Родольфо Дон

ПОЧЕМУ Я ПОКИДАЮ ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

[Родольфо Дон живёт в США и был членом Теософического Общества на протяжении многих лет, являясь, можно сказать, одним из его активистов. Тем более весомо нынешнее его заявление. Я заранее извиняюсь за возможные неточности в переводе, так как делался он в спешке. — K. Z.]


Я только что вернулся из Индии, где я встречался с товарищами из Объединённой Ложи Теософов в Ченнае (б. Мадрас — K.Z.), Мумбае (б. Бомбей) и Бангалоре. Я также провёл несколько дней в Адьяре, штаб-квартире Теософического Общества.

В тот день, 19 ноября 2000 г., когда я покинул Адьяр, оставляя Теософическое Общество, я покинул его с убеждением, что это к лучшему. На мой взгляд, Теософическое Общество вовсе не является духовной организацией, как верят многие его члены, а это просто организация, занятая в первую очередь своим собственным сохранением и выживанием, в точности как всякая другая организация, управляемая бюрократами.

В иерархической структуре этого общества независимое мышление, поиск истины, и следование древней мудрости не поощряются, а вместо этого от членов ожидают, чтобы они следовали "линии партии". Особое вероисповедание формировалось в течение некоторого времени, сделав Общество в лучшем случае сектой — то есть получилось нечто вроде того, чего первоначальные Основатели пытались избежать и против чего предупреждали. Всякий может видеть, как много религиозных практик (а конкретно — христианских) вкрались в деятельность Общества. Все мы можем засвидетельствовать эту тенденцию во время публичных мероприятий, подобных ежегодному съезду. Помимо всего этого, в организации процветает "культ личностей", причём руководство, к тому, чтобы остановить это, не предпринимает никаких видимых усилий.

Что же вообще случилось с теософией в Теософическом обществе?

Не является ли оно лишь бездушным телом, приводимым в действие бюрократами? Давайте посмотрим некоторые цитаты.


"Теософия (греч.) Мудрость-религия или "Божественная мудрость". Основа и субстрат всех мировых религий и философий, которой учат и которую практикуют немногие избранные, с тех пор как человек стал мыслящим существом. В практическом смысле теософия — это чисто божественная этика, определения же в словарях — полнейшая чушь, основанная на религиозных предрассудках и невежестве относительно истинного духа ранних розенкрейцеров и средневековых философов, называвших себя теософами."

(Теософический словарь Блаватской)

Теософ. "Все оригинальные мыслители и исследователи скрытой стороной природы — будь то материалисты, находящие в материи "обещание и возможность всякой земной жизни", или же спиритуалисты, открывающие в духе источник всей энергии, равно как и материи — были и являются собственно теософами. Ведь чтобы быть таковым, совсем не обязательно признавать существование какого-либо особого Бога или божества. Нужно лишь чтить дух живой природы и стараться отождествить себя с ним. Уважать то Присутствие, невидимую Причину, которая всё же вечно проявляет себя своими непрестанными результатами; неосязаемый, всемогущий и вездесущий Протей: неделимый в своей сущности, избегающий формы, и всё же появляющийся в каждой из форм, который здесь, там, везде и нигде, он ВСЁ и НИЧТО, повсеместный и всё же единый, Суть наполняющая, соединяющая, связующая, всесодержащая и во всём содержащаяся. Мы думаем, что теперь будет видно, что будь они названы теистами, пантеистами или атеистами, такие люди родственны. Как только изучающий оставит старую наезженную дорогу или рутину и вступит на одинокий путь независимой мысли — то есть к богу, он уже теософ, оригинальный мыслитель, искатель вечной истины, с "собственным вдохновением" решающий проблемы вселенной."

(Е. П. Блаватская, "Вездесущий Протей")

Теософическое общество: "Полнейшая чушь говорить, что "Е. П. Б. ... лояльна Теософическому Обществу и Адьяру" (?!) Е. П. Б. предана до смерти ДЕЛУ теософии, и тем великим Учителям, чья философия лишь одна способна соединить всё человечество в единое братство. Вместе с п-ком Олкоттом она является главным основателем и строителем общества, которое замышлялось, как представитель этого ДЕЛА, а если она верна Олкотту, то это вовсе не потому, что он его "президент", а во-первых, потому что нет среди живущих такого человека, который больше, чем он, трудился для Общества, а во-вторых потому что она считает его верным другом и сотрудником. Так что степень её симпатий к "Теософическому Обществу и Адьяру" зависит от степени преданности этого Общества ДЕЛУ. Если оно отклонится от первоначальной линии и покажет в своей политике неверность ДЕЛУ и первоначальной программе Общества, то Е. П. Б., посчитав его неверным, отряхнет его, как прах со своих ног."

(Е. П. Блаватская, "Люцифер" за авг. 1889.)


Одно из требований, предъявляемых к теософу — это то, что он должен быть свободен, свободен во всяком смысле. Свободен от обусловленности, свободен искать истину без всяких оговорок. Вот почему вопрос "авторитета" должен быть решён прежде, чем станет возможен какой-либо настоящий поиск истины. Как только теософ готов начать свой собственный поиск, у него в распоряжении появятся необходимые инструменты. Он сможет использовать "верное распознавание", он не будет запуган псевдо-авторитетами, занимающими важные посты в любой организации, потому что он будет знать, что единственный настоящий авторитет в духовных вопросах находится в высшем я.

Я хотел бы упомянуть, что за все годы членства в Теософическом Обществе я приобрёл многих друзей, и этой ценной дружбой очень дорожу. Хотя большинство из этих друзей уже ушли, я всё ещё чувствую то важное, что мы разделяли, как, например, преданность делу, которая всё ещё так же значима, как если бы мы были в физическом контакте. Что касается более новых друзей, которых я встретил в последние годы, я счастлив, что всё ещё могу наслаждаться их компанией и их мудростью. Все эти связи сегодня так же реальны, как и тогда, когда мы впервые встретились. Они вечны. Иными словами, их не разорвать. Я упоминаю это, чтобы подчеркнуть, что у нас здесь есть перспектива. Мой выход из Теософического Общества — это выход лишь из него. Я выхожу из организации. Моя же приверженность теософии остаётся и всегда будет оставаться той же.

Родольфо Дон

Страница автора: www.teosofia.com