (время прихода большевиков в Западную Белоруссию).

Наша Барановическая Ложа имела постоянных 25-28 членов. Собрания происходили еженедельно, вели классы, разрабатывали разные темы. Полного перевода "Тайной Доктрины" на русском языке мы не имели и пользовались только теми страницами из "Т. Д.", который прилагались к "Вестнику" (Женевск. изд.).

Мне было поручено организовать "Общество Охраны Животных". У нас в этом была особенная потребность. Перевозка тяжестей производилась на лошадях, которые были непомерно перегружены. Собак и кошек ловили и убивали. Мы вели борьбу с этими проявлениями жестокости. Лечили животных и потом передавали их в те дома, где с ними хорошо обращались. Очень часто члены этого общества становились членами нашей ложи.

С годами у нас накопилась своя библиотека на русском языке, были тоже книги и на польском, которым мы все владели. Все наши члены были преданы и активны. На собрания приходилось приходить издалека, и какая бы ни была погода, в воскресение мы всегда все были вместе.

Секретарем нашей ложи была Вера Колосовская, молодая девушка с кристальной душой, с глубоким пониманием теософических учений, она горела в своей работе и за несколько лет духовно так выросла, что поразила глубиной своих знаний лиц, приехавших из Варшавской Гл. Квартиры. Работали мы много и упорно, временами было трудно, но мы побеждали все трудности. Это была тесная семья духовно близких людей, которая с каждым днем духовно росла и одновременно увеличивалась численно. С осени 1939 года работа велась подпольно; в 1941 году меня арестовали. Веру Колосовскую со всей её семей вывезли в Казахстан. Я уверена, что если кто из наших членов остался в живых, то в душе каждого из них продолжает до сих пор гореть зажженный светильник.

Мария Рекки

Нью-Йорк.
14 апр. 1958 г.


————————

Наш маленький кружок образовался в конце 1925 года в городе Кременце (Волынь) с приездом туда В.В. Анисимовой.

Некоторое время мы были только двое, но понемногу к нам примкнули и другие. В 1926 году нас уже было четыре человека. Собирались мы регулярно раз в неделю. Книг у нас было мало, так как все мы были беженцы. В.В. Анисимова списалась с Женевой, и оттуда мы стали получать книги. В своем кружке мы разбирали "Древнюю мудрость" А. Безант, "Основные положения теософии" Джинараджадасы, а также "Голос Безмолвия", "Свет на Пути" и др. Собрания наши проходили очень оживленно. Один раз нас посетила Е.П. Соловская — личный секретарь А. А. Каменской.

Кружок наш разрастался, уже было шесть человек членов и более десяти интересующихся. Подумывали и об открытии ложи, т. к. были желающие вступить в Т. О-во. К сожалению, наша председательница В.В. Анисимова начала серьезно болеть, никаких средств не было, и она должна была уехать в Румынию, откуда она была родом. За это время мы так сжились, стали точно родные и не хотелось верить, что она уезжает. По распоряжению из Женевы в 1928 году В.В. передала мне все дела и в начале сентября уехала.

Я была еще очень молодая теософка и конечно не могла вполне заменить В.В., но по-видимому так надо было. При мне еще два человека стали членами. Но тут уже мне самой предстояло уехать во Францию. Я передала дела г-ну Н.И.Д. и в 1930 году переехала.

Попав во Францию, я стала работать сама, будучи в постоянной переписке с А.А. Каменской, Е.П. Соловской, Ц.Л. Гельмбольдт и др.

С Кременцом же шла оживленная переписка, но там, по неизвестной мне причине, произошел раскол и такое хорошее начинание рухнуло. Остались только отдельные члены, которые, как и я, поддерживали письменную связь с Женевой. В 1939 году большинство из них были отправлены большевиками в "неизвестном направлении" и о судьбе их я ничего не знаю.

С.В.К.

Гамбург.
4 апр. 1958 г.

Из журнала "Alba" №4


На страницу об истории Теософического Общества
На заглавную страницу по теософии