Оглавление | Предисловие | Часть I | Часть II | Часть III | Дополнения | Примечания


ДОПОЛНЕНИЕ 1


ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ЗАПОВЕДИ,
СВЯЗАННЫЕ С ПРАКТИКОЙ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ


ОБЯЗАТЕЛЬСТВА:

1. Не пренебрегайте и не нарушайте данных вами обетов.

2. Не допускайте, чтобы ваша практика сделала вас высокомерным.

3. Не позволяйте себе обособляться от других.

4. Внутренне преобразуя свой ум, сохраняйте внешне естественное поведение, приемлемое для окружающих.

5. Не обсуждайте чужих недостатков.

6. Никогда не думайте о чужих падениях, даже если вам доведется увидеть их.

7.Наиболее тщательно применяйте противоядия против наиболее сильных ваших заблуждений.

8. Оставьте всякие помыслы о личном воздаянии за вашу практику преобразования мышления.

9. Не позволяйте, чтобы яд самовлюбленности и представлений о самобытие вещей загрязнял ваши добрые дела.

10. Не сердитесь на тех, кто причинил вам зло.

11. Не отвечайте бранью на брань.

12. Не воздавайте злом за зло.

13. Уклоняйтесь от действий, причиняющих вред телу или уму других людей.

14. Не возлагайте на других вину за ваши собственные недостатки и промахи.

15. Воздерживайтесь от того, чтобы использовать общественное имущество для своих собственных нужд.

16. Не занимайтесь практикой преобразования мышления только для того, чтобы защитить себя от негативных сил.

17. Не будьте высокомерным и заносчивым по причине занятий практикой.

18. Изгоняйте из себя стремление к тому, чтобы другие страдали ради вашего счастья.


ЗАПОВЕДИ:

1. Приступая к любой деятельности, думайте о том, как принести счастье другим.

2. Не допускайте любые вредные влияния. Осуществляйте свою практику, сохраняя альтруистическое настроение, помня о своем равенстве со всеми, о своей готовности поменяться с ними местами.

3. Совершая любое благое дело, начинайте его с развития мотивации бодхичитты, а заканчивайте посвящением заслуг.

4. Преобразуйте все свои жизненные обстоятельства, как желательные, так и нежелательные, таким образом, чтобы они служили дополнением к вашей практике преобразования мышления.

5. Храните свои обеты, и в особенности те, что связаны с практикой преобразования мышления, и цените их, как саму жизнь.

6. Применяйте противоядие сразу по возникновении заблуждений, стараясь пресечь их воздействие.

7. Соберите воедино три главных условия вашей практики:

а) опору на опытного духовного наставника;

б) внутреннюю расположенность к совершению правильных поступков;

в) хранение заповедей, связанных с тремя обетами (личного освобождения, бодхисаттвы и тантры).

8. Сохраняйте три непреклонности:

а) непреклонную веру в своего духовного наставника;

б) непреклонную радость от практики преобразования мышления;

в) непреклонное желание хранить тройственные обеты.

9. Не уклоняйтесь от правильного поведения, включающего факторы тела, ума и речи.

10. Во время практики преобразования мышления постоянно сохраняйте чувство единения с другими людьми.

11. Применяйте принципы своей практики ко всем явлениям.

12. Особенно тщательно выполняйте медитацию на чувстве любви и сострадания к своему врагу.

13. Никогда не ожидайте наступлений благоприятных внешних обстоятельств для своей практики.

14. Старайтесь постичь суть практики.

15. Избегайте шести извращений:

а) извращенного терпения: демонстрации великого терпения в отношении мирских трудностей вместо терпеливого отношения к трудности обретения альтруистической мотивации;

б) извращенной воли: наличия большой решимости в преследовании мирских целей и отсутствия такого устремления по отношению к практике дхармы;

в) извращенного вкуса: получения удовольствия от негативных эмоций, таких, как вожделение, ненависть и т.д., вместо того чтобы получать наслаждений от медитации;

г) извращенного сострадания: жалость к настоящему практику, который беден материально, и восхищение тем, который имеет мирские успехи;

д) извращенная преданность: побуждение ваших близких к преследованию мирских целей, а не к практике дхармы;

е) извращенная радость: радость по поводу неудач тех, кого вы не любите, и безразличие к добрым поступкам тех, которые приносят пользу многим.

16. Совершайте устойчивую и непрерывную практику.

17. Мобилизуйте всю вашу способность к однонаправленной концентрации и не допускайте сомнений и неуверенности.

18. Старайтесь устранить свои заблуждения посредством применения аналитического рассмотрения.

19. Не хвалитесь тем, что вы сделали для других.

20. Не обращайте внимания на мелкие происшествия и замечания.

21. Не старайтесь обрести уважение и репутацию благодаря вашей практике.

22. Избегайте непостоянства.


ДОПОЛНЕНИЕ 2


ОБЕТЫ БОДХИСАТТВЫ


Восемнадцать основных падений:

1. Восхвалять себя и унижать других.

2. Отказываться поделиться с другими имуществом и дхармой.

3. Отказываться простить другого, даже если он принес извинения.

4. Сомневаться и отрицать учение Великой Колесницы.

5. Присваивать подношения, сделанные Трем Драгоценностям.

6. Уклоняться от учения (впадение в сектантство и т.д.).

7. Заставлять снимать одеяния людей монашеского звания.

8. Совершать одно из пяти преступлений, требующих немедленного воздаяния.

9. Придерживаться ложных взглядов.

10. Разрушать города и им подобные места.

11. Давать учение о пустоте тем, кто не готов его понять.

12. Сеять в других сомнения относительно возможности обретения полного просветления.

13. Становиться причиной нарушения другими обетов индивидуального освобождения.

14. Уничижать тех, кто следует по пути индивидуального освобождения.

15. Проповедовать ложное понимание (пустотности и прочего).

16. Принимать в дар то, что было неправедно добыто или присвоено из принадлежащего Трем Драгоценностям.

17. Устанавливать вредоносные правила и выносить неправедное суждение.

18. Отказываться от обетов бодхичитты.

За исключением случаев отказа от обетов бодхичитты и случаев обладания ложными взглядами, для полного нарушения любого из основных обетов дополнительно требуется четыре так называемых фактора полной вовлеченности: 1) отсутствие памятования о дурных последствиях падения; 2) отсутствие противодействия желанию совершить падение; 3) совершение проступка с удовольствием и получением удовлетворения от него; 4) отсутствие стыда и осознания своей вины.


Сорок шесть вторичных падений:

Семь падений с точки зрения щедрости:

1. Не делать ежедневных подношений Трем Драгоценностям.

2. Испытывать желание по причине недовольства.

3. Не оказывать должного уважения тем, кому вы приносили обеты бодхисаттвы.

4. Не отвечать на вопросы из презрения, хотя вы и можете ответить на них.

5. Не принимать приглашения из гордости, желания обидеть, по причине гнева или лени.

6. Не принимать подарков из чувства зависти, гнева и т.д., а также просто из желания обидеть дающего.

7. Отказывать в учении тем, которые желают обучаться.


Девять падений с точки зрения моральной чистоты:

1. Пренебрегать теми или избегать тех, кто совершил любое из пяти ужасных преступлений или нарушил обеты индивидуального освобождения или выразил к ним презрение.

2. Не соблюдать заповеди моральной чистоты из желания снискать чье-то расположение.

3. Соблюдать малые заповеди, когда обстоятельства требуют их нарушения ради принесения большой пользы другим.

4. Не совершать семь неблагоприятных поступков телом и речью, когда этого требуют законы всеобщей любви и сострадания.

5. Принимать вещи, обретенные посредством одного из пяти неправедных способов (лестью, намеками, подкупом, вымогательством и обманом).

6. Проводить время в легкомысленных занятиях (таких, как безделье, кокетство, танцы, музицирование ради развлечения, болтовня), а также мешать другим в медитации.

7. Считать, что бодхисаттвы не пытаются достичь освобождения и не рассматривать заблуждения как нечто такое, чего следует избегать.

8. Не жить в соответствии со своими обетами из страха лишиться популярности и не стараться исправить свое поведение, способствующее приобретению данной репутации, что ограничит возможности осуществления деяний бодхичитты.

9. Не пытаться исправить тех, кто в своем заблуждении совершает негативные поступки. Пытаться исправить их значит помочь им раскрыть и исправить их поступки, в то время как укрывательство порождает подозрительность и вражду со стороны других людей.


Четыре падения с точки зрения терпения

1. Не следовать четырем правилам высшей нравственности, состоящим в том, чтобы не отвечать на брань, на унижения, на побои и даже на попытку убийства.

2. Уклоняться от тех, кто злится на вас.

3. Отказываться принимать извинения от других.

4. Руководствоваться в своих действиях черными мыслями, не противостоять возникновению гнева размышлениями о его дурных последствиях и т.д.


Три падения с точки зрения приятного усилия

1. Приобретать себе учеников из желания почестей или материальных благ.

2. Растрачивать силы по пустякам; не бороться с ленью и привычкой к долгому сну и медлительности.

3. Иметь склонность к пустой болтовне.


Три падения с точки зрения концентрации

1. Не искать подходящих условий для достижения однонаправленной концентрации и медитировать без надлежащего руководства.

2. Не пытаться устранить то, что мешает концентрации.

3. Считать главной целью концентрации переживание наслаждения.


Восемь падений с точки зрения мудрости

1. Избегать учений Малой Колесницы, исходя из того, что практикующий учение Великой Колесницы в них не нуждается.

2. Бессмысленно растрачивать свои силы по мелочам, вмести того чтобы следовать по пути выбранной практики.

3. Предпринимать изучение того, что не связано с дхармой.

4. Изучать предметы, не связанные с дхармой, с большим усердием, по причине привязанности и уважения к ним.

5. Избегать учений Великой Колесницы, утверждая их неэффективность, и отвергать конкретные тексты на основании их литературного стиля.

6. Восхвалять себя и унижать других из гордости или из чувства ненависти.

7. Отказываться от участия в ритуалах, беседах и т.д. по причине лени или из гордости.

8. Не уважать своего учителя и не следовать его советам.


Двенадцать падений с точки зрения помощи другим

1. Отказывать в помощи тем, кто в ней нуждается.

2. Уклоняться от оказания помощи больным.

3. Не стараться облегчить страдания других, такие, как отсутствие зрения и слуха, хромота, усталость, уныние, незаслуженная обида и страдания от пяти препятствий к достижению покоя и концентрации.

4. Не указывать путь дхармы тем, кто полностью погружен в заботы о настоящей жизни.

5. Не воздавать другим за их доброту.

6. Не стараться утешить тех, кто находится в печали, например по причине разлуки с любимыми.

7. Отказывать в средствах к существованию нуждающимся.

8. Не заботиться о своих учениках, родственниках и друзьях, отказывая им в учении и материальной помощи.

9. Не выполнять пожеланий других людей.

10. Не хвалить тех, кто заслуживает похвалы за свои благие качества.

11. Не предотвращать зло в той степени, в какой это возможно в данный момент.

12. Не применять своих физических сил или особых способностей, если они имеются, в случае необходимости.



Оглавление | Предисловие | Часть I | Часть II | Часть III | Дополнения | Примечания