Джеффри Ходсон

ДУХОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАТЕРИНСТВА


Глава 1
ВЛИЯНИЕ И РАБОТА МАТЕРИ МИРА

Доклад, представленный под патронажем Американской лиги женственности
[Публикуется здесь в сокращении]

Христианство, индуизм* и другие великие мировые религии все учат о существовании на Земле существа, в совершенстве воплощающего все высшие атрибуты женского аспекта как творящего Божества, так и человеческого рода, включая человеческое материнство. Она, всесострадательная, с безмерной нежностью и участием взирает на земную жизнь. Какое же зрелище её там встречает? Откровенно безжалостное и неприкрыто циничное насилие и осквернение человеком (в основном мужчиной, хотя и не только) всего того прекрасного и святого, за что она стоит. Повсюду в мире налицо непочтительность, злоупотребления и жестокость, постоянное причинение людьми ненужных страданий друг другу и животному царству.

__________
* В индуизме Высшему Божеству поклоняются и в мужском, и в женском аспекте; его почитают как Вселенского Отца и Вселенскую Мать. Женскому аспекту поклоняются под многими именами и во многих формах, но в основном она известна как Джагадамба, Матерь Мира, и в это представление также входят шакти (выраженные энергии), или супруги, трёх лиц Тримурти. Это Парвати (супруга Шивы), Лакшми (супруга Вишну) и Сарасвати (супруга Брахмы). Все женщины считаются представительницами Джагадамбы, матери всех матерей, божественной владычицы царства материнства, высшего идеала женщины.

Если бы ей не было также ведомо, что данная эпоха является той фазой, из которой вырастет более благородная, честная, добрая и мягкая цивилизация, её сердце бы непереносимо терзало от увиденного. А если мы к этому добавим, что в своей божественной любви она добровольно остаётся с человечеством, что она не только внешний наблюдатель, не просто удалённый от нас великий дух, не просто адепт, давно достигший духовной вершины, но что она таинственным образом действительно пребывает в наших сердцах, и особенно в сердцах каждой женщины и каждого ребёнка, то насколько же непереносимым опытом должна быть такая близость к человечеству!

Сам я глубоко убеждён в её существовании и в том, что она является совершенным, за пределами человеческого понимания, выражением всего самого высшего и благородного в женщине. Я верю, что её сердце наполнено состраданием ко всем нам, и что видя наши грехи, она нас не осуждает. Скорее, она ещё больше приближается, чтобы заключить нас в объятия своей любви, даже когда мы преступаем закон.

Св. Катерина Сиенская, когда она на время потеряла связь с Господом и глубоко упала в своих собственных глазах, спросила: "Господи, где был ты среди всех этих неудач?". В мистическом сообщении, при котором поклоняющийся беседует с Богом и слышит его голос, Господь ответил: "Дочь моя, я был с тобою в твоём сердце". Так и она, Матерь Мира, здесь, вместе с нами, в наших сердцах. Она матерински покровительствует всему человечеству, особенно сейчас, когда в нём происходит рождение новой расы и рождается "Христово сознание".* Если только допустимо делать такие предположения, то как благодарна она должна быть таким движениям, как посвящённая ей "Американская лига женственности", да и каждому отдельному человеку, видящему что-то из того идеала красоты и милосердия, который она являет женщинам, и идеала рыцарства, который она являет мужчинам, и подвигнутому этим видением к созидательному действию. Работа такой лиги, особенно в части её четвёртой цели, "Активно противостоять всем формам жестокости и способствовать истинно братскому отношению ко всем существам", сейчас крайне необходима.

__________
* См. Geoffrey Hodson, "Theosophy Answers Some Problems of Life".

Давайте взглянем на наш мир и посмотрим на некоторые из проблем, с которыми нам — и Матери Мира, ибо она едина с нами — приходится сталкиваться.

В сегодняшнем мире мы наблюдаем, что люди в огромной степени полагаются на силу и хитрость. "Пусть тот, кто имеет силу, отнимает, а кто может, пусть не отдаёт" — вот общая философия жизни, особенно при тоталитарных режимах. Я знаю об ООН и замечательных агентствах, созданных при ней, но нужно признать, что некоторыми людьми честь, нравственность и добрая воля признаются лишь как полезные средства для достижения корыстных целей. В конечном счёте, всякое право всё ещё имеет склонность основываться на силе.

Вспомним монопольные сговоры, огромное потребление наркотиков и алкоголя, которое губит больше людей, чем войны, уничтожение лесов, а также совершенно ненужное и регулярное жестокое убийство миллионов животных, приносящее немногим сверхдоходы, а многим — плохое здоровье от мясной пищи.

Всё это зло совершается вполне намеренно. Причинение наибольшего возможного ущерба другим людям и животным чересчур многими людьми выбирается в качестве самого желательного образа жизни и способа получения дохода. Таковы некоторые из заметных явлений той фазы эволюции, через которую проходит сейчас человечество. Вследствие этого большинство людей проживают свою повседневную жизнь наполовину испуганными, наполовину безразличными, не отваживаясь даже подумать о будущем и, по выражению Торо, "в тихом отчаянии". Если мы это видим, то и Матерь Мира тоже должна видеть эту отвратительную трагикомедию, которая разыгрывается на международной, национальной, политической и экономической сценах, где в значительной мере решается судьба человечества, а отдельные люди оказываются сравнительно беспомощны. Неудивительно, что взгляд на жизнь и старых, и молодых, характеризуют теперь разочарование, злоба и цинизм.

Потому столь важны такие движения как Американская лига женственности, которая сосредоточивает внимание на некоторых аспектах этой проблемы, а именно на том, что относится к жизни и работе женщины в мире, и рождению нового, более возвышенного человечества. Это один из жизненно важных видов человеческой деятельности, процветанию которых надо всячески способствовать. Ведь на Земле ещё слишком мало таких движений, рождённых благодаря доброте, состраданию к человечеству, духовному видению и признанию женского начала в Боге, природе и человеке.

Если можно внести здесь личную нотку, я расскажу, как много лет назад передо мною впервые забрезжило видение Матери Мира. Думаю, что я удостоился чести увидеть её, путь смутно, не только как идеал, или даже одно лицо в ряде олицетворений материнского аспекта Божества, но и как чудесное живое существо, изысканную драгоценность в иерархии адептов, Матерь Мира для этой эпохи, Звезду Моря, как её в частности называют.

Около тридцати лет назад на мою долю выпало сотрудничать с некоторыми врачами в Лондоне в поисках глубинных причин болезней. Наши мысли постоянно возвращались к дородовой жизни, где, по-видимому, впервые и появлялись семена болезней и склонности к ним. Потому я решил, что должен попытаться провести её исследование с помощью ясновидения. У двух врачей был большой родильный дом, и это обеспечивало обильные возможности для наблюдения. В некоторых случаях день за днём и неделя за неделей мною исследовалось дородовое развитие новых ментальных, эмоциональных, эфирных и физических тел воплощающихся "я"; отдельные случаи были прослежены до самого рождения. Мною были замечены некоторые из принципов человеческого воплощения и получены сведения в поддержку того мнения, что предрасположенность к болезни можно наблюдать ещё в эмбрионе.

По мере приближения времени рождения, ауры будущей матери и дэв, ответственных за часть работы по построению новых тел, постепенно начинали приобретать красивое, чистое голубое сияние, которое окружало и окрашивало их. На последних неделях эта синева в аурах дэв* углублялась, и они начинали принимать образы, напоминающие Мадонну. Кульминацией всего этого было появление самой Матери Мира во время рождения, которая своим присутствием покровительствовала "чуду" материнства и рождения.

__________
* Дэвы (санскр. дэва) — "сияющие", или ангельские сонмы.

Я чувствую, что в результате по крайней мере узнал, что она существует, и увидел малую часть того, что можно увидеть в её глазах и в её сердце — божественную нежность и материнскую заботу обо всём человечестве. Я узнал, что в идеале материнство должно быть столь сознательным, как это только возможно (хотя никогда это не должно достигаться ценой излишней боли), ибо при этом может быть пережито расширение сознания, которое может возвышающе подействовать на сознание матери, а через неё — на сознание всего человечества.

Как же она может выглядеть на самом деле? Хотя, вероятно, по всему миру она является в прекрасном голубом свете, форма, в которой она предстаёт, по всей видимости, соответствует представлениям тех, кто её видит. Возможно, знакомую форму её видению придают их собственные умы. Поскольку все мы, изучавшие тогда дородовую жизнь, были христианами, она в своём сопереживании могла намеренно принять форму Мадонны, чтобы мы могли её узнать.

Однажды одна китаянка пригласила меня к себе домой и показала мне свой прекрасный сад. Среди деревьев там были статуи Гуань-Инь, богини мудрости и сострадания, женского логоса в китайском буддизме. Хозяйка сказала мне: "Я родила тринадцать детей, и не раз сама Гуань-Инь спасала мне жизнь. Когда родовые схватки становились настолько непереносимыми, что я могла умереть, я видела её возле своей кровати. Она простёрла ко мне руку и боль сразу же ослабла. Я вновь обрела спокойствие и равновесие, и так бывало не один, а много раз."

Так я пришёл к мнению, даже к знанию, что на нашей Земле существует такое чудесное и великолепное существо, как Матерь Мира, и что она очень близка к человеческим матерям во течение беременности и во время родов. Я также узнал, что она всегда ищет себе помощников и посредников среди людей, которые будут служить во имя её и стараться жить в её присутствии. Хотя особыми её представительницами являются женщины, ей нужны и мужчины чести, которые будут её рыцарями, всегда готовыми бороться за права слабых и угнетаемых и верно охранять всех женщин и детей, как приличествует истинным рыцарям. К сожалению, люди склонны забывать идеалы рыцарства, за исключением тех, у кого они в природе.

Великий махатма однажды сказал: "Пока женщина не разорвёт путы сексуального рабства, которому её подвергали всегда, мир не получит ни малейшего представления о том, кем она в действительности является и каково её истинное место в природе".*

__________
* Eliphas Levi, "The Paradoxes of the Highest Science", p. 171.

В другом памятном случае ангельский наставник открыл моё сознание для некоторого постижения относительно нынешней держательницы должности Матери Мира, которая некогда была Марией, матерью Иисуса.* Она тоже достигла совершенства и избрала тот из открывающихся перед адептом семи путей**, который ведёт в ангельское царство природы. Ангел открыл мне, что "Она вечно работает ради дела человеческого материнства, и даже сейчас она прилагает все свои могущественные силы и призывает все свои ангельские сонмы для трудов по подъёму женщин во всём мире. Через своих ангельских посланников она сама присутствует при каждом человеческом рождении, пусть невидимая и неузнанная, но если люди только откроют свои глаза, она будет явлена им."

__________
* Автор признаёт историчность существования Иисуса, но относит его жизнь к более раннему периоду. "Евангелия вовсе не представляют собой рассказанной по порядку истории его жизни в Палестине. Он действительно сказал многое из приведённого там и совершил большинство из описанных там деяний, но не в той последовательности, как там указано. Избранным группам он давал гораздо больше эзотерического учения мистерий, но конечно, они никогда не предназначались для записи. Ближе всех к раскрытию некоторых мистических высказываний подошёл св. Павел. Враждебность жречества, отражённая в Евангелиях, есть факт, и факт очень прискорбный, поскольку именно она привела его жизнь к преждевременному концу, что было настоящим несчастьем для человечества. В Евангелиях есть много частей, являющихся верной передачей его слов и истинными описаниями посещённых им мест и совершённых им чудес. Также там верно сказано о выборе им учеников, хотя эта тема раскрыта совершенно недостаточно. Он учил учеников более глубокой истине — гностической, ессейской, и конечно, "теософической" — в полном смысле этого слова. Он учил почти исключительно на открытом воздухе и приводил примеры и иллюстрации из повседневной жизни народа, как и описывают Евангелия. Он вообще был великой личностью, а в течение нескольких лет являлся проводником атмы логоса, то есть аватарой. Я считаю, что он путешествовал по Палестине в период около 100 г. до н.э." (Дж. Ходсон, "Ясновидческие исследования истоков христианства и его церемониала". / G. Hodson, "Clairvoyant Investigations of Christian Origins and Ceremonial"). — Прим. пер.
** О семи путях см. Ч. Ледбитер "Учителя и путь" и А. Бэйли "Трактат о космическом огне". — Прим. пер.

Через Братство она шлёт людям следующее послание:

"Во имя того, кого я выносила много лет назад, я прихожу к вам на помощь. Я приняла в своё сердце каждую женщину, чтобы держать там её часть, через которую я смогу помогать ей, когда ей понадобится помощь.

Возвысьте женщин своего рода так, чтобы на них смотрели, как на королев, и при таких королевах пусть каждый мужчина будет королём, чтобы каждый чтил каждого, видя царственность другого. Пусть каждый дом, каким бы маленьким он ни был, станет королевским двором, каждый сын — принцем, каждый ребёнок — пажом. Пусть все относятся друг к другу по-рыцарски, чтя в каждом царский род, ибо королевская кровь — в каждом человеке, и все — дети Царя."*

__________
* Geoffrey Hodson, "The Brotherhood of Angels and of Men".

Все народы признавали и чтили это материнское начало в природе, и поклонялись ему. В их экзотерических религиях его олицетворяла богиня, мать вселенных, рас, народов и людей. Эти олицетворения Матери Мира — среди самых благородных представлений человеческого ума, который, создавая их, почитая их и служа им достигает высших степеней идеализма, благоговения и религиозного самовыражения. Потому такое почтение и преданное служение, как оказываемое Матери Мира, достойно глубочайшего уважения и, исключая грубые суеверия, которым надо сопротивляться, его следует поощрять. Ибо благодаря своему преданному благоговению люди могут быть достигнуты свыше. Благодаря устремлению, высшей любви и молитве человек становится доступен для влияния как своего Духовного Я, так и адептов, пастырей человечества. Например, идеал Мадонны представлял и до сих пор представляет неизмеримую ценность, как утешающий, очищающий и облагораживающий человечество. Благодаря ему осознание материнской любви Бога оказалось доступно миллионам страдающих и стремящихся людей. Представления о Гуань-Инь, Исиде, Иштар, Парвати и других богинях точно так же основаны на существовании, природе и функциях того же самого великого Существа. Возможно, поскольку сам я христианин, и женщины, случаи которых я исследовал, были тоже христианками, то образы, представшие перед моим умом, были подобны Мадонне.

В некоторых школах оккультной философии планетарная Матерь Мира рассматривается как высокоразвитая архангельская представительница и воплощение на Земле женского аспекта Божества. Её также считают должностным лицом во внутреннем правительстве мира, в котором все высшие качества женственности и материнства сияют в самом полном совершенстве.*

__________
* Geoffrey Hodson, "Kingdom of the Gods", с. 242-243.

Таковы некоторые мысли и идеалы, пробудившиеся во мне после того, как много лет назад я прошёл через этот опыт. За ними последовали и другие. Разве не стоящее это дело, быть связанным с таким идеалом и с такой работой, как её работа? И я уверен, что её благословение будет пребывать на этом движении, Американской лиге женственности, и по мере роста его деятельности её жизнь будет вливаться в него и его членов. Я чувствую сильное стремление обратиться к тем, кто движим подобными мотивами, чтобы они тоже участвовали в ней и вносили в неё такой вклад, какой только позволяют их способности. Её дело не только будет жить и процветать, но начнёт великую эру деятельности во имя её, которое есть имя Сострадания, Мудрости и Вселенской Любви.


Глава 2
ПРИХОД ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО "Я" В ВОПЛОЩЕНИЕ

Доклад, представленный под патронажем Материнской исследовательской группы

Друзья! Прежде всего я хочу сказать, как ценю я работу Материнской исследовательской группы и как восхищаюсь небольшой командой преданных людей, которые её ведут, причём не без самопожертвования, требующего энергии, времени и денег, которые часто едва ли удаётся сберегать. И результатом этого стал уже долго длящийся поток вдохновения и руководства для родителей и других воспитателей, касающийся великих вопросов родительства, обучения детей и идеалов эволюции человечества.

Не стану занимать ваше время тем, что мы и так очень хорошо знаем — ситуацией в мире в связи положением женщины, материнскими и отцовскими функциями. Все мы знаем, что положение это плачевное, и в целом характеризуется отсутствием уважения. Человечество, или по крайней мере какая-то часть человечества западного, похоже, теряет чувство святости. А когда нация теряет чувство святости жизни в каком-либо аспекте, а особенно в связи с материнством, тогда она переживает моральный упадок. Путешествуя по разным странам мира, я вижу свидетельства этого упадка. Нравственный стандарт повсюду слишком низок. Вот почему я приветствую и так высоко ценю такое движение, как Американская Материнская исследовательская группа. Я чувствую, что таких движений и их отделений никогда не может быть слишком много, и то, что они делают, и есть в действительности практическая теософия. Надеюсь, что многие из вас, кто может выкроить время от существующих обязательств, которые всегда должны быть исполнены первыми, ощутят побуждение помочь этой прекрасной и очень нужной работе.

Сейчас я собираюсь всего лишь предложить на ваше рассмотрение, не подавая это как догму, некоторые идеи, касающиеся нисхождения человеческого "я" в воплощение, которые родились у меня из изучения теософии и предпринятых мною попыток исследования дородовой жизни.

Давайте представим, что мы действуем в своих каузальных телах и наблюдаем процесс спуска в воплощение. Что же мы тогда скорей всего увидим? Во-первых, произойдут совещания между некоторыми высокими разумами, имеющими полномочия, связанные с осуществлением кармы — расовой, национальной и индивидуальной. Эти существа, которые среди прочего заняты эволюцией "я", составляющих наше человечество, тщательно рассматривают эволюционные необходимости, существующие для "я", собирающихся принять рождение. Эти представители липик* участвуют в процессе на каузальном уровне, и там находится существо, которое можно назвать ангелом, возглавляющим период и процессы дородовой жизни. Будучи подчинён вышестоящим существам, он принимает решение. Он знает всю карму "я" — ту, что приносит удовольствия, боль и нейтральную. Он также знает, часто благодаря консультациям с руководством, сколько благоприятных и противодействующих факторов можно осуществить в новом воплощении, не повредив прогрессу данного "я" и не затормозив его.

__________
* Липика (санскр.) — писец. Липики — великие кармические божества космоса, агенты-исполнители закона причин и следствий.

После таких консультаций со своими сотрудниками и некоторыми должностными лицами иерархии адептов руководящий ангел (в целом, сохраняя значительную гибкость) отмеряет кармические положение для новой жизни. Вся карма, будем это помнить, есть хорошая карма, потому что она гармонизирует, уравновешивает и обучает. Перед рождением решается, какое количество кармы, благоприятной и противодействующей, осуществится в начинающейся жизни, и на каких уровнях — ментальном, астральном или физическом — она будет выражена. Затем это знание передаётся дэвам-строителям, действующим на ментальном и астральном уровнях, и в их обязанности входит извлечь из существующих условий наилучший возможный результат, посмотрев, каким образом неблагоприятные физические склонности, дефекты и болезни можно компенсировать благоприятными обстоятельствами. Однако они не могут действовать против кармы человека. Если мы подумаем о Силе-Слове "я", которое звучит, проникая в ментальный, астральный и физический миры как формирующий агент, который будет строить соответствующие тела,* тогда карму прошлых жизней можно считать энергией, создающей помеху. Там, где имели место жестокость и злоупотребление функциями тела, результирующий негармоничный звук вторгнется в нисходящую силу слова и вызовет диссонанс, который, в свою очередь, создаст какое-нибудь уродство, дефект или слабость в физическом теле.

__________
* Это проявление человеком, как микрокосмом, точно тех же процессов, которыми логос, макрокосм, посредством Воли-Мысли-Звука строит вселенные из докосмической субстанции.

Затем встаёт кармический вопрос выбора страны, который вовсе нисколько не случаен. Карма воплощающегося "я" должна достаточно хорошо гармонировать с кармой нации. Если у него имеется карма, которая может быть разумно осуществлена под давлением и напряжением войны, раскола нации, революции, катастрофы, наводнения, голода и тому подобного, и если есть нация, которой вскоре предстоит пережить такое несчастье, тогда, при прочих равных условиях, "я" будет послано именно в неё. Если же, напротив, у него нет таких неблагоприятных обстоятельств, осаждения которых ему пришлось бы ожидать в подвешенном состоянии, тогда выбирается нейтральная страна вроде Швейцарии или любое другое место, которому не угрожает серьёзная опасность агрессии или катастрофы. Главный фактор, который тут учитывается — гармонизация двух карм.

Потом дело доходит до выбора города и окружения, в котором родится "я". Это тоже не определяется простым случаем. В выборе сограждан и того, что будет происходить в городе и по соседству тоже можно видеть осуществление кармы, и ничто из этого не случайно. А это подводит нас к выбору родителей и подразумевает продолжение личных или эгоических связей из прошлых жизней, поскольку почти всегда между "я" родителей и их детей существуют связи любви. Я сказал почти всегда, поскольку иногда бывают связи раздора и даже ненависти, но они тоже могут свести родителей и детей в одну семью. Тогда вы наблюдаете феномен появления в семье совсем неподходящего для неё ребёнка, который является причиной напряжённости и в конце концов покидает её, чтобы искать своё счастье в другом месте. Однако у обеих сторон тут есть возможность гармонизировать ситуацию, и если они достаточно мудры, они это делают. Родители, у которых такие дети, должны проявить огромное внимание, чтобы не пренебрегать ими и постараться сделать всё, что в их силах, чтобы урегулировать разлад и привести ситуацию к гармонии. Тогда проблема более или менее решится и не повторится вновь. Это знание составляет часть практической ценности нашей философии. Конечно, истинный теософ будет действовать так в любом случае, но человечество в целом делает это не всегда. Было бы неплохо, чтобы во всех кармических проблемах мы руководствовались предписанием: всегда будь добрее, чем требует ситуация.

Давайте помнить, что во многих наших человеческих отношениях на кон поставлено очень многое — гораздо больше, чем мы сознаём, и когда мы встречаемся и притягиваемся или не притягиваемся друг к другу, мимоходом или близко, всё это время осуществляется прежняя карма и создаётся карма на будущее. Потому всегда нужно применять мудрость. Мы никогда не должны порождать вражды, без необходимости причиняя боль, и всегда в своих отношениях с людьми должны быть мудрыми и уравновешенными. А с детьми особенно требуется как можно больше доброты, любви и заботы, каким бы скудным ни был их отклик, и какие бы трудные ни складывались ситуации. Там, где карма воплощающегося "я" очень неблагоприятна и наличествуют умственные или физические дефекты (или и те, и другие), следует помнить, что в действительности родителям оказана большая честь — они избраны помогать индивидуальности с очень серьёзными проблемами. В таком случае, насколько это разумно и полезно для здоровья, держите ребёнка дома, окружайте его всей возможной любовью и заботой, помогайте всё это время его "я", помня, что это нечто вроде призыва — от Бога, если хотите, — стать пастырем и защитником тому, кто проходит через тёмный период в последовательности своих воплощений. Однако там, где это причиняет неуместные страдания другим членам семьи и ситуация представляется безнадёжной, можно рассмотреть и вариант раздельного проживания, если это окажется полезным.

Когда "я" спускается в воплощение, должны быть рассмотрены и такие вещи как класс или каста родителей, возможности для образования и стартовые условия в жизни, которые они могут предложить, среда и возможные пути, которые она открывает, тип школы, её учебный курс и учителя. Всё это тоже учитывается при выборе родителей. Среди других факторов (в широких и гибких пределах) возможность подвергнуться жестокости, например телесным наказаниям дома и в школе, а также встретиться с грубостью и непониманием. Подобные вещи могут оттолкнуть более продвинувшиеся "я". Более подробно я рассмотрю эти факторы позже.

Таким образом, согласно теософии, ничто не остаётся на волю случая. Наша жизнь проходит по строгому закону, обеспечивающему абсолютную справедливость для всех, и осуществляется это правосудие с состраданием и мудростью с целью обеспечить максимально возможное эволюционное продвижение. Когда "я", собирающееся воплотиться, достаточно развито, и там, где есть выбор, могут посоветоваться с ним самим. Особенно это может касаться класса или сословия, в котором оно должно родиться — будут это классы правящие, богатые и аристократические, или ремесленные или связанные с иным ручным трудом. И иногда "я" выбирает неблагоприятные условия — во-первых, ради уроков, которые можно из них получить, а во-вторых, чтобы отдать жизнь служению. Вот почему среди низших классов можно встретить продвинувшиеся "я".

Внутреннее "я" развитого человека почти всегда чувствует какую-то миссию и в значительной мере знает, чего хочет от новой жизни, какой вклад оно собирается сделать, какие качества характера надеется развить и какие существующие способности усовершенствовать. Духовно пробудившееся "я" хорошо сознаёт эти возможности и имеет идеалы для новой жизни. И тут опять на родителей падает огромная ответственность. Благодаря им воплощение может состояться или, напротив, расстроиться, причём в самом начале жизни. Всегда следует признавать, что лишь тело является младенческим, детским или юношеским, а сияющее в нём "я" зачастую бывает мудрее родителей, больше продвинулось в эволюции и стремится с их помощью продолжить великий путь жизни. Потому ребёнка нужно окружить всем, что выводит на поверхность и поощряет высшие качества и способности. А всего, что подавляет, вызывает печаль и страдания, заставляя "я" отступать назад, в глухую оборону, как например жестокие телесные наказания, следует избегать. Телесные наказания уродуют, калечат и ожесточают личность, прививают ей склонность к обману и вызывают в ней решимость в свою очередь притеснять других, когда появляется такая возможность. Они не решают никаких проблем, кроме как временно. Один учитель сказал мне: "Каждый раз, когда я пускаю в ход ремень или розги, я тем самым признаю своё поражение".

Все эти возможности и факторы, и несомненно, гораздо больше, включая проблемы и прочие влияния из прошлых жизней и особенности будущей миссии "я" в качестве адепта, — всё это учитывается, причём главным образом в причинном мире, когда "я" собирается начать спуск в воплощение. В частности, это так в случае более продвинувшихся и развитых "я".

И прежде чем я перейду к ещё одному аспекту нашей темы, позвольте мне подытожить эти идеи. Всякий цикл перевоплощения человека курируется членами ангельских сонмов, особо связанных с человечеством. В каждом из следующих друг за другом рождений человеческие "я" получают особую помощь ангелов, отвечающих за построение ментальной, эмоциональной, эфирной и физической форм. Отчасти они действуют под руководством представителей липик. Выбор эпохи, континента, нации, религии, родителей, среды и возможностей, пола, типа тела, условий его существования, здоровья, болезней и склонностей к ним, определяются по закону этими руководящими разумами. Полностью учитываются несколько карм — самого "я", нации, в которой оно родится, членов сообществ, с которыми оно будет связано, а также всей семьи и возможных супругов и детей. Полностью просматриваются ритмы, присущие монадическому "я", предназначение согласно темпераменту, или лучу монады, прошлая карма и ближайшая и будущие миссии, и согласно кармическим условиям с безупречной справедливостью делается самый благоприятный выбор.

Затем начинается воплощение, причём оно происходит во многом так же, как воплощение логоса в только что проявленной солнечной системе. Изрекается и "эгоическое Слово". Микрокосмический логос, который есть человеческое "я", снова обращает своё внимание к материальным мирам и издаёт своё Слово, то есть посылает луч своей творческой силы, жизни и сознания, который проникает сначала в материю ментального плана. Схематически его можно представить как направленный вниз (хотя в действительности — изнутри вовне) огненный протуберанец, или луч света или творящего звука, вибрирующего на частотах, характерных для данного "я" и соответствующих его природе, силам и способностям. Воздействуя на ментальный мир, этот луч запускает нечто вроде вихря, в который втягивается окружающая материя ментального плана, вибрирующая на подобных частотах. Там ей постепенно придаётся форма овоида — так образуется зародыш ментального тела.

Преобладание той или иной из трёх гун (раджаса — деятельности, саттвы — гармонии или ритма и тамаса — инертности) также определяется воплощающимся "я" и вибрационной силой Слова, которой она на этом плане выражается. Потому в самой субстанции, из которой построены наши тела, нам отмерена совершенная справедливость, и они подходят нам настолько совершенно, насколько возможно, и насколько позволяет карма. Затем луч проникает в материю астрального плана и запускает вихрь уже там, в который аналогично втягивается астральная материя. Начинает строиться астральное тело, и тут опять же применяются те же самые принципы, поскольку притягивается лишь та материя, которая вибрирует на частотах, соответствующих частотам потока творящей силы "я". Обеспечивается это резонансом и магнетическими свойствами.

Эти тела выглядят как небольшие овоиды, поначалу в 25 или 30 сантиметров высотой. Они почти прозрачны, и в них очень мало цвета. Однако есть намёки на цвета, нечто вроде отлива, напоминающего перламутровый, в белой во всех прочих отношениях ауре ребёнка. Все они представляют скандхи,* то есть свойства и способности, принесённые из прошлых жизней и временно латентные до тех пор, пока физическая жизнь и её опыты снова не выведут их во внешнее проявление.

Должным образом начинается и строительство физического тела, причём не обязательно в самом начале. Приход в воплощение может начаться, и нередко начинается, ещё до физического зачатия. Наконец всё же образуется двойная клетка, и к ней одним из членов ангельских сонмов присоединяется физический постоянный атом.** Тогда "я" через свой "нисходящий" вибрирующий луч творческой жизненной силы приходит в соприкосновение с физическим планом и начинает строиться новое физическое тело.

__________
* Скандхи (санскр.) — "совокупности" или группы свойств, которые при рождении человека соединяются и образуют его личность. Это результаты прошлого, которые становятся семенами для будущих жизней. Кармические последствия.
** Постоянный атом — это атом, сохраняемый перевоплощающимся "я" после смерти его тел. Суть всех опытов тела, часть которого составлял этот атом, запечатляется в нём, и от него тон или частота вибраций передаётся новому телу, когда "я" воплощается вновь. См. А. Безант, "Исследование сознания".

Весь этот процесс происходит под наблюдением и заботой некоторых ангелов. Насколько я знаю (а следует помнить, что исследования в этой области были очень ограниченные и предстоит сделать ещё очень много), что на каузальном уровне имеется дэва, возглавляющий процесс воплощения, есть дэва на ментальном уровне, и есть ещё один на астральном. Эти ангелы охватывают своими аурами ауру матери, вибрирующий луч и ментальное и астральное тела. Насколько позволяет карма, они защищают их от потрясений и вторжений извне. Заняты они также и настройкой механизма сознания. Он очень тонок и состоит из семи чакр в ментальном и астральном телах, а позднее и в эфирном теле, а также связанных с ними нервных центров и желез.

Насколько мне известно, в работе над нашими телами с момента зачатия до момента смерти заняты определённые типа природных духов четырёх "элементов". Они строят, ремонтируют и регенерируют их так, как требуют обстоятельства и позволяют физические законы. Тайна развития совершенного физического тела от столь маленького организма как яйцеклетка ещё не решена наукой. Почему конкретные микроскопические области в зародыше развивают определённые типы тканей тела, пока всё оно, со всеми разновидностями тканей, не разовьётся согласно прототипу, безошибочно следуя плану, пока что остаётся загадкой и будет оставаться таковой, пока предмет не будет изучен изнутри и с точки зрения сверхфизических миров.

Тем временем ментальный и астральный ангелы работают, надзирая над строительством ментального и астрального тел, чакр и их настройкой, а природные духи действуют под их руководством. Таким образом, в период беременности физическое, эфирное, астральное и ментальное тела постепенно строятся согласно карме и эволюционным необходимостям воплощающегося "я". Затем наступает момент рождения, и если всё идёт нормально, ангелы, связанные с дородовой жизнью, удаляются, и новая личность переходит в руки людей.

Это практически и завершает то, что я могу сказать на эту важную тему. Пожалуй, я мог бы добавить ещё две мысли. Первая — это что "я" в дородовой период сознаёт физическое тело лишь очень смутно. Когда движение плода начинает ощущаться, развитие нервной системы достигает точки, когда через него уже может проявиться некая малая часть сознания "я", и в проявление добавляется чуть больше "я" в виде силы и жизни. Ведь нужно помнить, что внутреннее "я" человека троично и его формирующий луч или поток мысленной силы тоже троичен. Три составляющих его аспекта и силовых потока выражаются как духовная сила, духовная жизнь и духовный разум. Первые два действуют через физический постоянный атом с момента рождения и влияют на построение эмбриона. Но лишь когда его мозг и нервная система становятся достаточно развиты, тогда может найти проводник для своего проявления и третий, разумный аспект "я". Даже когда он отсутствует из-за физического повреждения, как бывает в случаях сумасшествия разных степеней, жизнь и сила "я" ещё поддерживают жизнь в физическом теле, и "я" остаётся в воплощении, насколько это касается этих двух аспектов.

После того, как движение эмбриона начинает ощущаться, действующее в нём "я" начинает смутно и сонно сознавать тепло, защиту, уединение и безопасность. С точки зрения элементального сознания физического тела и даже с точки зрения тонких тел, рождение — это сильное потрясение, внезапное изгнание из тепла, комфорта полной защиты и внутреннего питания периода беременности. Потому в ранние дни, недели, месяцы, но особенно в первые дни и недели этот шок можно минимизировать, по моему личному мнению, путём сохранения таких близких отношений с матерью, какие только возможны, и окружения ребёнка любовью и комфортом.

Я совершенно расхожусь с теми современными школами, которые предписывают отнимать ребёнка от матери и держать его отдельно, принося только для кормления. Некоторые врачи не советуют часто брать детей на руки или ласкать их, предпочитая с самого начала строгий режим, чтобы быстрее устанавливались привычки и рост и воспитание облегчались. В этом можно усмотреть некоторую пользу, но также и определённый нежелательный эффект. Любовь матери должна находить выход, который обеспечивает ей близость ребёнка. Материнство — это не только физический, но и духовный опыт, приносящий матери расширение сознания, которое разделяется с ней всем человечеством. Потому это ценно и важно. Ребёнок, в свою очередь, нуждается во влиянии ауры матери, её магнетизме и любви. Малыши очень зависимы, так что насколько позволяют здоровье матери, её обязанности и среда, ребёнок должен оставаться так близко к ней, как только возможно. Я рад узнать, что в этой области наметилась тенденция возвращения к прежним, более естественным методам обращения с малышами.


Глава 3
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР И ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА

Теософия учит, что вся божественная сила, вся божественная жизнь и всё божественное сознание, а следовательно и все человеческие духи, или монады, излучаются в проявление из Единого Источника и проходят через Три и Семь. Проходя через них, эти три эманации логоса — божественные сила, жизнь и сознание, — впечатляются каким-либо особым качеством одного из трёх "лиц" и одного из семи сефиротов, через которых они прошли, настраиваясь на их частоты вибраций или аккорд и окрашиваясь их особым цветом. В каждом посланном монадическом луче акцентируются цвет спектра и божественные свойства, представленные каким-либо из этих сефиротов, и отныне они преобладают над другими шестью.

Чистый лучевой тип встречается редко; как правило, имеет место какое-либо сочетание, вследствие чего идеалы, темперамент и методы претерпевают изменения. То, в какой степени проявлены качества и достоинства луча, а недостатки и ограничения преодолены, обычно определяется эволюционным положением, или "возрастом", духовного я. Как правило, чем более оно продвинулось в эволюции, тем легче различим в личности его основной луч.

Для людей каждого из лучей обычно считается наиболее желательным развитие какого-то особого качества. Для первого луча это сила воли, для второго — мудрость, для третьего — понимание, для четвёртого — чувство прекрасного, для пятого — знание, для шестого — целенаправленная преданность, или любовь, для седьмого — следование порядку.

Знание о семи лучах помогает нам понять других, особенно тех, чьи подходы к жизни, методы достижения желаемых целей и конечное предназначение отличаются от наших собственных. Это знание может дать его обладателям одну из высших добродетелей, а именно — основанную на глубоком понимании широкую терпимость по отношению к идеалам и действиям других людей и наций. Её смысл прекрасно выражен в словах Господа Кришны, который выступал как воплощение Вишну, второго аспекта св. Троицы: "Как бы человек ни приблизился ко мне, так я приветствую его, ибо все пути, приводящие людей со всех сторон, мои".*

__________
* Бхагавад-гита, IV.11, в переводе А. Безант.

Если это знание о лучах приложить к воспитанию ребёнка, тогда мы увидим, что на его характер в значительной степени влияют восемь следующих факторов:

1. Главный луч и преобладающие подлучи, которых обычно два.

Индивидуальности первого луча, обычно с влиянием пятого и седьмого лучей, проявляют качества власти, воли, и прирождённую склонность к независимости, которую нужно уважать в разумных пределах домашней гармонии.

Индивидуальности второго луча, обычно с четвёртым и шестым, проявляют единение и любовь со склонностью к зависимости от любви других, что тоже следует уважать, особенно в детстве.

Индивидуальности третьего луча, обычно с четвёртым и пятым, проявляют разум и имеют врождённую склонность к пониманию и рациональному объяснению. Таким детям обязательно нужно объяснять смысл и цель правил, дисциплины и перенаправления их энергии, впрочем это весьма желательно во всех случаях.

Индивидуальности четвёртого луча, обычно не имеющие ярковыраженного проявления других лучей, от рождения склонны стремиться к гармонии, любят цвет, ритм и красоту. Всем детям, проявляющим эти качества, нужно предоставлять все возможности для самовыражения и тренировки тела через искусства.

Индивидуальности пятого луча, обычно с первым и третьим, проявляют логику и решимость, доходящую иногда до упрямства. Эти склонности следует уважать, так что перенаправление их усилий всегда следует сопровождать разумным объяснением.

Индивидуальности шестого луча, обычно с влиянием второго луча и почти полным отсутствием пятого в ранние годы, проявляют желание любить, быть любимыми, стремление к личному и исключительному обладанию. Эти свойства и родительский инстинкт, который может их сопровождать, следует мудро направлять в созидательное русло и никогда нельзя подавлять полностью.

Индивидуальности седьмого луча, обычно с первым и пятым лучами, а часто и с хорошо развитым четвёртым, имеют склонность к личному достоинству. Они особо чувствительны к оскорблениям, особенно когда они сопровождаются насилием, грубостью и неуважением. Это свойство, вместе со свойствами дополнительных лучей, всегда следует уважать.*

__________
* Подробнее о лучах см. Э. Вуд "Семь лучей" и А. Бэйли "Трактат о семи лучах", т. I—II "Эзотерическая психология". — Прим. пер.

2. Фаза эволюции, которой достигло "я", те фазы, через которые оно должно пройти и которые поэтому будут акцентированы в его новой жизни. Родители и учителя должны прилагать все усилия, чтобы различить эти факторы и руководствоваться ими.

3. Мировое мышление в период дородовой жизни и в ранние годы. Оно влияет на личность, и в некоторых случаях достаточно сильно для того, чтобы модифицировать и даже временно нейтрализовать влияния "я".

4. Мышление нации, её характеристики и наклонности. Они неизбежно встраиваются в ум новой личности.

5. Местный, семейный и родительский менталитеты, которые влияют на построение и природу ментального тела. Сильные, хорошо развитые "я" преодолевают третий, четвёртый и пятый из перечисляемых нами факторов, но другие формируются ими.

6. Эмоциональная атмосфера в доме и по соседству. Гармония, любовь и сдержанность помогают очень сильно, тогда как их противоположности могут повредить формированию эмоционального склада и тела.

7. Расовые, родовые и родительские физические характеристики, которые передаются ребёнку через отца и мать.

8. Факторы непосредственно предшествовавшего воплощения:

а) Все вышеперечисленные влияния, действовавшие в прошлой жизни.

б) Природа той жизни, особенно её удача или неудача. Неудача, беда, трагедия может оставить такое впечатление, что оно вновь проявится и в следующей жизни; обычно это бывает в юном возрасте, но иногда и после.

в) Основные виды деятельности и достижения, которые тоже играют свою роль в формировании характера новой личности.

г) Всякие острые страдания, особенно если они были продолжительными, придадут ребёнку естественную склонность сжиматься от боли и неспособность успешно бороться с ней и даже спокойно смотреть на неё. Ранние годы могут быть омрачены нерациональными с виду страхами. Всех таких детей следует тщательно защищать от переживаний, которые могут пробудить страх, и следует прилагать все усилия, чтобы развить в ребёнке уверенность, чувство безопасности и свободы от нападений на личность. Сверхчувствительность ребёнка к мысли о боли, угрозе боли или самой боли, не следует рассматривать как слабость. Её ни в коем случае нельзя наказывать, но всегда относиться к ней с особой мягкостью и уважением, поскольку по всей видимости страдания в прошлой жизни были столь острыми, что вызвали крайнюю чувствительность к боли. Это один из важнейших факторов воспитания ребёнка дома и в школе, и тем не менее — один из тех, которыми больше всего пренебрегают и даже злоупотребляют. В результате может быть расстроено всё воплощение.

д) Правящее положение, власть над другими, тиранические наклонности и жестокость в одной жизни могут создать очень трудную личность в следующей. В детстве такая личность может проявить нежелание и неготовность сотрудничать в уходе как за своим телом, так и за домом в целом. Большинство таких бунтарей являются порождениями несчастливых обстоятельств и возможностей для тирании, большой или маленькой, в прошлых жизнях, особенно в непосредственно предшествовавшей.

В результате "я" оказывается в трудном положении, у него ограниченные возможности для развития и проявления в новой личности противоположных качеств. Эту трудность следует признать и относиться к ней с уважением. Прежде всего ребёнка нельзя запугивать или сурово обращаться с ним, желая "сломить его дух". Тем не менее дисциплина должна быть твёрдой, идеалом здесь будет перенаправление, а не подавление.

е) То, какой была смерть в прошлой жизни. Если она была "естественной", как от старости или болезни, тогда она не будет нести какого-то особого влияния. Но если она была насильственной, это неизбежно повлияет на следующую жизнь. Проявятся определённые врождённые страхи, обычно связанные с обстоятельствами и причиной той преждевременной смерти. Некоторые примеры, связанные с четырьмя элементами, таковы: земля — удушение, погребение или падение; вода — утопление; воздух — высоты, падения, температурные крайности; огонь — сгорание, взрывы, вулканические катастрофы.

Нужно признать, что средние родители за отсутствием ясновидения не могут знать все эти факторы. Однако большинство из них ещё в раннем возрасте становятся вполне очевидными.

Знание этих принципов может послужить руководством и родителям, и учителям, стремящимся выявить самые важные факторы. Как только они будут осознаны, можно будет проявлять такое отношение к ребёнку и такие виды воспитания, какие соответствуют его особым потребностям.

Один принцип, который вытекает отсюда и которого никогда не следует забывать, состоит в том, что хотя дети могут быть непослушны и при необходимости могут подвергаться твёрдым методам воспитания, никакого ребёнка нельзя винить за неблагоприятные черты характера. В общие или временные хорошие или плохие особенности характера ребёнка вносят свой вклад все вышеперечисленные факторы.

Другой основной принцип состоит в том, что развитие в человеке мужества и умения достигать цели вовсе не требует грубости, строгости, жестокости и "ежовых рукавиц" в детстве. Ребёнок, с которым обходятся жёстко, обычно отсекается от своего высшего я. Потому при развитии характера следует держаться серединного пути. Определённая чувствительность, нежность и естественная доброта должны сочетаться с смелой независимостью и инициативой.

Учение о реинкарнации, которое показывает нынешнюю жизнь как всего лишь одну в последовательности воплощений с многими жизнями впереди и влиянием многих прошлых жизней, это великий ключ, который теософия даёт родителям, учителям, и поистине всем, кто в ответе за детей нашего человечества.

Перевод K. Z.