Оглавление | Предисловие | Часть I | Часть II | Часть III | Дополнения | Примечания


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Полное название текста "Практическое руководство по этапам пути к просветлению: путь блаженства, ведущий к всеведению" (Jhangchup Lamgyi Rimpai Marti Thamche Khyenpar Droepai Delam She Jhawa) Панчен Лобсанга Чоки Гьялцена.

2 Полное название текста "Практическое руководство по этапам пути к просветлению: быстрый путь ко всеведению" (Jhangchup Lamgyi Rimpai Marti Thamche Khyenpar Droepai Delam She Jhawa) Панчен Палден Еше.

3 Для удобства читателя все эти повторения объединены в книге в один текст. Цель повторений в процессе передачи устного учения состоит в том, чтобы была уверенность, что слушатели поняли все основные разделы медитативной практики, без особых сложностей могли приступить к визуализации. Для того чтобы ученики могли получить ценный комментарий или руководство по тексту, необходимо, чтобы все медитации, обсуждаемые в процессе учения, они выполняли накануне по крайней мере дважды — один раз вечером и второй раз на следующее утро.

4 Ясный комментарий, данный Его Святейшеством Далай-ламой на этот важный текст гуру-йоги, существует в английском переводе под названием "The Union of Bliss and Emtiness" (Ithaca: Snow Lion Publications,1988).

5 Чтобы узнать какими качествами должен обладать учитель для ведения отдельных практик, таких как, например, винаи, Колесницы Совершенств Махаяны и тантры, см. "The Union of Bliss and Emtiness", стр.123 и примечания переводчика на стр.181.

6 Эти четыре категории практики подробно обсуждаются соответственно в четвертой, пятой, шестой и седьмой главах работы Абхисамаяланкара "Ожерелье ясного постижения", более подробно см. в основном тексте и в соответствующих комментариях.

7 В буддийской литературе различные уровни препятствий, затрудняющие наше духовное преображение, описываются в терминах "четырех мар" (отрицательных влияний). Это негативные влияния, проистекающие от психофизических совокупностей (клеш); от заблуждений; от божественной юности; от смерти. Первое касается психофизических совокупностей, которые являются продуктом наших заблуждений и негативных кармических сил. Второе относится к негативным эмоциям, таким, как вожделение, ненависть, зависть и злоба, которые управляют нашим умом и причиняют зло. Третье касается нашего отношения к естественным чувственным удовольствиям; четвертый мара — это просто физическая смерть, которая неизбежно обрывает все наши желания. Для детального объяснения различных свойств всех этих мар, см. четвертую главу работы Майтрейи "Абхисамаяланкара".

8 Ясный Свет — это тончайший уровень ума, проявляющийся только тогда, кода прекращается активное функционирование всех грубых уровней. Обычно это состояние переживается в момент смерти, но может быть также вызвано произвольно, путем медитативного погружения. Здесь имеется ввиду именно последнее.

9 Три тела (санскр. кая. — Прим. пер.): дхармакая (тело истины), самбхогакая (тело радости) и нирманокая (явленное тело).

10 Внешнее прибежище — общее для практикующих во всех трех колесницах. Это практика простого принятия прибежища в Трех Драгоценностях, выполняемая человеком из-за страха перед своей дальнейшей участью и глубокой веры в то, что Три Драгоценности имеют силу защитить его от возможной опасности.

Внутреннее прибежище — более продвинутая форма практики, доступная только практикующим учение Великой Колесницы. Есть четыре пункта, которые отличают его от обычного прибежища: 1) побуждением к этой практике является чувство вселенского сострадания, принятия в сердце нужд всех живых существ; 2) тот, кто приступает к этой практике, должен иметь твердое намерение обрести полное просветление; 3) практикующий должен быть в состоянии умом постичь Три Драгоценности; 4) он должен трансцендировать прибежище низших колесниц. Разъяснение этих четырех пунктов см. в работе Майтpейи "Махаяна Сутраламкара" (Украшение Сутр Великой Колесницы). Тайное прибежище относится к практике прибежища на пути тайной тантры. В него включено принятие прибежища не только в Трех Драгоценностях, но также в собрании божеств мандалы, включающих в себя божества медитации, дакинь, даков и т.д.

11 Отрицание того, что 1) "я" идентично с психофизическими совокупностями (санскр. скандхами. — Прим. пер.); 2) "я" отлично от них; 3) скандхи являются основой "я"; 4) "я" помещается в скандхах; 5) "я" владеет скандхами. Объяснение этого пятичленного рассуждения см. в работе — Джефри Хопкинс "Meditation on Emptiness" (London: Wisdom Publications, 1983).

12 "Линия Духовного Опыта" (Nyamlen jhinlap gyue) имеет различные значения в зависимости от контекста. Как правило, она идентична с той линией мастеров, на божества которой специализируется данный ученик в медитации. Для детального объяснения сферы благодати, см.: "The Union of Bite and Emptiness", стp. 62-91.

13 Пять дхъяни будд — это Акшобъя, Вайрочана, Ратнасамбхава, Амитабха и Амогдасиддхи, известные также как главы пяти семейств будд. Они являют собой очищенное состояние пяти скандх: сознания, формы, чувства, различения и формообразующих сил.

14 Термин "существа мудрости" (еше-па) относится к божествам, которые призываются из пространства дхармакаи — их естественного местопребывания — и соединяются с божествами, которых вы породили перед этим. В данном случае, например, фигуры сферы благодати, которые вы визуализировали в процессе последовательного порождения согласно инструкциям, данным в тексте, называются "существами обетов". Когда процесс визуализации завершен, вы призываете "существа мудрости", по своей форме идентичные с визуализированными уже фигурами сферы благодати, которые и растворяются в последних. Такая медитация проводится для того, чтобы укрепить вашу веру и преданность к существам сферы благодати, созданной силой вашего воображения.

15 См. Union of Bliss and Emptiness, стр. 62-91.

16 Подробное объяснение семичленной практики см. в "The Union of Bliss and Emptiness", стр. 92-115.

17 Восемь благих последствий — это: 1) приближение к обретению полного просветления; 2) доставление радости всем буддам; 3) неразлучность с духовным учителем; 4) отсутствие опасности перерождения в низших мирах; 5) избегание ложных учителей и дурного общества; 6) способность противостоять натиску заблуждений и негативных импульсов кармы; 7) усиленное накопление благих заслуг благодаря постоянному памятованию и воплощению в жизнь идеалов бодхисаттвы; 8) осуществление как временных, так и абсолютных целей. Подробное объяснение см. в работе Пабонка "Namdrol Lakchang", опубликованной на английском языке под названием "Liberation in Our Hands" (Howell, New Jersey: Mahayana Sutra and Tantra Press, 1990).

18 Восемь неблагих последствий: 1) пренебрежение наставлениями своего учителя имеет те же последствия, что и оказание неуважения ко всем буддам; 2) злясь на своего учителя, человек тем самым разрушает последствия благих заслуг, накопленных за количество эонов, равное количеству мгновений гнева, и в результате обретает перерождение в низших сферах бытия; 3) он не достигнет никаких результатов даже в результате практики тантры; 4) даже самая усердная практика тантры в этом случае будет служить лишь его погибели; 5) не будет достигнуто никакого нового знания, а то, что уже достигнуто, исчезнет; 6) в настоящей жизни он встретился с нежелательными событиями, такими как, болезни и т.д.; 7) он будет долго блуждать в низших сферах бытия; 8) он не встретит духовного наставника во многих последующих жизнях. Подробное объяснение см. в работе Пабонка "Namdrol Lakchang".

19 По причине различия обсуждаемых предметов, весь объем учений Будды разделяется на три части, а потому в целом называется Трипитака, что в дословном переводе означает "три корзины". Это собрания 1) заповедей морали, 2) бесед и З) мудрости, в которых содержатся рассуждения о совершенствовании в этике, медитации и мудрости. См. работу Далай-ламы "Opening The Eye of New Awareness" (London: Wisdom Publications,1985) стр. 48-51.

20 Некоторые западные авторы ранних работ по тибетскому буддизму действительно имели такое ложное впечатление. Будучи знакомы с ним только со стороны его практики почитания и видя только ритуальную сторону тантры, они сочли это за извращенную форму буддизма, имеющую свои корни в религии бон. Кроме того, поскольку в буддийской тантре особый акцент делается на практике почитания духовного учителя, у них возникло ложное представление о ней как о некотором культе личности. В результате такого непонимания и появился такой термин "ламаизм". К счастью, по мере увеличения количества литературы по тибетскому буддизму на английском и других языках, люди начали получать истинное представление об этой форме религии.

21 Восемь свобод и благоприятных возможностей — это четыре свободы от нечеловеческих форм бытия и четыре свободы от препятствий, связанных с человеческой формой. Это свобода от рождения: 1) в аду; 2) в животном мире; 3) в мире голодных духов; 4) в мире богов-долгожителей; 5) в стране, где даже не известно слово "дхарма"; 6) с физическими и умственными недостатками; 7) с ложными взглядами, такими, как неверие в кармический закон причин и следствий; (8) в такое время, когда не появляются будды.

22 Десять личных даров — это: 1) рождение человеком; 2) рождение в стране, в которой проповедуется дхарма; 3) рождение с хорошими физическими и умственными способностями; 4) несовершение любого из пяти преступлений, за которыми следует немедленное воздаяние (убийство матери, отца и архата, пролитие крови будды с намерением убить, а также внесение раздора в сангху и 5) наличие веры в три духовных собрания, в дхарму в целом.

Пять внешних даров — это: 1) рождение в такое время, когда появляются будды; 2) рождение в такое время, когда будда уже проповедовал дхарму; 3) рождение в период полного расцвета и распространения дхармы; 4) рождение в период, когда есть люди, практикующие дхарму; 5) рождение в такое время, когда имеются люди, готовые оказать благотворительную помощь тем, кто практикует дхарму.

23 К десяти неблагим поступкам относятся: три действия тела — убийство, воровство и неправильное сексуальное поведение; четыре действия речи — ложь, злословие, грубость и пустая болтовня; три действия ума — зависть, злоумышление и ложные взгляды.

24 В зависимости от различия своих способностей, все ученики в начале пути разделяются на три категории. Те, кто вступает на путь развития, побуждаемый в основном желанием личного освобождения из круговорота бытия, называются шраваками (слушателями); те, кто, хотя и ищет блага для самого себя, но имеет также сильное желание служить другим и наделен прекрасными умственными способностями, называются пратьекабуддами (достигающими в одиночестве); те же, кто стремится к высшему просветлению, чтобы оказывать помощь всем живым существам, называются бодхисаттвами (пробужденными воинами).

25 Все стадии продвижения к просветлению состоят из пяти путей: 1) пути накопления; 2) пути подготовки; 3) пути видения; 4) пути медитации и 5) пути неучения. Подробное объяснение этих путей см. в "Opening The Eye of New Awareness".

26 Четыре силы — это: 1) сила основания; 2) сила раскаяния; 3) сила применения противоядия и 4) сила решимости никогда впредь не совершать данного проступка. Cм. "The Union, of Bliss and Emptiness", cтp.113

27 Эффект окружения — это вторичный кармический эффект, действие которого проявляется как определенное природное окружение, в котором мы переродимся в грядущей жизни. Этот эффект возникает в основном на основе деятельности многих существ. Наша личная карма, например, оказывает некоторое воздействие на развитие планеты в целом.

28 Шесть видов страданий: 1) неуверенность; 2) неудовлетворенность; 3) необходимость вновь и вновь покидать тело; 4) необходимость повторного прохождения через опыт зачатия; пребывание под влиянием непрестанных изменений; 6) отсутствие истинных спутников.

Восемь видов страданий: 1) рождение; 2) старение; 3) болезнь; 4) смерть 5) огорчение при встрече с нежелаемыми обстоятельствами; 6) отчужденность от приятного; 7) неполучение желаемого результата в том случае, если к достижению его были приложены все усилия; 8) обремененность пятью совокупностями, или составляющими тела и ума.

29 Комментарий к этому тексту издан книгой "Advice from a spiritual friend", авторы Геше Рабтен и Геше Дхаргйей (Лондон, Wisdom Publications, 1986).

30 См. Дополнение 1, заповеди преобразования мышления.

31 См. Union of Bliss and Emptiness, стр. 157-159.

32 См. текст "Бодхисаттва Чарья Аватара", главу 1, и комментарии, имеющие к нему отношение.

33 Четыре неблагих поступка: 1) обманывать своих гуру или любых существ, достойных почитания, говоря заведомую ложь; 2) жалеть о своих благих поступках и не жалеть о неблагих поступках; 3) презирать бодхисаттв, будучи ослепленным гневом; 4)лицемерить и обманывать любое живое существо.

34 Благие поступки: 1) не лгать, даже ставя под угрозу собственную жизнь; 2) поощрять других в претворении в жизнь благих принципов, в особенности духовного пути Великой колесницы; 3) уважать всех бодхисаттв как будд и провозглашать их величие и благость; 4) взращивать особое сострадательное отношение ко всем существам.

35 Обеты бодхисаттвы (см. Дополнение 2).

36 Подробные разъяснения относительно различных видов лени и противостоящих им факторов даны в книге Meaningful to Behold, написанной Геше Келсангом Гьятцо (Лондон, Tharpa Publications, 1989).

37 Восемь сил, противодействующих пяти препятствиям:

Восемь противодействующих сил: 1) вера; 2) вдохновенное устремление; 3) радостное усилие; 4) гибкость ума; 5) памятование; 6) внимательность; 7) применение; 8) неприменение.

Пять препятствий: 1)лень; 2) забывчивость; 3) угасание и излишнее возбуждение ума; 4) неприменение противоядий; 5) излишнее применение (ревностность).

38 Девять состояний ума: 1) создание установки ума; 2) непрестанное создание установки ума; 3) изменение установки ума; 4) приближенность установки ума; 5) контролируемый ум; 6) умиротворенный ум; 7) полная умиротворенность; 8) однонаправленность и 9) равновесие ума.



Оглавление | Предисловие | Часть I | Часть II | Часть III | Дополнения | Примечания